логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Китай: Мао не покажется Владимир ХОМЯКОВ - «Контракты» №1-2 Январь 2007г.

«Красная экономика» уверенно теснит западных конкурентов. Украина — не исключение


С какими товарами ассоциируется Китай? У тех, кто постарше, — с китайскими термосами. У молодежи — с компьютерными комплектующими, мр3-плеерами и флешками. У среднего поколения — с рассыпающимися в руках игрушками, фонариками на «два включения» и ширпотребом с этикетками на невообразимо смешном языке (например, в инструкции к китайскому изделию «Атлетизм стельки», производитель АО «Лю Сян», вполне серьезно обещал вылечить от недуга под названием «гниль ноги»).

Большинство товаров «Made in China» с разной степенью успешности копированы с западных образцов. Это касается и ширпотреба, и автомобилей, и электроники. Но это не мешает китайской промышленности, с конца 70-х, когда в Китае была объявлена экономическая политика «реформ открытости», расти бешеными темпами. Сегодня Поднебесная обеспечивает почти половину мирового экспорта электроники, из 500 крупнейших транснациональных корпораций с Китаем сотрудничают 480, а по темпам строительства новых электростанций Китай оставил далеко позади и США, и бывший СССР.

В большинстве стран Запада Китай все еще называют «фабрикой поддело», а растущей экономике КНР сулят кризис, указывая на экспортную ориентированность и низкий уровень доходов населения. Действительно, несмотря на «китайское экономическое чудо, в Поднебесной больше бедных, чем обеспеченных. Две трети жителей Китая из 1,3 млрд человек проживают в пригородах и деревнях, зарабатывая в 6,5 раз меньше горожан. 300 млн китайцев не способны существовать без помощи государства. На тысячу жителей Поднебесной приходится только четыре автомобиля.

Все это — правда. Но мало кто вспоминает, что примерно то же самое в 50-60-х годах прошлого века писали и о Японии. «Могу держать пари, что эти часы куплены в Иокогаме. Изящная японская подделка под швейцарские часы «Омега». Заплатили двести иен? Я так и думал. Японцы — мастера на подделку, они на этом учатся», — говорил английский часовой мастер из повести Валентина Катаева, написанной в 1969 году. Чтобы понять потенциал азиатской экономики вообще и китайской в частности, достаточно вспомнить, какое место среди мировых часовых брендов занимают японские Seiko, Casio или Orient. И где сегодня страна, давшая миру Валентина Катаева.

Многие украинские производители уже сейчас основной проблемой своего бизнеса называют китайский импорт. Контракты исследовали пять наиболее перспективных для компаний из Китая потребительских рынков Украины, чтобы определить степень «китайской угрозы». Результат оказался вполне предсказуемым. Там, где Китаю еще не удалось занять лидирующих позиций, например, на рынке автомобилей, продажи импортируемой из КНР продукции ежегодно растут почти на 500%. В остальных случаях — китайские корни имеют более половины продающихся в Украине вещей. И это — далеко не предел.

Контракты №1-2 / 2007


Вы здесь:
вверх