логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Купить границу Ольга ШвагулЯк-Шостак - «Контракты» №38 Сентябрь 2006г.

Украинско-польскую границу превратят в многокилометровую сервисную зону


Привязка к трафику

«Шанхайские городки» из торговых будок и вагончиков, тесно обступивших пограничные пункты пересечения украинско-польской границы, львовская власть настроена превратить в системные сервисные центры. Упорядочивать инфраструктуру вокруг ворот в Украину заставляет областную управу, с одной стороны, приближение границ ЕС и возможное проведение в стране чемпионата Европы по футболу 2012 года, с другой — стремление затянуть инвесторов на депрессивные пограничные земли.

По информации Контрактов, под вложение капиталов власти Львовщины отвели окрестности четырех действующих международных автомобильных пунктов пропуска на украинско-польской границе—Рава-Русская—Гребенное (проектная пропускная способность — 900 транспортных средств в сутки), Краковец—Корчовая (2000 автомобилей), Шегини—Медыка (1400 автомобилей), Смильница—Кросценко (1300 автомобилей). Областные власти, по словам первого заместителя председателя Львовской облгосадминистрации Валерия Пятака, отводят для сервисных зон трехкилометровые полосы вдоль автомобильной трассы в направлении Украины: «Мы дали поручения райадминистрациям и службе архитектора области отработать схемы планирования сервисных зон возле пунктов пересечения границы.

На основе этих схем в дальнейшем будет происходить системная застройка территории — офисы для страхования, площадки для паркинга, ресторанно-гостиничные заведения, заправки, логистические объекты. Но однотипных сервисных зон не будет. В планирование могут внести свои коррективы внешние факторы, скажем, рельефный. Например, в пограничных Нижанковичах, зажатых в горах и пересекаемых рекой, где планируется строительство пропускного нового пункта, сервисная зона будет меньше».

Движение автотранспорта через границу

Инициаторы проекта уверены в прибыльности пограничного сервиса. Чтобы подсчитать будущую выручку и рентабельность бизнеса на границе, можно воспользоваться классической для маркетинговых исследований точкой отсчета — трафиком автотранспорта через украинско-польские пункты пропуска. Официальная статистика свидетельствует о ежегодном увеличении автопотока. В 2005 году, по сравнению с 2002-м, он вырос вдвое, в прошлом году увеличился на 36% в соотношении к 2004 году. Причем, в прошлом году количество водителей-иностранцев превысило поток украинских техсредств, курсирующих на Восток (см. диаграмму).

Перспектива

По мнению Владимира Худо, доцента факультета международных отношений Львовского национального университета, на практике занимающегося реализацией мощных инвестпроектов, наиболее перспективные из действующих — пункты пропуска, расположенные на европейских транспортных коридорах, проходящих через Львовщину. На одном из них — пункт пропуска Краковец—Корчовая. Вторым по уровню инвестиционной привлекательности Владимир Худо считает Шегини—Медыку.

Уже подсчитано, что капитальная емкость одной сервисной зоны составит от EUR50 млн до 100 млн. Только строительство среднего мотеля потянет не меньше чем на $2-3 млн.

В ближайшие годы количество площадок под пограничную инфраструктуру увеличится в 2,5 раза, поскольку в 280-километровую пограничную полосу между Украиной и Польшей государства-соседи планируют «встроить» еще шесть новых автомобильных пунктов пропуска: Угринов— Долгобычув, Белз—Будынин, Грушев—Будомеж, Нижанковичи— Мальховице, Мшанец—Бандрув, Боберка—Смольник. Таким образом украинско-польскую сеть пунктов пропуска «подгоняют» под европейские нормы и практические международные потребности. По евростандартам на каждых 30 километрах пограничной кривой должен появиться один ПП. Сегодня граница открыта лишь на каждых семидесяти километрах.

Однако часть задекларированных пропускных пунктов уже отхватили себе поляки. Они будут строить несколько ПП на польской территории для совместного контроля над автотранспортными цепочками и соответственно обустраивать сервисную инфраструктуру на своей стороне, признает Тарас Жолубак, заместитель начальника управления международного сотрудничества и интеграции главного управления экономики Львовской ОГА. В частности, поляки закрепили за собой будущие ПП в Грушеве и Угринове.

Неприкасаемые

В этом году Львовская облгосадминистрация издала распоряжение № 258 о создании сервисных территорий на украинско-польской границе. «Мы поручили райадминистрациям наложить мораторий на выдачу разрешений под застройку существующих сервисных зон», — говорит Валерий Пятак. К концу года власть готовится выставить на открытые торги — аукционы и конкурсы — объекты, запланированные для строительства. Старая «шанхайская» инфраструктура пойдет под бульдозеры. Останутся только капитальные объекты, построенные в рамках закона. Архитектор, который будет готовить проект «правильной» сервисной зоны, должен учесть в общей концепции официальные готовые сооружения. Нетронутыми, очевидно, останутся АЗС.

Местный бизнес к инвестиционным инициативам властей пока что присматривается. Директор СП «Евролекс» Оскана Земба считает, что процесс перекройки пограничной инфраструктуры не будет безболезненным для тех, чей бизнес уже пустил корни возле пунктов пропуска. Вместе с тем новички пограничного бизнеса получат выгоду, если предложат евроуслуги прежде всего в сфере торговли и питания. Инвестировать в пограничную инфраструктуру, убежден владелец и генеральный директор фирмы «Геликон» Михаил Горный, будут только те, кто готов ждать возврата средств 5-7 следующих лет. «Мой нынешний бизнес — продажа автомобилей и строительство жилья во Львове — намного рентабельнее», — поясняет свой выбор предприниматель.

Пограничная лихорадка

Вместе с тем, в зонах, где планируется развитие сервисной инфраструктуры, уже началась охота на землю. По словам главного архитектора Львовской области Ивана Олийныка, схема покупки пограничья довольно проста: сельсовет принимает решение о предоставлении участка для личного крестьянского хозяйства аборигену, который может даже не догадываться о таком щедром муниципальном решении. Потом надел перепродают кому-то из Киева или из Львова. Когда придет время Z, владельцы скромных пограничных соток смогут блокировать застройку территории, взвинтить их цену, а потом выгодно перепродать землю инвестору.

Первый заместитель председателя Львовской облгосадминистрации Валерий Пятак утверждает, что областное управление земельных ресурсов предупреждено о моратории на выдачу разрешений на застройку пограничных территорий. Дескать, если владельцы полученных таким образом наделов захотят сооружать здесь объекты, строительство заблокируют: управление не согласует акт отвода земли. Но на каждый закон есть свой нарушитель.

Вы здесь:
вверх