логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Драконовскими темпами Надежда ГОНЧАРУК - «Контракты» №1-2 Январь 2007г.

Вне зависимости от того, что указано на упаковке IT-товаров, 80% из них полностью или частично произведены в Китае


Два года назад мир облетела сенсационная новость: Китай впервые обогнал США по объему экспортируемых товаров в секторе информационных технологий. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), экспорт китайских товаров в сфере информатизации и коммуникаций по итогам 2004 года вырос на 46%, составив $180 млрд. США со своими $149 млрд были вытеснены с первого места. В планах китайцев — к 2020 году увеличить объемы экспорта высокотехнологичных товаров до 45% валового объема экспорта страны.

Рост китайского производства IT-товаров происходит за счет инвестиций крупнейших международных корпораций: Nokia и Motorola, Intel и Microsoft, Cisco Systems и пр. Слабым местом является отсутствие собственных ноу-хау — сейчас почти все дизайнерские решения и большая часть технологий попадают в Поднебесную из Японии, Тайваня, стран ЕС или США. «Например, корпорация Sony открыла в Японии новый центр разработки технологий плазменных панелей. Но после отработки и стандартизации техпроцесса новые продукты будут производиться в Китае, потому что в Японии более дорогая квалифицированная рабочая сила. Те же плазменные панели, выпуск которых был начат в Японии, уже через год после появления изготавливались в Китае. По качеству они не уступали японским, но были намного дешевле», — объясняет председатель правления компании DiaWest Анатолий Балюк.

300% за три года*

Одновременно китайцы укрепляют позиции на мировых рынках за счет поглощения известных брендов. Например, в 2005 г. китайский производитель компьютеров — компания Lenovo — приобрела подразделение персональных компьютеров IBM за $1,75 млрд, получив право продавать свою продукцию под американским брендом.

Китайское правительство поддерживает производителей IT-техники. На юге страны в специальных экономических зонах расположены сотни технопарков с обширными налоговыми льготами. «Я ездил в Шеньчжень — промышленную столицу Китая. Производственные мощности там сконцентрированы в своеобразных мини-городах со своей инфраструктурой. Все четко отлажено и продумано. Китайским IT-компаниям фактически не приходится тратиться на логистику. Необходимые предприятию комплектующие можно взять через дорогу, на фабрике, их выпускающей. Когда необходимы другие комплектующие, их можно найти в следующем квартале. Здесь же размещаются складские помещения, стоят бараки, в которых живут сотрудники заводов, недалеко расположены продуктовые магазины», — рассказывает Анатолий Балюк.

Налоговые льготы и кредиты от китайского правительства, умноженные на дешевую рабочую силу и иностранные инвестиции, дали неплохой результат. Сегодня в стране выпускается весь технический ряд комплектующих для ПК, начиная от ковриков для «мышек» и заканчивая ЖК-панелями ноутбуков. Большая часть продукции китайских фабрик имеет иностранные корни, но в Поднебесной стараются развивать и собственные технологии. Например, в 2002 году был выпущен компьютерный процессор полностью китайской разработки — Godson I, работающий на частоте 266МГц. Весной 2005 года завершилась разработка 64-битного процессора Godson II с частотой 500МГц, по быстродействию не уступающего первым версиям Pentium III. Готовящийся к выпуску Godson III будет иметь частоту 1 ГГц.

В Китае производится продукция разного качества. В самой Поднебесной можно купить mp3-плеер за $7, а можно за $100. И первый, и второй произведены легально, но уровень сборки, упаковка, функциональность и материалы, из которых изготовлен дешевый товар, будут несоизмеримо хуже. Зато качество плеера стоимостью $100 не уступает известным мировым брендам.

Умение китайцев качественно работать подтверждает тот факт, что сборочные предприятия в Китае имеют 80% мировых IT-марок. А Motorola размещает заказы на производство домашних радиотелефонов на обычных китайских предприятиях — качество сборки соответствует всем американским требованиям.

По словам отечественных розничных торговцев, сейчас на украинском рынке продается электроника, преимущественно собранная в Китае. Большинство известных мировых брендов не афиширует, но и не скрывает китайское происхождение своих товаров. Хотя есть и исключения. Например, многие европейские марки, несмотря на ярлык «Made in (страна ЕС)» производятся в Китае. Это связано с особенностями европейских законов, позволяющих указывать страну-производителя, на долю которой пришлось более 30% в себестоимости продукции. Обычно в эти 30% производители включают расходы на дизайн, разработку упаковки, научные изыскания и т. п. А европейские заводы служат складами для хранения готовой продукции, изготовленной в Китае.

Интересно, что за последние пять—семь лет количество кустарной китайской no-name электроники на украинском рынке сократилось. В конце 90-х доля таких товаров доходила до 40-50%. Сейчас она не превышает 5-10%, а встретить такие изделия можно разве что на открытых рынках, например, на прилавках 7-го километра под Одессой. Причем вовсе не из-за мер по борьбе с некачественной продукцией — просто с ростом благосостояния украинцев спрос на подобные изделия упал.

