логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Госрегулирование - «Контракты» №1-2 Январь 2007г.

10 событий нового года, которые не должен пропустить ваш бухгалтер


Факт. Налог с доходов физлиц увеличен на 2% — до 15%.

Документ. Заключительные положения Закона о доходах № 889.

Кого касается. Всех без исключения налогоплательщиков.

По сути. Ставка налога с доходов физических лиц увеличена с 13 до 15% (для нерезидентов — с 26 до 30%). Новая ставка налога применяется к доходам, начисленным в 2007 г.

Причины. Наконец начала работать норма, прописанная более трех лет назад в Законе о доходах.

Последствия. За счет нововведений «на руки» получать будем меньше.

Отныне если зарплата не превышает размер прожиточного минимума (с 1 января это 525 грн — см. ниже), то налогов будем платить 16,5% (15% налога с доходов, 0,5% взносов в Фонд соцстраха по ВПТ, 0,5% взносов в Пенсионный фонд Украины, 0,5% взносов в Фонд занятости).

Если же зарплата больше, то удержание составляет около 18,5%. Это 15% налога с доходов, 1% взносов в ФСС по ВПТ, 0,5% взносов в Фонд занятости и 0,5% взносов в ПФ Украины: 2,63 грн (0,5% от 525 грн) плюс 2% от разницы между начисленной зарплатой и прожиточным минимумом.

Обратите внимание. Не следует забывать о налоговой социальной льготе. Она применяется к доходам, которые не превышают 735 грн и ограничивается в «обычном» варианте суммой в 200 грн.


Факт. Увеличивается минимальная зарплата.

Документ. Закон о госбюджете-2007.

Кого касается. Всех без исключения налогоплательщиков.

По сути. Госбюджетом на 2007 год устанавливается новый размер минимальной зарплаты, который на протяжении года трижды изменяется: с 01.01.2007 г. по 30.06.2007 г. он будет составлять 400 грн/мес., с 01.07.2007 г. по 30.11.2007 г. — 420 грн/мес., а с 01.12.2007 г. — 450 грн/мес.

Согласно ст. 3 Закона об оплате труда зарплата не может быть ниже минимальной при условии, что выполнена месячная норма рабочего времени (выработки). Таким образом, если работник по основному месту работы выполнил месячную норму рабочего времени (выработки), а его фактическая зарплата ниже минимальной (400 грн), разницу нужно доплатить.

Последствия. Теперь размер «обычной» налоговой социальной льготы (НСЛ) на протяжении 2007 года будет составлять 200 грн (50% одной минимальной зарплаты (в расчете на месяц), установленной на 1 января отчетного налогового года), повышенной (150%) — 300 грн, а двойной (200%) — 400 грн.

Обратите внимание. КМУ поручено по результатам І квартала 2007 года внести на рассмотрение ВР Украины проект закона о внесении изменений в Госбюджет-2007 относительно увеличения размеров минимальной зарплаты (с 1 мая — до 420 грн, с 1 августа — до 430 грн, с 1 декабря — до 460 грн).


Факт. Прожиточный минимум увеличится с 525 до 548 грн.

Документ. Закон о госбюджете-2007.

Кого касается. Всех без исключения налогоплательщиков.

По сути. Как и минимальная зарплата, размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц на протяжении 2007 года будет увеличиваться. С 1 января 2007 г. до 31 марта он составит 525 грн, во II и III кварталах 2007 г. (т. е. в период с 01.04.2007 г. по 30.09.2007 г.) размер прожиточного минимума на трудоспособное лицо будет составлять 535 грн, а с 01.10.2006 — уже 548 грн.

Проблема. От суммы прожиточного минимума для трудоспособного лица, действующего на 1 января, зависит сумма дохода, к которой будет применяться налоговая соцльгота. Для ее определения размер прожиточного минимума нужно умножить на 1,4 и округлить до ближайших 10 гривен: 525 грн х 1,4 = 735 грн. До каких ближайших 10 грн проводить округление? Вариантов может быть три: до 730 грн, до 740 грн или оставить 735 грн без округления.

Решение. Однозначного решения сейчас нет. Налоговики еще не определились со своей официальной точкой зрения, в неофициальных разговорах склоняются к последнему варианту.

Обратите внимание. В пределах прожиточного минимума индексируются оплата труда, помощь по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, ряд других выплат. Поэтому, проводя индексацию, помните об изменениях 2007 года.


Факт. Взносы в ПФУ: удержания уменьшились, начисления увеличились.

Документ. Закон о госбюджете-2007.

