логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Скрипач не нужен Евгений ДУБОГРЫЗ - «Контракты» №3 Январь 2006г.

Несмотря на блестящие перспективы развития отечественной сферы услуг, до нее еще не дотянулись руки олигархов. У среднего бизнеса есть шанс поймать момент


Как правило, чтобы узнать какие отрасли экономики будут наиболее динамично развиваться на протяжении следующего года-двух, достаточно обратить внимание на то, куда активно инвестируют средства игроки фондового рынка и в каких отраслях экономики заняты представители крупного капитала.

Иными словами, куда идут короткие деньги (хозяева которых по определению намереваются вернуть вложенные средства как можно скорее и с максимальным наваром), и чем интересуются отечественные олигархи. Таких отраслей сейчас две — машиностроение (тяжелое и энергетическое) и телекоммуникации.

Особенно интересно в начале 2006 года выглядит вторая. Региональные газеты и интернет-порталы пестрят объявлениями «Куплю акции компаний «Укртелеком», «Оптима-телеком», «Фарлеп-инвест». По числу крупных сделок сектор телекоммуникаций стал одним из лидеров прошлого года.

System Capital Management приобрела у ИСД оператора стационарной связи компанию «Фарлеп» и в скором времени обнародует сделку по покупке у группы «Приват» компании «Оптима-Телеком». Российская Альфа-групп более полугода вела борьбу с Telenor за право купить отечественного мобильного оператора УРС. А на грядущую приватизацию Укртелекома уже нацелились и украинские, и российские ФПГ.

Промышленники и предприниматели

Вот, пожалуй, и все о присутствии отечественного крупного капитала в сфере «массовых» (т. е. рассчитанных на широкого потребителя) услуг. Да, есть редкие исключения, например, достаточно большая часть бизнеса группы «ТАС» (Сергей Тигипко) состоит из банков и страховых компаний.

Российская Национальная резервная корпорация который год пытается закрепиться в Крыму в качестве заметного игрока на рынке гостиничных услуг. А элитный гостиничный комплекс и авиакомпания в последние несколько лет стали неотъемлемым атрибутом любой ФПГ — подобно тому, как в середине 90-х региональные «короли» имели собственный банк и спонсировали футбольный клуб.

Но в целом сфера услуг, в отличие от крупной промышленности, находится вне внимания олигархов — профильным бизнесом услуги не являются ни для одной мало-мальски заметной ФПГ, работающей в Украине. К примеру, ММК им. Ильича, владея двумя самолетами (компания «Ильич-Авиа») и арендуя аэропорт, может сколь угодно долго хвастаться наличием собственного авиаперевозчика. А страховые компании, в массовом порядке возникающие в составе крупных бизнес-групп, на деле, как и банки, используются ФПГ исключительно для обслуживания менеджеров и рабочих предприятий группы, а также для минимизации налогов.

Причин существующего положения дел в сфере услуг можно назвать множество — от неразвитости внутреннего спроса на услуги до недальновидности олигархов. Но основных всего две. Первая — бизнес на услугах (при высокой рентабельности) до недавних пор не отличался высокими объемами.

Суммарная прибыль металлургического комбината или химического концерна в Украине несомненно выше, чем у сети клиник или ресторанов, тем более, при взлете мировых промышленных цен. Кроме того, услуги являются рассредоточенным бизнесом. Так, ГОК или меткомбинат находятся на ограниченном пространстве, представляя целостный комплекс, где сравнительно легко организовать и поставку сырья и оборудования, и даже сбыт продукции. А вот развивать сеть супермаркетов или казино — дело зачастую более сложное: опыт промышленной логистики здесь не всегда помогает.

Вторая причина невнимания крупного бизнеса к услугам кроется в истории формирования украинских ФПГ. Большинство олигархов — либо выходцы из промышленности (Сергей Тарута, Виктор Нусенкис, «красные директора»), либо «промышленники поневоле», в свое время заработавшие деньги и политическое влияние за счет торговли газом, нефтепродуктами, углем и металлом (Виктор Пинчук, Ринат Ахметов, собственники Привата).

Естественным шагом в развитии «промышленных» бизнес-групп была концентрация активов в одной-двух отраслях и выстраивание вертикально интегрированных цепочек путем присоединения сырьевых активов. На услуги же в эпоху передела промышленной собственности у ФПГ не оставалось ни времени, ни даже средств.

Только для своих

Впрочем, говорить об абсолютном невнимании отечественных ФПГ к сфере услуг, наверное, неправильно. Ведь на деле олигархи занимаются услугами, но не рассчитанными на массового потребителя, а для собственных нужд. Так, крупные ФПГ, задействованные в сырьевом секторе и металлургии, владеют операторами железнодорожных перевозок (Лемтранс, Ферротранс, УПТК и другие) и перевалкой (Одесский, Ильичевский, Мариупольский порты).

