логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Желтая сборка Надежда ГОНЧАРУК - «Контракты» №1-2 Январь 2007г.

В прошлом году продажи китайских автомобилей в Украине выросли почти в пять раз


Китайской автомобильной отрасли не исполнилось и четверти века, но, тем не менее, уже к 2020 году КНР рассчитывает стать автомобильным производителем № 1. К этому времени, по расчетам китайских экспертов, годовой объем выпускаемой продукции составит 15 млн машин, 60% из которых будут легковыми. Для сравнения, в 2006 году все мировые производители выпустили около 60 млн грузовых и легковых автомобилей, из которых лишь 9 млн были собраны в Китае. По итогам года в Поднебесной произвели 15% всех машин, но доля китайцев на мировом рынке не превысит 0,3%, — только 2% выпущенных в стране автомобилей идет на экспорт.

Европейские эксперты полагают, что прогноз китайцев о грядущем мировом господстве слишком оптимистичен — их автомобили имеют ряд проблем, связанных в первую очередь с качеством. Например, год назад испытатели немецкого автоклуба ADAC проверили безопасность китайского внедорожника Landwind от Jiangling Motors Co. Результаты краш-теста были признаны худшими за всю историю клуба.

Птица-тройка

Но с каждой новой моделью китайские машины становятся все лучше. Как правило, они повторяют дизайн японских и европейских машин. Однако велика вероятность того, что через 10 лет в Китае научатся производить во всех отношениях свои автомобили. Правда, пока сами китайцы ездят преимущественно на европейских и японских машинах. Но продажи китайских брендов постоянно растут. Лидерами местного рынка считаются Chery, FAW, Great Wall и Geely. Марки из Поднебесной, копирующие японские и европейские модели, начинают заполнять локальные рынки Восточной Европы.

Схема работы китайцев проста: они выкупают у ведущих производителей старые линии и производят собственные автомобили. Как правило, при этом используют местные комплектующие, а сами машины нередко собираются вручную.

В 2005 году в Китае было выпущено 5,9 млн легковых автомобилей, в Германии — 5,38 млн. Таким образом, Поднебесная стала бронзовым призером мирового автопрома. Лидерами рынка остались США с 11 млн авто и Япония — с 10,63 млн машин. Доля собственного производства в Поднебесной пока невелика — 35%. Остальные 65% — многочисленные СП с иностранными компаниями. По данным Ассоциации автопроизводителей Китая, за 11 месяцев 2006 года внутри страны было продано 6,45 млн легковушек. При сохранении существующего темпа в 2006 году Китай выйдет на 7 млн машин.

На украинском рынке продаются в основном FAW, Great Wall, Chery и Geely. В продажу они поступили относительно недавно — всего полтора года назад. Но за последний год показатели роста продаж легковых автомобилей из Поднебесной превысили 450%. Правда, китайские легковые машины в 2006 году заняли 0,7% украинского рынка. Чемпионом стал внедорожник Hover от Great Wall — его продажи среди собратьев по полному приводу составили 1-1,5% (за полтора года продано более 1200 единиц).

В Украине китайские легковые авто конкурируют в основном с корейскими моделями. Их стоимость начинается от $10 тыс., что на 15-20% дешевле корейских и на 35% — японских моделей аналогичного класса. После вступления Украины в ВТО продажи «китайцев» могут расти еще динамичнее: в соответствии с требованиями Всемирной торговой организации импортные пошлины на ввоз автомобилей в Украину должны понизиться с 25 до 10%.

Лучше всего в Украине обстоят дела у китайских грузовиков. По данным компании «Авто-Консалтинг», за 11 месяцев 2006 года в Украине было продано 13 тыс. грузовых машин, примерно 30% из них — китайские. «В Украине продается больше десятка разных марок китайских грузовиков. Их совокупная доля — около трети рынка коммерческих авто. Продажи растут как за счет увеличения спроса на грузовики в целом, так и за счет того, что китайцы понемногу теснят автомобили, произведенные в СНГ. Хотя пока динамика роста и тех, и других примерно одинаковая», — объясняет Сергей Боровик, начальник отдела рекламы и маркетинга корпорации «АИС».

