логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Берег турецкий Наталья ГАМОЛЯ - «Контракты» №9 Март 2006г.

Несмотря на то что в турецком курортном бизнесе большая конкуренция, и на первый взгляд все ниши заняты, операторы рынка готовы удивлять потребителей новыми услугами


Похоже, турецкие курорты готовы поломать стереотип, согласно которому Майами или Адриатика — самые престижные места отдыха. Каждый сезон в потоке отдыхающих новой волной прибивает к турецкому берегу до 2 млн новых туристов. Турцию выбирают не столько украинцы и россияне (украинцы, кстати, составляют лишь одиннадцатую часть отдыхающих), сколько немцы, голландцы, итальянцы и даже французы. Изощренных в комфорте европейцев турецкие отели и сервис устраивают. В прошлом сезоне два новых отеля претендовали на семь звезд, в этом — среди новых отелей будет сервис, который никакими звездами не измерить.

Ставка сделана

В стране четырех морей побережье Средиземного моря — Анталийское — самое посещаемое. В этом году тут ожидают 10 млн туристов из предполагаемых 26 млн путешествующих по Турции. «Третья часть гостей Турции (33%) отдыхают на курортах Анталии, — говорит представитель Министерства туризма Турции в Анталии Ибрагим Аджар, — тогда как Стамбул посещают 23% туристов». 640 км пляжей усеяны голубыми флагами — символом чистоты и экологической безопасности местности. Вот это и пытаются продавать турецкие бизнесмены. Сегодня совокупная стоимость туристических центров побережья составляет $15 млрд. По словам губернатора Анталии Аладина Йюкселя, это самое большое капиталовложение в стране за последние несколько лет.

Ставка на туризм была сделана еще в конце 1970-х. Тогда государство, предоставляя беспроцентные ссуды, отдавало земли пустынного побережья в аренду на 49 лет. Но с обязательным условием — выстроить на участке гостиничный или развлекательный центр для туристов. Сегодня такой привилегии нет. Теперь и турецкий бизнесмен, и иностранный инвестор в равных условиях. И те, и другие могут рассчитывать только на рекламу за счет госбюджета и на дороги, которые тоже прокладывает государство. В январе этого года в Турции принят закон, согласно которому владелец будущей гостиницы может купить предназначенный для нее земельный участок. Причем для этого не обязательно быть гражданином Турции. «Если иностранные граждане будут вкладывать капитал в наш туристический сектор, никаких бюрократических проблем создавать мы не будем», — говорит Аладин Йюксель. В настоящее время, например, идут переговоры с испанской строительной компанией, которая будет строить отель на первой линии побережья.

До сих пор иностранные инвесторы выступали компаньонами в турецком гостиничном бизнесе. В Турции есть отели международных сетей, например, Хилтон, Кемпински, Шератон, некоторые туристические центры имеют соинвесторов из России и Украины. Несколько лет назад появились отечественные гостиничные сети. В последнее время к ним все чаще примыкают отели-одиночки — становится сложнее удерживаться на рынке, где сегмент отелей наивысшего уровня стремительно растет. Отельерам Турции приходится выдерживать жесткую конкуренцию с серьезными средиземноморскими курортами Испании, Греции, Италии. И в ход идут интерпретации в определении сервиса 5* — Luxe, de Luxe, Exclusive, вплоть до 7*, которые, однако, существуют только на словах, а не в системе классификации отелей.

Когда звезды располагают

Жесткая внутренняя конкуренция на турецком гостиничном рынке расширяет спектр туристических услуг и горизонт перспектив. На новой волне в наступающем сезоне в понятие «все включено» войдут дополнительные платные услуги в отелях. Новая фишка — spa-процедуры (комплекс процедур может вылиться в пару-тройку сотен у. е.) и возможность отобедать-отужинать в одном из ресторанов аля-карт в отеле (заказ трапезы $8-12). Выбор спортивных развлечений тоже расширяется — волейбол, футбол, бильярд, уч-топ (турецкая игра «три шара»), теннис, гольф, боулинг и т. д. В то же время анимация становится менее навязчивой, а присмотр за детьми в юниор-клубах, купание в бассейнах (сауна, хамам, парилка), и конечно же, круглосуточный режим питания входят в стоимость проживания, которая увеличивается лишь на десяток долларов. Все больше отелей наивысшего сегмента ориентируются на деловой и конференц-туризм, также расширяя свой спектр услуг. Это, собственно, и определяет перспективы всего туристического рынка. Его игроки видят будущее в развитии делового и лечебно-оздоровительного туризма.