Наконец, тенденцией последних двух-трех лет стала скупка олигархами компаний, занимающихся ремонтом и сервисным обслуживанием оборудования. Например, группа УкрСиббанка в 2003 году еще управлявшая Северным ГОКом, тогда же приобрела Криворожский завод горного оборудования, специализирующийся на ремонте и сервисном обслуживании.

С продажей СевГОКа необходимость в рудоремонтном заводе у харьковских бизнесменов отпала, и в прошлом году собственником предприятия стала ИСД. System Capital Management тем временем получила контроль над рядом машиностроительных заводов Луганской и Донецкой областей, решив потенциальные проблемы и с производством горно-металлургического оборудования и с его обслуживанием.

В любом случае, рассчитывать на помощь олигархов в развитии, к примеру, медицины или индустрии развлечений в ближайшие 3-5 лет не приходится. Максимум, на что может обратить внимание крупный капитал в сегменте массовых услуг — уже раскрученный бизнес: сети супермаркетов, в том числе специализированных, возможно, консалтинговые и аудиторские компании. Развитие остальных направлений, особенно жилищно-коммунального хозяйства и транспортной инфраструктуры, останется задачей государства, мелкого и среднего бизнеса.


Компании и предприятия сферы услуг, подконтрольные ведущим ФПГ Украины

System Capital Мanagement
Ринат Ахметов

  • Первый Украинский Международный Банк
  • Украинская акционерная СК* «АСКА»
  • Украинская акционерная СК* «АСКА-Жизнь»
  • Укртранслизинг
  • Укрметаллургтранс
  • Украинская промышленно-транспортная компания
  • Цифровая сотовая связь Украины (DCC)
  • Фарлеп-Инвест
  • Оптима-Телеком
  • Leman Commodities (Швейцария)
  • Кривбассвзрывпром
  • Азовский судоремонтный завод
  • Гефест
  • Гостиница «Донбасс Палас»

Группа «Приват»
Игорь Коломойский
Геннадий Боголюбов

  • ПриватБанк
  • Днепроспецстрой
  • Днепрнефтепродукт
  • Хмельницкнефтепродукт
  • Сумынефтепродукт
  • Житомирнефтепродукт
  • Черниговнефтепродукт
  • Черновцынефтепродукт
  • Запорожнефтепродукт
  • Украинские лотереи
  • АТП** «Артем-Авиа»
  • Одесский морской порт

Индустриальный союз Донбасса
Сергей Тарута
Виталий Гайдук

  • Украинская горно-металлургическая компания
  • Centrostal Bydgoszcz (Польша)
  • Криворожский завод горного оборудования
  • Криворожский центральный рудоремонтный завод
  • Гостиничный комплекс «Ялта-Интурист»
  • Турфирма «САМ»
  • ИСД-Авиа
  • Пансионат «Донбасс»

Группа Укркредитбанка
Григорий Суркис
Валентин Згурский

  • ГТК*** «Интурист-Закарпатье»
  • Ильичевский топливный терминал
  • Кременчугская нефтяная компания

Группа «ТАС»
Сергей Тигипко

  • Страховая компания «ТАС»
  • ТАС-Комерцбанк
  • ТАС-Инвестбанк
  • ТАС-Клиника семейной медицины

Группа «Меркс»
Валерий Хорошковский

  • Меркс-Мебель
  • Укринмедстрах

Интерпайп
Виктор Пинчук

  • Украгромашинвест
  • Украгродеталь
  • Лозовский кузнечно-механический завод
  • НАСК «Оранта»
  • «АероСвіт»
  • Никопольский завод технологической оснастки

Концерн «Энерго»
Виктор Нусенкис

  • Кредитпромбанк

Группа «АвтоКрАЗ»
Константин Жеваго

  • Ферротранс

Группа «Укрподшипник»
Андрей и Сергей Клюевы

  • Донецкая фондовая биржа
  • СК* «Орадон»
  • SLAV Handel (Австрия)

1) Отнесение той или иной компании к финансово-промышленной группе является результатом экспертной оценки Контрактов и не всегда означает наличие формальной или юридически закрепленной связи

2) В список не включены финансовые учреждения, консалтинговые и торговые фирмы, специализирующиеся на обслуживании предприятий той или иной ФПГ

3) Приведенный список не является исчерпывающим, данные взяты из открытых источников

* Страховая компания
** Авиационно-транспортное предприятие
*** Гостинично-туристический комплекс

Контракты №3 / 2006
Вы здесь:
вверх