логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Торговая паутина Ксения ПОРТНАЯ - «Контракты» №35 Сентябрь 2006г.

В этом году украинцы потратят в интернет-магазинах от $140 млн до 200 млн


«Дневной оборот интернет-торговли только в Киеве составляет несколько сотен тысяч долларов», — утверждает директор интернет-магазина «Мобитрейд» Виталий Цуд. Выручка всех отечественных онлайн-торговцев, по подсчетам исполнительного директора Petrovka.UA Олега Терещенко, в 2005 г. превысила $100 млн. В этом году, по разным оценкам, украинцы потратят на покупки в сети от $140 до 200 млн.

Эту сумму делят между собой от одной до полутора тысяч магазинов. Правда, крупных магазинов, которые в сутки посещают около 1 тыс. посетителей, насчитывается всего 25-30. Остальные — мелкие конторы, зачастую состоящие из сайта, телефона, курьера и барышни на приеме заказов. Нередко все эти «должности» совмещает один человек, он же хозяин сайта-магазина. Как правило, такой магазин не имеет своего склада — покупает товар только после получения заказа от клиента, по сути, зарабатывая на доставке и работая в обход налоговой.

Около половины всех магазинов, по наблюдениям Терещенко, созданы «в нагрузку» к обычным розничным. «Как правило, это интернет-витрины известных супермаркетов электроники, — соглашается с коллегой Цуд. — Но все они менее популярны, чем полностью виртуальные. Возможно, потому что им достаточно объемов обычных продаж, и они не стараются продвигать свои сайты или держат высокие цены. Исключение — City.com, преуспевший сразу в двух направлениях».

Кухня интернет-торговли

Правильно запущенный проект магазина, по подсчетам Олега Терещенко, окупается через два года. Более оптимистичен в оценках Виталий Цуд. По его словам, вернуть вложенные деньги можно уже через 3-6 месяцев.

Первоочередные затраты — оплата хостинга, регистрация, расходы на разработку сайта — составляют от $100 до 1 тыс. В зависимости от уровня торгового предприятия (количества сотрудников, площади арендованного помещения, числа телефонных линий и т. д.) текущие расходы на поддержание магазина могут отличаться в несколько раз. По словам Терещенко, виртуальный магазинчик ежемесячно обходится примерно в $1 тыс., интернет-супермаркет — минимум в $100 тыс.

Заработок электронных торговцев на единице товара относительно небольшой. К примеру, Petrovka.UA работает с наценкой 20-25%. Директор Мобитрейда пояснил Контрактам, что причина небольших накруток — демпинг на рынке онлайн-торговли. Крупные магазины винят в низких ценах мелких предпринимателей, ухитряющихся минимизировать затраты за счет ухода от налогов, отсутствия товарных запасов и т. д.

По словам исполняющего обязанности руководителя департамента электронной коммерции City.com Сергея Смыка, рентабельность этого бизнеса составляет в среднем 10-13%. «При хорошо налаженном механизме рентабельность выше. Она позволяет интернет-магазину, изначально состоявшему из трех человек, вырасти в фирму с солидным штатом, достойной оплатой труда, автомобилями для доставки товара по Киеву и офисом-магазином в центре города», — добавляет Цуд.

Что продают

По утверждению хозяев интернет-магазинов, через сеть имеет смысл продавать далеко не всякий товар. Олег Терещенко считает, что больше всего для виртуальной торговли подходят диски с музыкой и фильмами, книги, компактная электроника (например, MP3-плееры и мобильные телефоны). «Идеальным для интернет-торговли считается товар, при выборе которого важно ознакомиться с его описанием и характеристиками: техника, путевки, билеты, практически все непродовольственные товары, — объясняет Виталий Цуд. — Электронный магазин не подходит для товаров, которые нужно пощупать руками или померить. Например, в сети плохо продается одежда». Не торгуют в интернете дешевыми товарами — даже высокая наценка не окупает затраты на их доставку. К слову, большинство интернет-торговцев предпочитают доставлять заказ своими силами, по крайней мере, в том городе, где работают. У крупных магазинов есть собственные курьерские службы, мелкие же довольствуются одним-двумя курьерами. Аутсорсинг используется только для доставок за пределы города.