Кого касается. Всех плательщиков взносов в ПФ.

Что произошло. Методология расчета удержаний в Фонд изменилась. Как результат — незначительное уменьшение сумм взносов. Начисления же увеличились на 1,4%.

Что хорошо. До сих пор размер удержаний в ПФ из года в год был неизменным: если начисленный доход не превышал 150 грн, в фонд удерживался 1%, если превышал — 2%.

В соответствии с госбюджетом в 2007 году ставка сбора на обязательное государственное пенсионное страхование устанавливается в таких размерах:

1) 0,5% от зарплаты, которая не превышает размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц;

2) 2% от части заработной платы в размере свыше прожиточного минимума для трудоспособных лиц.

Последствия. Изменение размера удержаний порадует тех, у кого начисленная зарплата не превышает прожиточного минимума. Все другие выиграют около 8 грн (1,5% (2%-0,5%) от прожиточного минимума 525-548 грн). Эта радость не такая уж и большая, учитывая увеличение ставки налога с доходов.

Что плохо. Для большинства предприятий в 2007 году размер сбора на обязательное государственное пенсионное страхование будет составлять 33,2% (в 2006 г. было 31,8%).


Факт. Взносы в соцфонды — изменения только в Фонде с ВПТ.

Документ. Закон о госбюджете-2007.

Кого касается. Всех плательщиков взносов в Фонды соцстраха.

Что не изменилось. Взносы в фонд занятости остались без изменений: размеры взносов, которые начисляют на фонд оплаты труда и платят работодатели, составляют 1,3%, удержание осталось на уровне 0,5%.

Не произошло никаких изменений и в размерах страховых взносов в фонд несчастных случаев. Все страховые тарифы, установленные согласно 67 классам профессионального риска производства, будут действовать в 2007 году в тех же размерах, что и в 2006 году.

Что изменилось. Изменились размеры взносов в Фонд соцстраха по временной потере трудоспособности — как начисление, так и удержание. Начисления уменьшились почти в два раза и составляют для работодателей 1,5% суммы фактических расходов на оплату труда нанимаемых работников (в 2006 году было 2,9%).

Удержания «привязаны» к размеру прожиточного минимума: 0,5% — от суммы зарплаты, которая не превышает размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц; 1% — от суммы, которая превышает.

Обратите внимание. Расходы на оплату труда включают расходы на выплату основной и дополнительной зарплаты, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, которые подлежат обложению налогом с доходов.


Факт. Максимальный ФОТ для взносов увеличен в полтора раза. И это не предел.

Документ. Закон о госбюджете-2007.

Кого касается. Всех, кто платит зарплаты более 5000 грн.

Как было. На протяжении 2006 года максимальная сумма фонда оплаты труда, на которую и с которой удерживались взносы в фонды, изменялась три раза: с 01.01.2006 по 31.03.2006 — 4830 грн; с 01.04.2006 по 30.09.2006 — 4960 грн; с 01.10.2006 г. по 31.12.2006 г. — 5050 грн.

Такие изменения предельного фонда оплаты труда были связаны с ростом прожиточного минимума на трудоспособное лицо.

Что произошло. В 2007 году максимальный ФОТ для взносов также зависит от размера прожиточного минимума. Только в прошлом году он равнялся десяти размерам прожиточного минимума, установленного законом для трудоспособных лиц, а теперь — пятнадцати.

Последствия. С 01.01.2007 г. максимальная сумма ФОТ, на которую начисляются страховые взносы в фонды, будет составлять 7875 грн. До конца года она будет изменяться еще два раза: с 01.04.2007 по 30.09.2007 — до 8025 грн; с 01.10.2007 г. по 31.12.2007 г. — 8220 грн.

Обратите внимание. Честно выплачивать большие зарплаты с каждым годом становится все менее удобно. А возвращаться в тень после «засветки» таких доходов работников тоже не безопасно.


Факт. Помощь при рождении и по уходу — все те же 8500 грн, но уже из бюджета.

Документ. Закон о госбюджете-2007.

Кого касается. Всех, у кого на предприятии есть или будут молодые мамы.

По сути. Размер помощи при рождении остается без изменений. Но финансирование этой помощи (и помощи по уходу за ребенком тоже) будет осуществлять не Фонд соцстраха, а органы собес.

Что хорошо. Размер помощи при рождении в 2007 году останется неизменным — 8500 грн. Выплата в сумме 3400 гривен осуществляется единовременно при рождении ребенка, остальное — на протяжении следующих 12 месяцев.

