логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Говорит Китай Надежда ГОНЧАРУК - «Контракты» №1-2 Январь 2007г.

В 2006 году каждый третий мобильный телефон был собран в Китае


По данным Министерства информационной промышленности Китая (Ministry of Information Industry), за 11 месяцев 2006 года в КНР было выпущено 340 млн сотовых телефонов, — примерно на 20% больше, чем годом ранее. Таким образом, в минувшем году в Китае производилась каждая третья трубка (всего в мире с января по ноябрь было выпущено 986 млн телефонов), причем большая часть китайских телефонов экспортировалась.

В Украине китайские телефоны, по оценкам операторов, занимают 80% рынка. «Китай превратился в мировую производственную базу. В том числе и для стремительно растущего рынка мобильных телефонов. Тенденция размещения производственных мощностей больших компаний в Китае и других азиатских странах в ближайшие 10 лет будет только укрепляться. Качество брендированного товара вряд ли от этого пострадает», — уверен Вячеслав Бондарчук, генеральный директор компании Mobile Synergy group (сети «Мобилочка» и «Астел»). Например, летом прошлого года начал работу крупнейший в Китае завод сотовых телефонов в городе Тяньцзинь. Китайско-корейское СП ежемесячно выпускает 3,5 млн единиц продукции.

Экспорт мобильных телефонов, сделанных в Китае

Строительство обошлось корпорации Samsung и китайскому партнеру в $197 млн. Главной причиной, по которой ведущие производители мобильных телефонов размещают сборочные цеха в Китае, по словам Бондарчука, остается дешевая рабочая сила. «Разместить производство можно и в Украине. Но у нас, в отличие от Китая, нет такого демографического преимущества. Кроме того, наш человек вряд ли будет сверхпланово работать... Китайский рабочий в два раза производительнее нашего, что и делает Поднебесную более конкурентоспособной по сравнению с любой европейской страной», — утверждает Вячеслав Бондарчук. В итоге, по словам аналитика консалтинговой компании Netton CG Романа Химича, все известные мировые производители имеют в Китае либо собственное производство, либо подрядчиков.

В этой стране существует несколько видов производства телефонов. Первый вариант — выпуск в Китае комплектующих и микросхем с дальнейшей сборкой на базе непосредственного производителя. Второй — полный цикл производства, когда на китайских фабриках осуществляется окончательная сборка телефонов известных марок. Выпускаемый по этой схеме товар полностью отвечает стандартам качества, установленным этими компаниями. Третий вариант — производство трубок под известными китайскими брендами. Пока его доля в общем объеме не превышает 2%. «Это, например, телефоны Fly», — объясняет Бондарчук. Последний вариант — копирование моделей или целых модельных рядов известных мобильных брендов. Правда, эти трубки расходятся в основном в тихоокеанском регионе. В Украине доля подделок Nokia, Samsung, Sony Еricsson и Motorola не превышает 1% общего объема их продаж, уверяют в Mobile Synergy group.

Китайская сборка достигла такого уровня, что качество копий зачастую не отличается от оригинала. Кроме того, китайские предприниматели производят подделки максимально быстро — иногда копии появляются на внутреннем рынке раньше оригиналов. Эксперты рассказывают историю о том, как из-за задержки начала продаж новой серии телефонов LG, пираты успели раньше выпустить собственную серию «копий». А когда LG официально начала продажи в Поднебесной, китайские ритейлеры брали новые фирменные трубки неохотно. Они были уверены, что LG произвела дорогую копию оригинального китайского телефона.


ЭКСПЕРТиза: Все известные разработчики и производители мобильных телефонов имеют в Китае либо собственное первичное производство, либо подрядчиков

Роман ХИМИЧ, аналитик консалтинговой компании Netton CG

Сколько торговых марок мобильных телефонов имеют китайские корни?

— Все известные мировые компании, разработчики и производители мобильных телефонов, на самом деле имеют в Китае либо собственное первичное производство (ODM — Original Device Manufacturing, производство первичных изделий), либо подрядчиков, которые изготавливают телефоны под их контролем (CM — Contract Manufacturing, производство по контракту). Центры по разработке размещаются в Европе, США, Японии, Южной Корее. Производство — в Поднебесной.