По мнению вернувшегося на днях из Китая руководителя отдела аудио- и видеотехники компании Direct Line Геннадия Гончарова (см. Экспертиза), китайцы прекрасно понимают, что сейчас некачественные подделки только подрывают репутацию страны и борются с контрафактом. Например, летом 2006 г. в ходе 100-дневной антипиратской операции власти проверили более 89 тыс. торговых точек. В 9,5 тыс. из них товар был изъят по факту нарушения авторских прав, а минимальный штраф составил 10 тыс. юаней, или $1250. Это немало, если учесть, что на одного жителя приходится около $1700 ВВП в год. По убеждению Гончарова, если властям удастся победить нелегальное производство, рано или поздно китайские товары будут на равных конкурировать и с европейскими, и с североамериканскими. А если учесть, что себестоимость товаров, даже легально произведенных в Китае, в 2-4 раза меньше, чем выпущенных в европейских странах, — доминирующая позиция в мире Поднебесной будет обеспечена.


Экспертиза: Крупнейшим экспортером высокотехнологичных товаров Китай стал еще в 2004 году. С тех пор его присутствие на мировых рынках только растет

Геннадий ГОНЧАРОВ, руководитель отдела аудио-и видеотехники компании Direct Line (дистрибьюторское подразделение холдинга AVentures Group)

Много ли предприятий, производящих IT-товары, расположено в Китае?

— Только на окраинах Шеньчженя (город на юге Китая) находится три-четыре тысячи заводов. Рядом расположен город Донгуан, где размещены большие комплексы, по размерам сопоставимые с нашими крупными заводами тяжелой промышленности (масштабов бывшей Запорожстали, Южмаша и т. п.). Все заводы находятся на юге, юго-востоке и востоке Китая, поскольку именно в этих зонах располагаются морские порты — это очень удобно с точки зрения логистики.

В Китае собирается почти вся мировая электроника. Даже произведенные в Корее и Тайване ноутбуки имеют китайские комплектующие: например, блоки питания и шнуры. В Поднебесной выпускают почти все товарные группы техники и электроники. 90% A-брендов тяжелой и легкой промышленности производятся на заводах в Китае. Ничего страшного в этом нет — качество продукции контролируется вендорами.

Насколько себестоимость произведенного в Китае товара ниже, чем в СНГ или Европе?

— Приблизительно на 50%. Прежде всего, это связано с невысокой по сравнению с Европой стоимостью рабочей силы. Квалифицированный рабочий получает $60 в месяц при девятичасовом рабочем дне.

Качество китайской электроники уступает европейской, японской или американской?

— Я был на многих заводах в Китае и могу сказать, что культура производства у них очень развита, несмотря на невысокий уровень жизни. Пусть все это скопировано с западных образцов, но поставлено на конвейер и построено европейскими инженерами. Да, в Китае существует проблема с разработкой дизайна, с ноу-хау и развитием технологий во всех отраслях — от легкой до тяжелой промышленности. Но они успешно решают эту проблему уже сейчас.

Китайцы понимают, что для завоевания развитых рынков нужно сразу все делать хорошо и качественно. Если собственных знаний недостаточно, они приглашают западных специалистов. Я видел в Китае невероятное количество инженеров из США, Европы, Австралии. Все работают и получают зарплату, иногда даже выше, чем у себя на родине. В стране ощутим приток тайваньских инвестиций. Активно и под большие проценты привлекаются деньги американских и канадских инвесторов.

Существуют ли общепринятые механизмы борьбы с дешевым некачественным китайским товаром, которым завалены открытые рынки?

— Некачественный китайский товар практически не попадает в Западную Европу. В ЕС существует перечень требований, ограничивающий продажу некачественного товара на европейских рынках. Например, mp3-плеер не попадет на прилавки стран Западной Европы, если завод-изготовитель не лицензирован по европейским нормам качества. А если завод имеет лицензию, он уже не может производить дешевую некачественную продукцию.

В Украине, в отличие от Европы, бороться с подделками сложно, потому что у нас действуют иные правила. Мы почти не защищаем ни авторские права, ни технологии, ни свой рынок от продукции низкого качества.

Китайцы борются с нелицензированной продукцией на внутреннем рынке?

— Да. Например, в декабре прошлого года я наблюдал в одном из китайских торговых центров группу милиционеров, которая проверяла правомерность наличия A-брендов на определенной продукции. Не знаю, как во всем Китае, но в свободных экономических зонах есть специальное управление МВД, осуществляющее контроль над контрафактом.

Правительство как-то поощряет IT-бизнес?

— Да. Там, например, грамотно проводится политика субсидирования производства. Не имея ни денег, ни завода можно зарегистрировать компанию и получить в Bank of China (Национальный банк Китая) льготный кредит на развитие бизнеса. Взамен потребуют, чтобы произведенная продукция была высокого качества. При этом возвраты бракованного товара на заводы недопустимы, в противном случае предприятие платит большие штрафы. А для контроля качества создаются специальные комиссии.

Какое будущее у китайской продукции направления IT?

— Цель страны — сформировать в ближайшие 20 лет прослойку творчески думающих специалистов. Молодежь получает образование за рубежом. Если специалист возвращается в Китай, ему выплачивают значительную сумму (около $5 тыс. — Прим. Контрактов). Думаю, поколение, которое сейчас учится в школе, будет достаточно самостоятельным. Необходимость в привлечении западных специалистов и менеджеров через 5-10 лет отпадет. Производственная база в Китае есть. Если на этой базе будут работать еще и китайские специалисты, доминирующая позиция в мире Поднебесной будет обеспечена. Причем не только в производстве, но и на рынке дизайна и новых технологий.

Контракты №1-2 / 2007


Вы здесь:
вверх