логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Менеджер в тумане Наталья РЕЗНИЧЕНКО - «Контракты» №42 Октябрь 2006г.

Очередной тур соревнования по стратегическому менеджменту покажет, кто из управленцев принимает лучшие решения в условиях неопределенности


После трехмесячного перерыва в Украине продолжился тест-драйв отечественных менеджеров. 21 сентября стартовал второй тур online-соревнования по стратегическому менеджменту (Контракты, № 21, 25, 27, 29). Он разделен на пять этапов, в ходе которых участники — топ-менеджеры украинских предприятий, как и прежде, должны, управляя виртуальным предприятием, добиться максимальной стоимости акций своей компании. Однако на сей раз условия более жесткие: информации, необходимой для принятия решений, меньше, а конкуренция — выше.

Напомним, что из 192 команд-участниц первого тура в полуфинал прошли только 64. С помощью компьютерной жеребьевки их разбили на восемь групп, по восемь команд в каждой. Таким образом, в национальный финал, который состоится 16 ноября 2006 года, выйдет восьмерка лучших команд-победителей (по итогам соревнования в каждой из групп). И, наконец, команда-финалист в апреле следующего года поедет в китайский город Макао, где сразится с другими командами-победительницами из 22 стран мира.

Играем жестче

Сам принцип игры во втором туре остался прежним: команды получают пакет документации, характеризующей деятельность некоего виртуального предприятия в течение последних пяти кварталов. На основе полученной информации участники должны проанализировать текущее состояние предприятия и разработать план действий, направленных на повышение котировок акций компании на виртуальной бирже. По правилам игры, цена акции слагается из объема продаж, доли рынка и стоимости бренда. Естественно, чем они больше — тем лучше результат.

Однако на сей раз, чтобы усложнить задачу, участникам была предложена совершенно новая компания, по всем показателям менее успешная, нежели предлагавшаяся к управлению в первом туре. Об этом в первую очередь свидетельствует более низкая стартовая стоимость ее акций: 0,853 против 1,175. То есть компания менее известная, с меньшей долей рынка и объемом продаж, торгующая только на одном рынке. Например, если в первом туре предприятие изначально работало на трех рынках (европейском, североамериканском (NAFTA), а также в интернете), то теперь игроки получили в управление фирму, работающую исключительно на интернет-рынке. Возможно, что ее потенциал гораздо больше заявленного в отчетах, а может — нет. Игрокам предлагается самостоятельно сделать выводы о перспективах новой компании и принять решение о рентабельности выхода на новые рынки или развитии основного направления деятельности.

Наталья Стасик, менеджер проекта GMC, пояснила, что смена легенды компании поможет участникам игры проверить действие ранее выработанных стратегий, но уже применительно к новым условиям, а также набраться опыта принятия решений в условиях неопределенности. Как известно, и в реальной жизни часто не хватает информации, чтобы наверняка просчитать все возможные последствия того или иного управленческого решения. В подобных условиях менеджерам приходится стремиться к достижению результата путем использования простых правил, остановившись на первом же решении, которое кажется приемлемым. И здесь очень многое зависит от опыта и интуиции руководителя.

Еще одно новшество второго тура заключается в том, что в каждой группе соревнуется уже по восемь команд игроков (в первом туре — по шесть). Учитывая, что группа представляет собой всех участников некоего виртуального рынка, можно сказать, что конкурентов у каждой команды теперь на 30% больше. По мнению Натальи Стасик, теперь игрокам будет труднее спрогнозировать возможные действия конкурентов, так как увеличивается многовариантность развития событий.

Выбор стратегии

«Разработать успешную стратегию для второго тура соревнования непросто, — сетует Игорь Любунь, лидер команды УКРЭКСИМБАНК-СТРАТЕГИ (1-е место, стоимость акции 0,943). — Данных о новой компании недостаточно, она только начинает развиваться и выходить на рынок. Из отчета нам стало ясно, что в I и II кварталах товар совсем не производился, с III квартала производство заработало, но товар продвигался лишь на одном рынке. По европейскому рынку и NAFTA информация не представлена. И все же команде удалось, основываясь на опыте первого тура игры, добиться максимального увеличения стоимости акции на первом этапе второго тура +0,090 и занять 1-е место в десятке лидеров».

Пока игроки не слишком торопятся раскрывать свой план действий, явно опасаясь ответной реакции конкурентов. Г-н Любунь назвал лишь два элемента выбранной стратегии: его игроки начали развивать производство, закупая новое оборудование и нанимая персонал, а также проводить рекламные кампании по каждому из трех видов продукции (указанных в условиях игры), предлагая товар и на других рынках.