Средняя сумма покупки зависит от специфики продаваемых товаров. Например, средний чек интернет-магазина Petrovka.UA, в основном торгующего дисками, книгами и журналами, составляет около 100 грн. В City.com, продающем бытовую электронику, средняя покупка затягивает на 500-600 грн. По наблюдениям самих торговцев, чаще всего с помощью интернета покупают относительно недорогие модели (см. Топ-5). «В основном это портативная электроника и фототехника стоимостью $50-500. Заметно реже покупают ноутбуки и «плазмы» за $1-3 тыс.», — рассказывает директор Мобитрейда. Одна из главных причин сдержанности украинских покупателей — недоверие к виртуальным магазинам. Кстати, именно этим торговцы объясняют тот факт, что большинство украинцев предпочитают расплачиваться только после получения своего заказа. «Наиболее популярной остается оплата наличными при доставке. Так расплачиваются 80% киевских клиентов City.com, — подтвердил Сергей Смык. — Клиент платит за товар, убедившись, что это именно то, что он хотел».

В ожидании бума

«Судя по количеству новых магазинов, из года в год рынок практически удваивается», — считает Виталий Цуд. Оценка руководителя City.com более сдержанная — около 40% роста в год. От 40 до 100% оценивают рост интернет-продаж в 2006 году большинство операторов этого рынка. Можно ожидать, что к концу года украинцы с помощью интернета потратят от $140 млн до 200 млн.

По прогнозам операторов рынка, бум интернет-торговли в Украине случится через год-два. Обосновывая такой прогноз, хозяева онлайн-магазинов приводят в пример Россию, где рынок электронной торговли в 2005 году в десять раз превысил украинский, преодолев планку в $1 млрд. Оборот только ОЗОНа составил $22 млн — пятую часть всей украинской электронной коммерции.

Отечественным интернет-торговцам пока приходится довольствоваться тем, что есть. По словам Виталия Цуда, даже из числа целевых посетителей украинского сайта-магазина — тех, кто пришел в поисках товара, а не забрел случайно или в поисках справочной информации, покупку совершают только от 1 до 10% посетителей. Тем не менее, как считает Сергей Смык, уже есть постоянные интернет-покупатели, которые делают заказы каждые две-три недели.


ТОП-5. Самые продаваемые товары в июле по версии Мобитрейд...

Карта памяти Transcend SD 1Gb - $42

Фотокамера Canon A540 - $259

Мобильный телефон Sony Ericsson K750i - $305

КПК Fujitsu-Siemens Pocket LOOX № 560 - $500

MP3-Flash плееры Transcend T.sonic 610 1Gb - $75

... и City.com

Фотоаппарат Sony CyberShot DSC-S600 - $198

Фотоаппарат Olympus mju-700 - $269

Фотоаппарат Canon PowerShot A610 - $291

Карта памяти SanDisk SD 1Gb - $53

Мобильный телефоны NOKIA 6060 - $104


Характеристика ниши (интернет-магазин)

Объем рынка — $140-200 млн

Уровень конкуренции — средний

Начальные инвестиции в проект — от $1-5 тыс.

Срок окупаемости — от 3 месяцев

Особенности: низкий уровень доверия потребителей, демпинг со стороны мелких полулегальных магазинов


Экспертиза

Виталий ЦУД, директор интернет-магазина «Мобитрейд»

В этом году через интернет приобретут товаров минимум на $140 млн. Можно ли утверждать, что украинский рынок электронной коммерции состоялся?

— Нет. Пока он «дикий». Поставщики часто сотрудничают со всеми магазинами, даже с работающими неофициально. В результате мелкие предприниматели в погоне за заработком обваливают цены. Они могут себе это позволить, поскольку издержки у них минимальные.

Кроме того, многие менеджеры магазинов зачастую в глаза не видели товар, которым торгуют. И, следовательно, не могут квалифицированно проконсультировать клиента.

