логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Андрей и Роман Евгений ДУБОГРЫЗ - «Контракты» №31 Август 2006г.

О деловой символике. Кто может назвать себя самым известным за рубежом украинцем?


Год назад за такое звание соперничали Андрей Шевченко и Виталий Кличко. Сейчас, бесспорно, этот титул принадлежит футболисту.

Кто самый известный россиянин за пределами своей страны? Это не Владимир Путин или Алексей Миллер. Символ «великой империи» — Роман Абрамович. Фотографии чуть виновато улыбающегося Абрамовича — на яхте, на рыбалке, на футбольном матче — не сходят с первых полос английских таблоидов. Ранее недоступный олигарх сейчас регулярно общается с прессой, делая это в стиле премьер-министра царской России Сергея Юльевича Витте — «жену обожаю до безумия, водки вообще не пью, денег кот наплакал». Как такого не любить?

История не даст соврать —у страны, действительно мощной и развивающейся ускоренными темпами, всегда есть бизнесмен-символ. США конца позапрошлого века: Рокфеллер, Вандербильт, Морган. Нынешние Билл Гейтс и Джордж Сорос как символы Америки успешно соперничают с Микки-Маусом. Германия в начале прошлого столетия: Крупп, Дизель, Цеппелин. Япония шестидесятилетней давности: Коносуке Мацусита. Италия 80-90-х — Сильвио Берлускони.

Символ-спортсмен проигрывает символу-бизнесмену. И дело не в том, что спортивная слава недолговечна. От спортсмена, каким бы раскрученным он ни был, мало реальной пользы. Максимум — решение текущих PR-задач: выступление в пользу политической силы, благотворительность в должности «посла мира во всем мире». Символы-бизнесмены полезнее — они не только пиарят страну, но и развивают бизнес. Раскрученный Абрамович для зарубежных институциональных инвесторов сродни Соросу: если акции компании Х покупает Роман Аркадьевич — рост котировок обеспечен. После покупки Абрамовичем 40% акций Евразхолдинга стоимость компании выросла на 25%. IPO государственной Роснефти: покупка компанией Millhouse Capital Абрамовича бумаг на $300 млн спровоцировала зарубежные инвестфонды скупать акции стагнирующей госмонополии.

Почему у Украины нет своего бизнес-символа? Украинские олигархи коррумпированнее российских? Нет. Разборки наших бизнесменов выглядят наивно в сравнении с деяниями того же Абрамовича во времена правления в Кремле двух Борисов (Ельцина и Березовского). Может, причина в том, что украинские олигархи беднее своих российских или европейских коллег? Снова нет — финансовая мощь Ахметова с Гайдуком сравнима с возможностями американских промышленников высшего эшелона.

Секрет в истории отношений государства с крупным бизнесом. Во время президентства Леонида Кучмы бизнес-группы были интересны как доноры, делящиеся прибылью. Сейчас программа расширена — олигархи призваны к социальной ответственности. А для того, чтобы такая ответственность (являющаяся все же прерогативой государства) возрастала, государство регулярно напоминает олигархам об их непростом прошлом. Олигархи, внимательно выслушивая и просьбы, и угрозы, тихонько переводят активы в зарубежные офшоры (SCM регистрирует управляющие компании на Нидерландских Антилах (в официальных документах именуемых «Голландией»), а трейдеры Интерпайпа — наращивают офисы в Швейцарии). И на всякий случай не покупают ничего большого ни в Украине, ни за ее пределами — чтобы не смущать государство. А символ Украины — Андрей Шевченко — работает наемником у символа России — Абрамовича, что и отображает реально соотношение символов двух соседних государств.

Вы здесь:
вверх