логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Проектор перестройки Андрей БЕРЕЖАНСКИЙ - «Контракты» №42 Октябрь 2006г.

Рынок мультимедийных проекторов перестраивается — продавцы делают ставку на домашних пользователей


Рынок мультимедийных проекторов — один из самых быстрорастущих в Украине. С 2000-го года рынок ежегодно увеличивается на 30-50%. Правда, по сравнению с другими рынками объемы продаж не впечатляют — 5,5 тыс. проекторов в 2005 году. Но продавцы и производители ММП рассчитывают на сохранение нынешних темпов роста, как минимум, до 2010 года. Таким образом, через 4 года объемы ежегодных продаж составят примерно 40 тыс. шт.

В этом году операторы планируют продать 7,5-8 тыс. устройств на сумму от $20 млн до $30 млн. В европейских странах объемы продаж намного выше. Например, в Германии, по словам гендиректора ЗАО «Медиа-Гранд» Сергея Блажевича, ежегодно продается более 200 тыс. ММП, при этом немецкий рынок продолжает расти: «Во всем мире емкость рынка увеличивается, поскольку стало модным использовать проекторы в качестве элемента домашнего кинотеатра. В Украине домашний сегмент только формируется».

Продавцы проекторов ориентируются на четыре группы потребителей: корпоративные клиенты, образовательные учреждения, покупатели «публичного» оборудования — для кафе, баров и магазинов, и семьи. (См. Кому продают). Самым массовым на данный момент является корпоративный сегмент — на его долю приходится почти половина продаж. Компании, как правило, покупают дорогие модели. «Для них проектор — не роскошь, а рабочий инструмент. Поэтому корпоративные клиенты чаще выбирают многофункциональные устройства высокого качества», — объясняет Блажевич. По словам продавцов, компании в основном отдают предпочтение моделям стоимостью $2-3 тыс.

Однако в 2006 году корпоративный клиент не так активен, как раньше, констатируют продавцы. Зато значительно увеличились заказы от учебных заведений и физлиц. Только в первом квартале 1,5 тыс. устройств поставлены дистрибьюторами в рамках нескольких тендеров, объявленных образовательными учреждениями и профильным министерством. Заказывали, как правило, самые дешевые проекторы — в ценовом диапазоне от $700 до $800.

Европейская мода на «домашние» проекторы докатилась и до нас — уже каждый пятый проданный в Украине проектор приобретается для дома. Большинство украинцев предпочитают недорогие устройства стоимостью до $2 тыс. За такие деньги можно купить модель, проецирующую изображение с диагональю более двух метров.

Продавцы говорят и о перспективности «публичного» сегмента — это клубы, бары, рестораны и магазины, использующие проекторы для проецирования рекламы на витрину. Доля сегмента — всего около 5%, но подобные заведения, как правило, покупают самые дорогие проекторы — в среднем по $10-15 тыс.

Говоря о перспективности своего бизнеса, операторы рынка имеют в виду количество потенциальных клиентов. Например, по прогнозам продавцов, 20 тыс. украинских школ и около тысячи вузов нуждаются приблизительно в 100 тыс. проекторах. Если на перевооружение материально-технической базы учебных заведений потребуется 10 лет, получится, что система образования будет закупать около 10 тыс. проекторов ежегодно. Еще, как минимум, 5-10 тыс. ММП востребованы корпоративным сектором.

Но основные надежды производители и их представительства связывают с домашними пользователями — к 2010 году они рассчитывают ежегодно продавать украинским семьям 15-20 тыс. проекторов. Сейчас «домашние» продажи составляют 1,2—1,5 тыс. в год, но по данным TNS Ukraine, в ближайшие годы приобрести домашние кинотеатры собирается около 1,5% городских семей, причем уже сейчас предпочтение проекторам отдает каждый пятый покупатель ДК. «В Японии проекторы для дома занимают в продажах 40%. В Украине, по нашим оценкам, — 16%. Однако продажи в этом секторе ежегодно удваиваются, и к 2010 году должны вырасти до 40%», — прогнозирует технический директор CTC Capital Дмитрий Карташев.

Увеличение спроса на проекционную аппаратуру, в первую очередь, объясняется снижением цен. «За три года стоимость проекторов снизилась на 30%. Хороший аппарат для офиса или дома сейчас можно приобрести за $2-3 тыс.», — говорит Блажевич. Правда, Игорь Сытник из компании «ЛИТЕР» уточняет, что темпы снижения цен на проекторы начального уровня уже замедляются, а нижняя ценовая планка вряд ли опустится ниже $800. Интересно, что одновременно с ценопадом улучшаются технические характеристики моделей нижнего и среднего ценовых сегментов. «Три года назад за $3 тыс. можно было приобрести проектор яркостью 1,5-2 тыс. люменов, сейчас за те же деньги предлагается более качественная техника яркостью 2,5-3 тыс. люменов, позволяющая смотреть видео в незатемненном помещении», — объясняет Дмитрий Карташев.

О популярности проекционной аппаратуры в народе свидетельствует ее появление на полках супермаркетов электроники. До 2005 года проекторы продавались исключительно в специализированных магазинах. По прогнозам дистрибьюторов, именно на сети в будущем будет приходиться большая часть продаж. «Мы планируем развивать это направление», — говорит Сергей Блажевич.

Параллельно растет и сегмент проката проекторов. «Раньше в столице арендой занималось 3-4 компании, сегодня — около 10», — рассказывает Блажевич. Сутки проката проектора обходится в 4-5% от стоимости оборудования. Услуга в основном востребована устроителями шоу и концертов, которым нужны мощные проекторы, и компаниями, проводящими семинары, собрания, выставки 1-2 раза в год.


Типы проекторов
  • Офисный или учебный SVGA, XGA, 1400-3000 люменов, вес — 2,0 — 5 кг
  • Для конференц-зала XGA, SXGA, UXGA, 2000-12000 люменов, вес — 3,0-85,0 кг
  • Для домашнего кинотеатра SVGA, Wide-VGA, Wide-SVGA, Wide-XGA, SXGA+, WXGA, 700-4200 люменов,вес — 2,9-25,0 кг

Основные технологии мультимедийных проекторов — DLP (55% рынка) и LCD (45%). Стандарт SVGA (800x600 пикселей) используется в бюджетных моделях стоимостью до $1,5 тыс. Стандарт XGA (1024x768 пикселей) — в проекторах за $1,2-15 тыс.


Лидеры рынка

На украинском рынке присутствует несколько десятков производителей ММП. Доля первой пятерки лидеров продаж, по данным DTC, неуклонно растет. В 2005 году Toshiba, Epson, NEC, BenQ, Panasonic контролировали примерно 65% рынка, в 2006 — уже около 80%.

Вы здесь:
вверх