логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Не все из Донецка Вячеслав ДАРПИНЯНЦ, Наталия ГУЗЕНКО, фото Светланы СКРЯБИНОЙ - «Контракты» №42 Октябрь 2006г.

Глава Совета предпринимателей Украины Ксения Ляпина не ждет от правительства системных реформ


10 секунд на чтение

В интервью Контрактам Ксения Ляпина рассказала о том, что:

1) в обойме Азарова нет самостреляющих патронов

2) Кабмин строит экономическую модель по принципу «этому дам — этому не дам»

3) СЭЗ и ТПР будут возрождать в ручном режиме

В законопроекте о госбюджете-2007 нет статей, затрагивающих упрощенную систему налогообложения. Правда ли, что Кабмин инициирует ее отмену?

— Правительственные инициативы касательно упрощенки до конца не ясны. Параллельно с законопроектом о госбюджете Кабмин подал на рассмотрение ВР программу социально-экономического развития. Среди прочего в программе зафиксировано желание сохранить упрощенку исключительно для физических лиц. Это намерение, безусловно, настораживает, хотя и не является прямой угрозой для сотен тысяч субъектов малого бизнеса — даже если ВР поддержит программу Кабмина, на упрощенной системе налогообложения это не отразится. Изменить ее можно только на законодательном уровне.

Есть, правда, правительственное распоряжение, согласно которому до 1 января Минфин должен разработать очередной законопроект об упрощенной системе. Но его обсуждение с предпринимателями, рассмотрение в ВР и принятие — дело не одного месяца. Таким образом, реальной угрозы для упрощенцев нет, есть информационная волна, которая должна их мобилизовать.

Какие налоговые новации будут имплементированы в следующем бюджетном году?

— Кабинет Януковича подошел к разработке фискальной составляющей проекта госбюджета предельно просто — вопреки традиции, не стал корректировать действующее налоговое законодательство, а... предложил на один год ввести отдельные нормы права. Все налоговые новеллы сосредоточены в статье 9 законопроекта, которую мы при принятии госбюджета, скорее всего, изымем.

Каким образом? Разве Кабмин не опирается на парламентское большинство?

— Коалиция — это хорошо, но один авторитетный регионал уже заметил, что парламент — не филиал правительства. Чем сильнее Азаров давит на депутатов Партии регионов, тем с большей силой выпрямится пружина. Не все регионалы из Донецка — есть николаевские, запорожские, луганские, крымские, харьковские. И для всех очевидно, что правительство не настроено на системные реформы. Николай Янович, где только было возможно, заложил предпосылки для ручного управления. Не только структура расходов, но и те же налоговые новации свидетельствуют о том, что в основу инновационно-инвестиционной экономической модели, разрекламированной Азаровым, положен принцип: «этому дам — этому не дам».

Типичный пример — идея определять в 2007 году сумму кредита по НДС, исходя не из договорных, а из так называемых обычных цен. Нет, я не спорю, на Западе, где есть цивилизованные биржи, можно выбрать некий ценовой эталон и ориентироваться на него. Но в Украине все цены контрактные, какая цена обычная, а какая нет — объективно не определишь. И если государство начнет этим заниматься, то для кого-то обычная цена из расчета на единицу сырья будет, к примеру, 500 грн, а для кого-то — 250. Соответственно будут отличаться и суммы, заявленные на возмещение переплаченного НДС.

А у несогласных при возмещении НДС возникнут проблемы. Не так ли?

— И не только при возмещении. Проблемы могут возникнуть даже у тех, кто не будет на него претендовать. Просто в конце отчетного периода на предприятие придет инспектор с претензией, мол, обязательства по НДС подсчитаны неправильно. Долг — такой-то, пеня — такая-то, решение вопроса — столько-то. Естественно, это все не будет иметь ничего общего с конкурентным рынком. Просто у налоговой в случае необходимости появится возможность довыполнить план налоговых поступлений. Обратите внимание, Кабмин определял объем доходов по НДС с учетом обложения по ставке 20% импортируемого газа. Вероятно, что эта ставка, по итогам переговоров с Россией, будет нулевой, а недостачу правительство покроет за счет других плательщиков. Область не выполняет план поступлений по НДС — налоговая применяет обычные цены.

Дальше — круче. В 2007-м Кабмин планирует обязать плательщиков НДС предоставлять налоговой, помимо отчетности, расшифровки транзакций в разрезе контрагентов. Таких транзакций в стране миллионы! Вам чек в торговом центре выбили — уже транзакция, а предприятие выбивает тысячи таких чеков ежемесячно. Вряд ли налоговикам нужна эта информация. А вот руководителям торговых компаний придется как минимум нанимать людей для подготовки таких расшифровок. Причем усаживать за такую работу хороших бухгалтеров не будут — дорого. Дешевле нанять влюбленных, а оттого невнимательных девочек, которые обязательно наделают ошибок, что, естественно, усложнит отношения предприятий с налоговыми органами.