Какие именно мобильные устройства чаще всего собираются в Китае?

— Сегодня там изготавливаются устройства всех видов и ценовых сегментов. К примеру, тайваньская компания HTC (High Tech Computer. — Прим. Контрактов), мировой лидер по разработке КПК, пользуется услугами предприятий, имеющих сборочные цеха в Китае. По данным только Тяньцзиньской таможни (один из портов северного Китая. — Прим. Контрактов), в 2005 году через нее было экспортировано 13,82 млн мобильных телефонов на сумму $1,86 млрд, что соответственно на 18,7% и 23,8% больше по сравнению с предыдущим годом. При этом наблюдается тенденция переноса производства в Китай даже из других стран Юго-Восточной Азии — Таиланда, Малайзии, Филиппин. В результате Китай в течение года-двух станет крупнейшим в мире производителем и экспортером этого вида продукции.

Исключительно из-за дешевой рабочей силы?

— Не только. С одной стороны, стоимость труда в Китае и европейских странах несравнима. В данной отрасли зарплата квалифицированного китайского рабочего, который трудится на фабрике по 6-7 дней в неделю при 10-часовом рабочем дне, составляет максимум $200-400 в месяц. Стоимость труда рабочего аналогичной квалификации в Норвегии или Финляндии, при 5-дневной рабочей неделе и 8-часовом рабочем дне, измеряется в тысячах евро.

Плюс налоговые отчисления работодателей, на которых базируется вся система «социального государства». Например, в 2003 году среднемесячная зарплата рабочего в соседних Сингапуре или Малайзии составляла $421 и $198 соответственно, а в Китае — $43-106 в зависимости от региона.

При нынешней конкуренции на рынке мобильных устройств производители всеми силами пытаются снизить себестоимость телефонов, поэтому размещают производства там, где дешевле, то есть в Китае. С другой стороны, китайское государство проводит целенаправленную политику по стимулированию экспорта. Например, с 1 января 2005 года коэффициент возврата налогов при экспорте повысился с 13% до 17%. И наконец, Китай сам по себе является огромным рынком сбыта мобильных телефонов, самым большим и быстрорастущим в мире. Компании, которые выполняют сборку аппаратов для мировых брендов, изготавливают их и для внутреннего рынка.

Другими словами, ни Nokia, ни LG, ни любой другой производитель не откроет производство в Украине или РФ — выгоднее везти аппараты через полмира?

— А кто из наших граждан согласится работать при условиях труда сродни китайским — за какие-то $200 или даже $400, без отпусков и выходных? Это просто нереально. Даже отсутствие затрат на логистику и доставку телефонов не позволит достичь себестоимости, сопоставимой с продукцией «made in China».

Насколько себестоимость телефонов, собранных в Китае, ниже, чем в Европе?

— Сложно назвать точные цифры. Это зависит от сложности устройства и доли ручного труда в процессе сборки. Например, простые бюджетные модели можно «выпекать как пирожки» при минимальном участии персонала. Затраты на производство более сложных устройств, смартфонов и коммуникаторов, например, будут больше. В целом для аналогичных аппаратов себестоимость сборки в Китае на десятки процентов меньше, чем в Европе.

Но и качество хуже...

— Сегодня сборка мобильных телефонов в Китае находится на высоком уровне. Культура производства практически не уступает Финляндии или Германии. Различия проявляются в степени контроля готовой продукции. Заказы, выполняемые для мировых брендов, проходят более тщательный контроль, чем для местных производителей. Поэтому их качество соответствует всем мировым стандартам. А вот телефоны для внутреннего рынка, продаваемые под локальными торговыми марками, зачастую выпускаются с высоким процентом брака.

Представление о Китае, как о стране, производящей ширпотреб, неверно. Да, там производятся подделки, которые продаются на вес, но рядом с этими кустарными производствами расположены современные заводы, где собираются высококачественные мобильные телефоны.

Контракты №1-2 / 2007


Вы здесь:
вверх