логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Звучать гордо Ксения ПОРТНАЯ - «Контракты» №42 Октябрь 2006г.

Украинцы ежегодно тратят на аудиотехнику $500 млн


Гонка инноваций

Рынок аудиотехники перенасыщен тенденциями. Практически во всех сегментах наступают цифровые форматы. «Рынок аудиотехники оцифровывается, — говорит маркетинг-менеджер отдела потребительской электроники Филипс Украина Елена Гололобова. — Спрос на цифровую технику растет из года в год, а продажи аналоговой аудиотехники падают в разы».

Все больше производителей делают ставку на многофункциональные модели, причем многие устройства наделяют далеко не профильными функциями. Пришедшие на смену видеомагнитофонам DVD-проигрыватели теперь читают аудиофайлы, выдавая полноценный пятиканальный звук; музыкальные плееры хранят данные, воспроизводят видео.

Украинцы отдают предпочтение радиоприемникам и кассетникам*

Но при этом стремительно уменьшается средний срок службы аудиоустройств. В отличие от магнитофонов 80-х годов прошлого века, исправно служивших хозяевам добрый десяток лет, современные плееры, музыкальные центры и автомагнитолы меняют раз в два-три года, поскольку практически каждый год появляются новые форматы записи, носителей и технологии.

50% автомобильных акустических систем — за $250-500*

Морально устаревшая техника стремительно дешевеет. Например, розничная цена MP3-плееров, выпущенных в 2005 году, к концу 2006 г. падает на 30-60%. А на кассетники розница устанавливает и вовсе символические цены, как на последней распродаже.

Производители сейчас зарабатывают в основном на новинках. Оборот рынка аудиоустройств растет за счет постоянного обновления моделей — новинка производится не более полугода, затем ее сменяет новая разработка.

И, похоже, компании-инноваторы сделали правильный выбор — их финансовые показатели из года в год улучшаются. С 2003 г. оборот украинского рынка аудиотехники увеличивался примерно на 20-25%. Прогнозируется, что к концу 2006 года украинцы потратят на аудиотехнику около $500 млн.

Музыкальная страна

Судя по структуре продаж, украинцы слушают музыку везде — дома, в автомобилях, на ходу.

На магнитолы и музыкальные центры или, как их называют продавцы — крупные звуковоспроизводящие системы, в этом году украинцы потратят около $200 млн. Самым большим спросом, по оценкам продавцов, пользуется техника для дома средней ценовой категории — от $200 до $500. За эти деньги можно приобрести либо очень хорошую магнитолу, либо музыкальный центр с широкими функциональными возможностями (караоке, мультиформатность и т. д.), приемлемым звуком мощностью 30-50 Вт на канал или набором колонок с пятиканальным звуком начального уровня.

Три из четырех плееров понимают МР3*

Цены на домашнюю аудиоаппаратуру время от времени снижаются на 30-50%. «В основном падают цены на магнитолы, музыкальные центры и микросистемы, не имеющие функции проигрывания формата MP3, — отмечает Елена Гололобова. — Думаю, что в течение следующего года поставщики вообще прекратят предлагать такую технику».

$200 млн в год украинцы тратят и на автомузыку. По оценкам операторов рынка, у автомобилистов наибольшим спросом пользуются модели нижнего и среднего ценового сегментов. Например, в Планете аудио 70% продаж приходится на акустику для автомобилей стоимостью $200-300.

Интересно, что в сегменте автомагнитол привязка ТМ к стране-производителю условна. Руководитель отдела продаж компании «Ингвар Инжиниринг» (инсталляция автоэлектроники) Олег Федченко считает, что на украинском рынке автомагнитол представлены около 30-40% мировых брендов, специализирующихся на автомузыке. Некоторые его коллеги говорят, что ТМ в два раза больше. Но при этом даже самые именитые бренды — Pioneer, Alpine, Macaudio — ради удешевления производства переносят сборку в Китай, Малайзию и Таиланд или используют комплектующие и узлы, произведенные в Азии. На Дальний Восток подалась даже российская Иволга. Чисто европейской маркой можно назвать разве что французскую Focal.