Расшифровки позволят четче контролировать поступления по НДС. Разве нет?

— Понятное дело. Но на практике налоговая служба, скорее всего, будет использовать расшифровки выборочно. В случае необходимости всегда можно будет накрыть цепочку «чужих пацанов», а злоупотребления своих не заметить. Причем неприятности могут возникнуть даже у бизнесменов, которые не будут выводить НДС из бюджета.

Какие, например?

— Есть риск, что налоговая служба будет попросту сливать информацию о предприятиях их конкурентам. Лично мне кажется, что налоговики должны собирать консолидированные, а не точечные сведения. Да и вообще, зачем расшифровывать миллионы транзакций? Чтобы найти несколько десятков и без того всем известных однодневок?

Инициирует ли Кабмин изменения в системе госзакупок?

— Системного реформирования не предвидится. По моим данным, правительство настроено вернуть тендерные потоки под контроль своего органа. Депутаты возражают, и мы докажем эффективность внешнего контроля со стороны Счетной палаты, независимого от правительства Антимонопольного комитета и Тендерной палаты Украины. Последняя, чтобы там кто ни говорил, не выполняет несвойственных общественной организации государственных функций.

А разве предоставление выводов, разрешающих госструктурам проводить закупки у одного участника, не является функцией государства?

— В том, что желающие провести тендер по неконкурентной процедуре должны идти и просить вывод Тендерной палаты, нет ничего предосудительного. На мой взгляд, тендеров с одним участником не должно быть в принципе, разве что в случае стихийного бедствия.

Как отразится на доходах госбюджета выборочная реинкарнация СЭЗ и ТПР?

— Об этом лучше спросить Азарова со товарищи. В законопроекте о госбюджете речь идет о возврате всех льгот, в том числе по налогу на прибыль и по таможенным пошлинам, что разрушает конкурентный рынок. Также обращает на себя внимание тот факт, что льготами смогут воспользоваться только те субъекты спецзон, которые зарегистрируют свои проекты в Минэкономики, согласно методике, утвержденной Кабмином. Это явная предпосылка для реинкарнации СЭЗ и ТПР в ручном режиме.

Причем в действительности из всех льгот, которыми пользуются субъекты спецзон, только одна имеет непосредственное отношение к развитию экономики — нулевая ставка НДС при импорте инвестиционного оборудования и комплектующих. Обновляя основные фонды, многие компании вынуждены брать кредит для покупки оборудования и... уплаты НДС при импорте. Понятно, что ни один банк не станет кредитовать предприятие, у которого возникают короткие бюджетные обязательства в размере 20% от суммы займа.

Со времен правительства Тимошенко мы пытаемся пролоббировать нормы, позволяющие всем без исключения импортировать оборудование без уплаты НДС. К сожалению, безрезультатно. Вместо того чтобы поддержать эту инициативу (я уверена, что нецелевой импорт можно легко предотвратить на уровне утверждения соответствующих проектов и ограничений УКТ ВЭД), Кабмин предлагает сократить срок использования налоговых векселей по НДС при импорте с шести до трех месяцев. Невзирая на то что изношенность основных фондов в большинстве отраслей — порядка 70-80%.

Есть ли, по вашей информации, перекос при возмещении в пользу предприятий Донецкой области?

— Перекос, о котором говорил экс-министр финансов Виктор Пинзеник, отмечая явное перевыполнение плана по возмещению НДС в Донецкой области, возможно, и есть. Наверняка могу сказать, что в ряде областей ситуация с возмещением НДС просто непроходимая, хотя отдельные бизнесмены обращают внимание на то, что размеры откатов снизились с 20 до 10-15%.

Правда ли, что с назначением Николая Азарова на пост первого вице-премьера и министра финансов налоговая возобновила практику выполнения фискальных планов по штрафам и санкциям?

— Я об этом пока ничего не слышала. Сейчас налоговой не до этого, там меняются кадры, зампреды притираются друг к другу и к руководству... Радует тот факт, что в законопроекте о госбюджете-2007 статью доходов «штрафы и санкции» заменили статьей «другое». Вряд ли это изменение формы приведет к изменению содержания, но шаг, безусловно, позитивный. Равно как и предоставленная бизнесменам возможность увеличить капитализацию основных фондов на 10% их балансовой стоимости. Хотя, на мой взгляд, от ускоренной амортизации (для всех, а не для избранных) было бы больше пользы.

Как вы полагаете, Анатолий Брезвин самостоятелен в своих действиях?

— Брезвин — это не Ярошенко, но вряд ли в обойме Азарова есть самостреляющие патроны. Например, министр экономики Макуха — грамотный специалист, но Николай Янович и на него имеет влияние.

Вы здесь:
вверх