Помощь по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста будет выплачиваться в размере не менее 23% прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц (т. е. в 2007 г. не меньше 120,75 грн).

Обратите внимание. В I квартале 2007 года органы собес будут перечислять средства на расчетные счета страхователей — работодателей; последние будут выплачивать эти средства застрахованным лицам. А со II квартала планируется, что все социальные помощи будут выплачиваться напрямую физический лицам.

Что делать. Отчитываясь за отчетные кварталы 2007 года, работодателям уже не нужно будет отображать в форме 1-ПФ выплаты помощи при рождении и по уходу за ребенком с отметкой дохода «22».


Факт. Изменен механизм вычисления ПК и ПО и применения обычных цен.

Документ. Закон Украины от 30.11.2006 г. № 398-V.

Кого касается. Всех плательщиков НДС.

По сути. С 1 января изменен п. 4.1 Закона о НДС, который определяет базу налогообложения операций по поставке товаров (услуг). Теперь, если обычная цена на товары (услуги) превышает договорную более чем на 20%, база налогообложения операции определяется по обычным ценам.

Изменен и абз. 1 пп. 7.4.1 Закона (о налоговом кредите): «Налоговый кредит отчетного периода определяется, исходя из договорной (контрактной) стоимости товаров (услуг), но не выше уровня обычных цен, в случае если договорная цена на такие товары (услуги) отличается более чем на 20% от обычной цены на такие товары (услуги)...»

В чем проблема. Теперь, приобретая товар (услуги), покупатель должен «определить»:

1) уровень обычной цены на товар (услуги), который хочет приобрести;

2) сколько он заплатит НДС вместе с приобретением товара (услуги), а сколько сможет отнести в состав налогового кредита.

Что плохо. Нововведения вступают в противоречие с пп. 1.20.1 Закона о прибыли: если не установлено другое, то обычной считается цена товаров (работ, услуг), определенная сторонами договора.


Факт. Для государственных предприятий нормы госдивидентов уменьшены с 50 до 15%.

Документ. Ст. 63 Закона о госбюджете-2007.

Кого касается. Плательщиков госдивидентов.

По сути. В 2007 году в госбюджет Украины часть прибыли (дохода) платят:

— государственные, в том числе казенные предприятия, их объединения и дочерние предприятия в размере 15%;

— акционерные, холдинговые компании и другие субъекты хозяйствования, в уставном фонде которых государству принадлежат акции (доли, паи), и их дочерние предприятия в размере базовых нормативов отчисления части прибыли, направляемой на выплату дивидендов.

Что хорошо. Нормы для полностью государственных предприятий снизились с 50 до 15%.

Что плохо. Для тех предприятий, где государство имеет долю, сейчас отсутствуют базовые нормативы отчисления части прибыли, которая направляется на выплату дивидендов. Нормативы должны быть установлены ФГИУ по согласованию с КМУ. Последние были утверждены приказом Фонда от 28.01.2005 г. № 163 и касаются финансово-хозяйственной деятельности хозобществ в 2004-2005 годах, согласно их отраслевой принадлежности.

Что делать. Платить госдивиденды нарастающим итогом по результатам финансово-хозяйственной деятельности в сроки, установленные для уплаты налога на прибыль.


Факт. Изменены правила налогообложения продажи недвижимости.

Документ. Ст. 11 Закона о доходах № 889.

Кого касается. Всех граждан.

По сути. С 1 января, если площадь проданного объекта недвижимости превышает 100 кв. м, стоимость «лишних» квадратных метров облагается налогом по ставке 1%. Доход от продажи недвижимого имущества площадью до 100 кв. м не облагается налогом. Эта норма применяется независимо от того, приобретено жилье до или после 2004 года.

Что плохо. Независимо от площади и даты обретения права собственности на недвижимость доход (выручка) от продажи более одного объекта недвижимого имущества облагается налогом по ставке 5%. Это же касается налогообложения доходов от продажи объектов незавершенного строительства.

Обратите внимание. Правила налогообложения продажи движимого имущества также изменены. Согласно изменениям, которые вносятся в ст. 12 Закона о доходах, продажа одного легкового автомобиля, мотоцикла, мотороллера или моторной (парусной) лодки не чаще одного раза на протяжении года облагается налогом по ставке в размере 1% от стоимости такого объекта движимого имущества при условии уплаты (перечисления) продавцом суммы государственной пошлины в бюджет или суммы платы нотариусу за нотариальное засвидетель ствование соответствующего договора к такому засвидетельствованию.

Контракты №1-2 / 2007


Вы здесь:
вверх