Отвоевывать долю рынка автомобильных аудиосистем сейчас пытаются автоконцерны, устанавливая в машинах магнитолы и акустику собственного производства прямо на заводе. В Украине эта тенденция пока только проявляется, считает Олег Федченко: «Аудиосистемы автопроизводителей устанавливаются в основном в дорогих автомобилях. В Украину дилеры стараются завозить автомобили без них, — это снижает стоимость и увеличивает конкурентоспособность». Наконец, дилеры сами неплохо зарабатывают на установке аудиосистем. По словам Федченко, среди заводских систем встречаются качественные комплекты, но в основной массе они посредственные. «Даже в очень дорогих автомобилях с точки зрения качества звучания эти системы ничего выдающегося собой не представляют», — соглашается с коллегой Андрей Гудзь из Планеты аудио.

Автосборщики устанавливают на автомобилях в основном модели начального и среднего уровня, и, как правило, CD-магнитолы, не поддерживающие МР3-формат, а некоторые встраивают даже кассетные. Кассетники в автомобильным сегменте считается вымирающим классом. «На кассетные аппараты спрос катастрофически падает», — говорит Олег Федченко. В профессиональной рознице ими уже почти не торгуют, только на автобазарах. Например, доля кассетных устройств в салоне автомобильной электроники «Планета аудио» не превышает 5%. Основная причина — падение цен на CD-проигрыватели, которые сегодня дороже кассетных моделей всего на $20-30. «Дешевый CD известной марки в рознице стоит от $120, нонейм-модель можно найти и за $80. Кассетные магнитолы стоят от $60-100», — объясняет популярность дисковых устройств Андрей Гудзь.

Автомобильный сегмент рынка аудиотехники во многом зависит от ситуации на авторынке. Последний пока растет рекордными темпами, соответственно, продавцы аудио рассчитывают значительно увеличить свои доходы. «В дальнейшем сегмент будет расти минимум на 5-7% в год. При этом предложение и спрос сделают крен в сторону мультимедийных систем», — прогнозирует Андрей Гудзь.

До конца этого года украинцы потратят на плееры около $100 млн, считают операторы рынка. Самый большой спрос — на модели, поддерживающие формат MP3. К концу 2006 года, по прогнозу директора розничной сети компании DiaWest Юрия Приходько, будет продано около 550 тыс. CD/MP3, Flash/MP3 и HDD/MP3.

Привычные кассетные устройства и CD-проигрыватели, не поддерживающие МР3, стремительно теряют свои рыночные позиции. Еще в 2005 году на их долю приходилось больше половины продаж. Но уже летом 2006 года кассетных плееров продавалось менее 5%, а обычных дисковых — не более 20%.

Падает спрос даже на CD/MP3-устройства. Их активно вытесняют MP3-плееры на базе Flash-памяти. По данным холдинга AVentures Group, из проданных в прошлом году 170 тыс. устройств почти 60% приходится на флеш и только 30% — на CD. Причина — снижение стоимости Flash-памяти, только за этот год подешевевшей на 40%. Около половины продаж Flash/MP3 приходится на бюджетные модели стоимостью до $90. Зато объем памяти, которую можно приобрести за эту сумму, постоянно растет. «Сегодня устройства, оснащенные 64 и 128 Мб встроенной памяти, уже практически не выпускаются, — рассказывает Юрий Приходько. — Плееры начального уровня оснащаются как минимум 256 Мб. Значительно увеличилась доля устройств, снабженных памятью объемом 512 Мб и 1 Гб, — именно они и пользуются сейчас наибольшей популярностью».

Растет спрос и на устройства с жестким диском (HDD/MP3-плееры). По габаритам портативные плееры с HDD приближаются к флешкам, но обладают большей вместительностью — на украинском рынке можно найти модели на 20-40 Гб. Правда, и стоят они дороже. Например, плеер с памятью 5 Гб обойдется примерно в $200. В то время как 512 Мб Flash-памяти можно купить за $50. По соотношению цены и емкости встроенного накопителя HDD/MP3-плееры более привлекательны, но пока их доля на рынке не превышает 10%.

Все большей популярностью пользуются многофункциональные МР3-плееры. Например, iRiver H300 и Apple iPod поддерживают отображение текстовых файлов и способны работать в качестве карманной электронной книги.

На подходе плееры нового поколения — МРХ. «Новый формат позволяет не только слушать музыку и читать тексты, но и смотреть видео — например, популярные клипы. Их ассортиментный ряд пока представлен не очень широко, но в будущем неизбежно расширится», — уверен Приходько.

Вы здесь:
вверх