И сколько, по-вашему, в Украине магазинов, которым можно доверять?

— По данным каталога BigMir, общее количество интернет-магазинов превышает 1,5 тыс. Тех, которые не первый год работают на рынке и достойны доверия — около 30.

Судя по количеству онлайн-магазинов, заниматься электронной торговлей выгодно...

— В принципе, да. Стартовые затраты невелики — от $100 до 1 тыс. Но не все еще понимают: чтобы оставаться на лидирующих позициях, в проект нужно ежемесячно вкладывать еще минимум несколько тысяч долларов (аренда офиса, логистика и зарплата сотрудникам). Зато, если грамотно подойти к делу, даже при таких затратах срок окупаемости магазина составляет от квартала до полугода.

Если не вкладывать ничего и надеяться на чудо — магазин будет одним из полутора тысяч с двумя-тремя клиентами в неделю. Интернет-магазин нельзя воспринимать просто как сайт с удачными или неудачными дизайном, функциональностью, названием и прочими внешними атрибутами. Прежде всего это инструмент, используемый для продвижения товаров и услуг.

Сергей СМЫК, и. о. руководителя департамента электронной коммерции City.com

Почему оборот электронной торговли в Украине меньше российского в 10 раз?

— Пока у нас отсутствует доверие к интернет-магазинам. Все знают, что покупать в сети выгодно, что весь мир делает покупки, не выходя из дома. Но все равно большинство покупателей действуют по привычке: ищут и выбирают товар в интернете, а покупают в обычном магазине.

Проблема только в стереотипах или в невысоком уровне сервиса большинства интернет-магазинов?

— И в этом тоже. Украинский рынок интернет-торговли еще не сформирован. В основном его игроки — частные предприниматели и небольшие компании. Из полутора тысяч существующих магазинов крупных — всего несколько десятков. По настоящему серьезные игроки появятся на рынке через несколько лет, когда солидные компании в поисках минимизации затрат и новых рынков сбыта обратятся к интернет-торговле.

Насколько сегодня выгоден интернет-бизнес?

— Организация продаж через сеть не требует больших инвестиций. Сложнее найти в Украине людей, которые могут качественно организовать этот процесс. Инвестор, решивший вложить деньги в интернет-торговлю, должен знать, что сверхприбыли ему не видать — наценки в интернет-магазине намного меньше, чем в обычном. Нельзя один раз вложить деньги в онлайн-магазин и в будущем получать только прибыль. Проект требует регулярных вложений — несколько тысяч долларов в месяц на продвижение, техническую поддержку и разработку новых сервисов.

Через интернет можно продавать любые товары?

— Наиболее популярные категории товаров — мобильные телефоны, MP3-плееры, цифровые фотоаппараты, принтеры, расходные материалы, радио- и стационарные телефоны, акустика. В принципе, нет товаров и услуг, которые не могут быть проданы через интернет. Другое дело, что не все целесообразно продавать через сеть. Есть группы товаров, например, одежда, обувь, украшения, с которыми перед покупкой потребители предпочитают ознакомиться визуально, потрогать, примерить.

А как у них

Ежегодно мировой рынок электронной торговли растет на 20-30%. По оценкам зарубежных экспертов, в 2005 году его объем составил $3-5 трлн.

В Европе, по данным исследовательской компании Mintel International, доля интернет-продаж летом 2006 года составляла более 2% всей европейской розницы. За прошлый год объем интернет-продаж в ЕС вырос на 51%, превысив EUR40 млрд. Чаще всего покупки в сети делают англичане — в Великобритании продажи через интернет вплотную приблизились к отметке EUR10 млрд. Второй по величине рынок интернет-покупок в Германии — EUR9,71 млрд.

Исследование агентства EMarketer показало, что чаще всего европейцы покупают в электронных магазинах книги, авиа- и ж/д билеты, DVD и СD-диски, ПО, средства телекоммуникации, потребительскую электронику и бронируют с помощью интернета мотели.

Вы здесь:
вверх