Виктория Булавкина, лидер команды NADRA GENIUS (3-е место, 0,937) рассказывает, что игроки команды решили придерживаться стратегии, выбранной в первом туре, минимально откорректировав ее под новые данные о компании. Их цель — постоянно увеличивая объемы производства и продаж, завоевать львиную долю рынка, чтобы затем диктовать свои условия конкурентам.

Занять 4-е место команде TNK-BP Quattro (0,934), по мнению ее лидера Бориса Малиновского, помог анализ опыта предыдущего тура: теперь игроки принимали решения, больше полагаясь на точность расчетов, а не на свою интуицию. Например, скрупулезно просчитывали себестоимость по каждому виду товара и возможную маржу при его продаже, выбирая наиболее перспективное направление расширения производства. Правда, такой подход требует постоянных перерасчетов, так как и себестоимость, и маржа постоянно меняются. Но Борис Малиновский считает эту тактику оправданной, особенно на первом этапе второго тура, когда из-за недостатка информации трудно сразу выработать долгосрочную стратегию, а цена ошибки слишком высока.

Недостаток информации, вынуждает нас принимать некоторые решения на уровне предположений, особенно по выходу на другие рынки», — рассказывает Федор Рудиченко, член команды ИД «Галицкие контракты» (5-е место, 0,933). Игроки команды описали несколько возможных стратегий дальнейшего развития. Согласно одной из них, за счет экономии при производстве товара и, соответственно, удержании низкой цены предприятие должно занять самый большой объем рынка. По другой версии, стратегия компании должна заключаться в достижении самой большой маржинальной прибыли. Не исключено, отмечает член команды Михаил Захарко, что игроки остановят свой выбор на стратегии первого тура, которая заключается в установлении цены выше средней по рынку на 15-20%.

Работа над ошибками

«И все же, несмотря на очевидный недостаток информации о компании, во втором туре выбрать подходящую стратегию игрокам гораздо проще, поскольку они уже прошли первый тур — некий адаптационный период», — отмечает Евгений Куликов, член жюри, директор по региональному развитию COLUMBUS IT. В первом туре игроки вынужденно уделяли больше внимания распределению функциональных обязанностей, ролей в команде. Например, Федор Рудиченко рассказывает, что в первом туре, несмотря на предварительные договоренности, игроки все равно вместе курировали принятие каждого решения. И только во втором туре, уже оценив компетенцию каждого из игроков, удалось четко распределить полномочия. Теперь каждый игрок действительно отвечает за порученный участок работы: аналитику, производство, финансы, маркетинг или рекламу, что позволяет надеяться на достижение хороших результатов. Во втором туре игроки могут больше внимания уделить подбору наиболее удачных алгоритмов решения бизнес-задач и избежать ошибок, допущенных ранее.

Например, члены команды УКРЭКСИМБАНК-СТРАТЕГИ в первом туре соревнования неоправданно много внимания уделяли техническому обслуживанию оборудования, что влекло за собой лишние временные и денежные затраты. Игроки ИД «Галицкие контракты» ошиблись, полагая, что если покупать сырье не от сезона к сезону, а по фьючерсам и долгосрочным контрактам, можно будет сэкономить денежные средства. Игроки истратили довольно много денег на фьючерские закупки, но в итоге нехватка финансов вынудила взять кредит, переплатив по процентам больше, чем было сэкономлено. Команда NADRA GENIUS чрезмерно увлеклась инновациями. В результате немалые расходы на исследования себя не оправдали — гениальных разработок компания так и не дождалась.

Главной ошибкой на старте соревнования Евгений Куликов называет боязнь участников отойти от определенных стандартов и стереотипов. Понаблюдав за игроками компании COLUMBUS IT, он заметил, что их действия во втором туре гораздо решительнее. «Одна из наших команд даже решила использовать авантюрную стратегию, какую — пока секрет, чтобы в случае удачи попробовать ее реализовать на практике в реальном бизнесе», — заявил г-н Куликов. Он считает, что виртуальная модель компании, максимально приближенная к реальности, — идеальный полигон для отработки рисковых идей. Что придумали его подопечные, мы узнаем очень скоро — до финала осталось четыре этапа.

Топ-10 самых дорогих акций по результатам 1 этапа 2 тура
Команда
Результат
Прирост стоимости акций
(стартовая стоимость акции — 0,853)
1 УКРЭКСИМБАНК-СТРАТЕГИ 0,943 0,090
2 Microsoft Украина 0,941 0,088
3 NADRA GENIUS 0,937 0,084
4 TNK-BP Quattro 0,934 0,081
5 Издательский дом «Галицкие контракты» 0,933 0,080
6 УКРЭКСИМБАНК-Эверест 0,930 0,077
7 INTERPIPE CIS 0,928 0,075
8 INTERPIPE 2 Dream Team 0,927 0,074
9 МИРАТЕХ-МИБ 0,922 0,069
10 Datagroup Winner Team 0,921 0,068
Вы здесь:
вверх