ЗАЧем в Украину едут из Турции

Цель визита
2002
Чел. % от общего числа
2003
Чел.% от общего числа
2004
Чел.% от общего числа
Служебная поездка 8263 37,1 16750 52,6 23645 55,4
Организованный туризм 7896 35,5 8684 27,3 10642 24,9
Частная поездка 6108 27,4 6416 20,1 8408 19,7
Всего 22267 100 31850 100 42695 100

По данным компании Pan Ukraine

ЗаЧем украинцы едут в Турцию

Цель визита
2002
Чел. % от общего числа
2003
Чел.% от общего числа
2004
Чел.% от общего числа
Служебная поездка 9430 7,8 11361 6,9 18023 8,3
Организованный туризм 61478 51,0 96681 58,5 140252 64,2
Частная поездка 49649 41,2 57282 34,6 60109 27,5
Всего 120557 100 165324 100 218384 100

По данным компании Pan Ukraine

СКОЛЬКО украинских туристов в Турции, (тыс. чел.)

Год
В стране в целом
В Анталии
2003 239 73
2004 293 117,5
2005 380,4 173,5

По данным Министерства туризма Турции

Между прочим

Цена вопроса

На Анталийском побережье 926 отелей разных категорий, всего 152 тыс. номеров на 328 тыс. койко-мест. За прошлый сезон казна пополнилась на $7 млрд. Средняя цена недельного тура составляет $700-800 для одного туриста. В среднем один турист три года назад оставлял около $646. В 2004 году, согласно статистике, каждый турист оставил в Турции $740, а в 2005 г. — около $1000 (по неофициальным данным).

Кстати

Ходят слухи

Поговаривают, что на Анталийском побережье уже выстроил респектабельный отель один украинский олигарх. Однако губернатор Анталии Аладин Йюксель (на фото) и турецкий олигарх, с которыми общались Контракты, эти слухи опровергли. Но подтвердили, что недвижимость и земли на побережье активно скупают иностранцы, в первую очередь немцы. Не отстают и россияне — в местечке Лара все говорят на русском языке, и даже открыли русскую школу. Голландцы очень интересуются торговыми центрами. А китайцы и вовсе намерены на турецкой земле выстроить очень большой квартал.

Отель — дело тонкое

О том, что собой представляет турецкий рынок гостиничных услуг Контракты поинтересовались у владельца компании GTI Талга Гергюлю

Сколько денег на содержание гостиницы уходит в год?

— В среднем на каждую гостиницу уходит около $500 тыс. Каждая их них приносит около $2-4 млн дохода, в зависимости от ее места расположения и величины.

Как много времени и средств необходимо, чтобы построить отель такого уровня?

— Фешенебельный отель можно построить за 9-11 месяцев. Только такое строительство стоит не менее $50 млн. При этом я учитываю, что работы ведутся нашей компанией, — труд строительных подрядчиков обходится значительно дороже. Если захотите продать отель, минимальная цена будет EUR60 млн. В среднем гостиничный номер сегодня обходится в $100 тыс. Но цена и уровень респектабельности будущего отеля зависят от стоимости земли.

Метр анталийской земли сегодня стоит не менее $1 тыс., и с каждым днем труднее найти участок — в Анталии мест, где можно строить такие отели, остается все меньше. Свою роль играет и легенда региона. Так уж сложилось, что самый респектабельный — Белек, за ним — Анталия, потом — Кемер, Сиде. Например, в Алании большой потенциал, там немногим дешевле построить фешенебельный отель, но будет очень трудно продать его дороже.

Как скоро окупается такой проект?

— На самом деле намного больше денег тратим на строительство и содержание отелей, чем получаем прибыли в год. В Турции срок окупаемости гостиницы около 10 лет. Мы не ждем пока окупится один отель, чтобы построить другой. Бизнес нашей компании диверсифицирован, за счет чего и развиваем гостиничное направление. И отели сети Riva тоже разные, три отеля 5* — эксклюзив, два — просто 5*, два — клубные. Быть может, наша новая гостиница в течение 10-13 лет окупит себя.

Собираетесь ли войти в украинский гостиничный рынок?

— В Украине мы работаем как туристическая компания, эксклюзивным представителем которой выступает компания Pan Ukraine. Открывать собственное представительство, как в других странах, мы пока не намерены и не спешим обзаводиться отелем в Украине. У нас есть опыт работы с Россией — уже год не можем получить лицензию как строительная компания. Хотя в перспективных планах на 2007-2008 гг. не исключаем, что в Украине появится отель сети Riva, в первую очередь ориентируемся на Киев, чтобы построить гостиницу 5*. Думаю, что в Украине из-за погодных условий такую гостиницу будет сложно построить за столь короткий период, как в Турции.

И пока нет ясности в вопросе с разрешительными документами. В Турции разрешение на строительство отеля получить просто — если проект сделан без ошибок, ждать придется не больше месяца. Для тех, кто хочет вложить деньги в турецкую экономику, проблем нет. Налоги высокие, но сейчас идут переговоры на правительственном уровне, чтобы налоги немного снизить. Мы зарабатываем деньги на турецкой земле, и вкладываем их в развитие своей страны.

Редакция благодарит компанию Pan Ukraine за организацию пресс-тура на Анталийское побережье

Контракты №9 / 2006


Вы здесь:
вверх