Все украинские дилеры считают продажи китайской техники перспективным направлением. Сергей Боровик объяснил, что корпорация «АИС» приняла решение импортировать FAW из-за «быстрого роста рынка, потребности которого на то время не могли удовлетворить существующие марки».

По словам менеджера по продажам компании-дилера «Азия-Авто» (Great Wall) Александра Коптева, главное преимущество китайских автомобилей в цене. «Я бы сравнил Great Wall Hover c Mitsubishi Pajero Sport. Последняя стоит $40 тыс., Hover — всего $27 тыс.», — говорит Коптев. Правда, изначально его компания продавала несколько марок китайских автомобилей, но в конце концов остановилась на Great Wall. «Если производитель не заслуживает доверия, мы перестаем с ним сотрудничать», — объясняет он. Меньше чем за год Азиа-Авто продала почти тысячу машин марки Great Wall.

В планах еще одного украинского дилера BUK-Auto Ltd. — за первый год продать минимум 1000 автомобилей Great Wall, за второй — более 1200. Впрочем, сотрудничество украинских компаний с представителями китайского автопрома не ограничивается импортом готовых машин. По неофициальным данным, компания «Укравто» сейчас обсуждает с китайской Chery возможность сборки в Запорожье 15 тыс. автомобилей этой марки в 2007 году.


ЭКСПЕРТиза: Уже в этом году китайский автопром может произвести 15% всех автомобилей в мире

Максим РАБИНОВИЧ, директор по продажам и маркетингу концерна «НИКО»

Как много в Украине продается китайских автомобилей?

— За 11 месяцев 2006 года в Украине было зарегистрировано 2383 новых легковых автомобиля китайских марок. С одной стороны, это только 0,7% украинского рынка легковых машин. С другой — за аналогичный период 2005 года было зарегистрировано лишь 454 автомобиля. То есть рост составил 491%. Продажи увеличиваются исключительно благодаря низким ценам — все модели находятся в самом популярном у потребителей ценовом сегменте — $10-25 тыс.

Среди грузового транспорта доля китайских автомобилей чуть более 1,04%.

Какую долю мирового рынка займет китайский автопром через 2-3 года?

— По данным Китайской ассоциации автопроизводителей, за первое полугодие 2006 года в стране было собрано 4,64 млн автомобилей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост составил 25,37%. При сохранении существующих темпов в 2006 году китайский автопром должен выпустить 9 млн автомобилей. С учетом того, что во всем остальном мире на протяжении последних нескольких лет производится около 60 млн автомобилей в год, доля китайцев в этом году составит около 15%. Учитывая, что автомобильная промышленность в Китае начала развиваться совсем недавно, можно предположить, что будущее у них действительно большое.

Главная особенность развития Китая в том, что он перепрыгивает те ступени развития, которые давались первопроходцам — японским, европейским брендам — с большим трудом (разработка собственных модельных рядов, налаживание конвейерного производства, затраты на научные изыскания и т. д.). И, конечно, положительную роль здесь играет огромное желание китайцев занять свое место на мировом автомобильном рынке.

Основное конкурентное преимущество китайских автомобилей — низкая цена?

— Все зависит от марки. Есть очень недорогие китайские бренды, а есть бренды с именем, которые стоят дороже. Но в общем китайские машины действительно дешевле автомобилей европейской или корейской сборки. Сейчас по стоимости они конкурируют с Daewoo, Chevrolet, собранными на локальных рынках. Естественно, если китайские машины будут производиться на местных рынках (точнее, собираться из узлов, произведенных в Китае. — Прим. Контрактов), это еще больше их удешевит. Сейчас наблюдается тенденция к постепенному повышению цены — в связи с улучшением качества, развитием собственных R&D-отделов (отделы по разработке новых продуктов), открытием новых производств.

Может ли Китай стать мировым экспортером автомобилей № 1?

— Конечно. Но для этого необходимо время. Сколько — будет зависеть от рынка.

Контракты №1-2 / 2007


Вы здесь:
вверх