логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Шелковый путь Надежда ГОНЧАРУК - «Контракты» №1-2 Январь 2007г.

Через четыре года Китай будет контролировать половину мирового рынка одежды


Летом 2006-го французская Lacoste подала в суд на китайскую фабрику Tai’e Garment, владельцев пекинского торгового центра Chengxiang и ритейлера Nianniangao. Французы утверждали, что три вышеперечисленные фирмы незаконно сбывали некачественную одежду с логотипом французской марки (зеленый крокодил). Lacostе оценила свой ущерб в $123 тыс. Сумма небольшая — основной целью французов было желание преподать урок сотням китайских фирм, производящим подделки.

Пример Lacostе можно назвать показательным. С китайскими производителями, использующими чужую символику, и с торговцами, продающими такие товары, в 2006 году судились практически все производители готовой одежды (pret-a-porter). И почти все выиграли. Но суммы возмещения ущерба редко превышали $100 тыс. — банкротство китайских фабрик в планы владельцев известных марок не входило. Поскольку большинство из них так или иначе сотрудничают с предприятиями китайского легпрома — размещая заказы, приобретая ткань и фурнитуру или перенося в Поднебесную производство. Так, например, поступила известная итальянская компания Prada. Еще весной 2005 году президент Prada Group Патрицио Бертелли объявил о переносе части производства в Китай. Журналистам Бертелли заявил, что это «прекрасная возможность шить такие же качественные вещи, как в Италии, при этом сильно экономя на расходах». В Италии будет оставлено только производство люксовых моделей одежды, обуви и аксессуаров.

Одевает и обувает китай

Итальянцы не одиноки — «китайские корни» можно найти практически у всех изделий ведущих домов по пошиву одежды pret-a-porter от D&G до Versace, Gucci и др. По словам украинского модельера Михаила Воронина, себестоимость только пошива готовой одежды в Китае в несколько раз ниже, чем в любой европейской стране. В итоге, европейские фирмы, полностью изготавливающие одежду «у себя дома», к 2005 году стали скорее исключением из общего правила. Что не удивительно — например, шотландская марка Pringle, гордящаяся тем, что шьет свою продукцию только на территории Великобритании, продает шерстяной джемпер минимум за $200. Аналогичное изделие китайских мастеров даже с учетом транспортировки стоит минимум в десять раз меньше.

По словам экспертов, все китайское производство одежды условно можно разделить на три части. Первая — кустарно изготавливаемый ширпотреб и подделки. Вторая — пошив одежды по заказу известных фирм. Третья — собственные китайские марки и качественная одежда «no name».

После вступления в ВТО и снижения ввозных пошлин для продукции китайского легпрома Поднебесная за считанные годы завоевала 20% мирового рынка текстиля и одежды. По данным Китайской национальной ассоциации швейной промышленности, в стране действует свыше 110 тыс. крупных швейных фирм, а доля экспорта в производстве одежды составляет около 50%. За последние пять лет страна потеснила Мексику и Турцию, которые долгие годы были основными поставщиками одежды и обуви для США и Европы. Дело не только в дешевой рабочей силе. Китай является мировым производителем хлопка — основного материала для изготовления одежды.

Украинские одежные и обувные предприятия не имеют достаточных ресурсов для борьбы с наплывом китайского ширпотреба. Основной канал сбыта их продукции — открытые рынки. Но 90% продающегося там товара — «made in China». Сегменты дешевой обуви стоимостью до 100 грн и одежды по цене 20-50 грн практически полностью заняли китайцы. Например, за год киевляне покупают одежды примерно на $350 млн — 70% этой суммы приносит рознице продажа китайских товаров.

Значительная часть одежды и обуви, по утверждениям отечественных производителей, завозится в Украину нелегально или по заниженной стоимости. По данным украинской лиги производителей «Укршкірвзуттяпром», в 2005 году в Украину только официально было ввезено 140 млн пар обуви, при общем объеме рынка 170 млн пар. 95% импорта составили китайские товары, в основном завезенные по заниженной в 2-5 раз таможенной стоимости. Сколько товаров было ввезено нелегально, не берется оценивать никто.

Себестоимость украинских товаров в несколько раз выше азиатских. В итоге мощности отечественной обувной промышленности использованы только на 10%, хотя позволяют ежегодно изготавливать 120 млн пар обуви. Но и оставшиеся на долю украинских обувщиков 12 млн пар в год в скором времени могут стать китайскими. В октябре Евросоюз попытался ограничить ввоз обуви китайских производителей, повысив пошлины до 16,5%. Вполне вероятно, что китайцы временно переориентируются на рынки стран СНГ, в том числе на Украину, поскольку наши пошлины были снижены до 10% еще в 2005 году.

Впрочем, повышение пошлин не спасет производителей ЕС. С наплывом китайской одежды не могут бороться даже итальянцы, а ведь их страна — одна из лидеров мирового рынка одежды. Сейчас Италия занимает 8% мирового рынка, Китай — 24%. После снятия ограничений на поставки китайской одежды и обуви в страны ЕС в январе 2006-го экспорт товаров из Китая менее чем за шесть месяцев вырос на 46% и привел к обвалу цен. Итальянцы потребовали от ЕС квотировать импорт из Поднебесной. В июне нынешнего года была достигнута договоренность между Китаем и ЕС по ограничению роста поставок текстиля в Евросоюз до 12,5% в год. Но тем не менее, по прогнозам ВТО, к 2010 году Китай будет контролировать половину всего мирового текстильного рынка.


ЭКСПЕРТиза

Михаил ВОРОНИН, украинский модельер, руководитель концерна «Воронин»

Насколько себестоимость производства украинской одежды отличается от китайской?

— Себестоимость китайской ниже как минимум на 200-300%. Если китаец в месяц зарабатывает $120-150 при 12-часовом рабочем дне, то этой работой он доволен!

Сегодня в нашей стране, работая пять дней в неделю по восемь часов, люди уже не довольны заработной платой в $300. Из-за этого себестоимость одежды, пошитой в Украине, выше, чем в Китае, в несколько раз. В Европе шить одежду еще дороже.

Очень многие мировые бренды производятся в Китае — там весьма развита легкая промышленность, а люди очень добросовестно относятся к швейному делу. Кстати, китайские швейники вполне способны шить вещи нормального качества, если на предприятии есть представитель, контролирующий производство.

Метка «Made in China» ставится на всей одежде, которая шьется в Китае?

— Не всегда. Многие европейские компании шьют одежду в Китае, но на ярлыках указывают свою страну. Якобы это сделано не в Китае...

То есть китайская одежда по качеству не уступает европейской, японской или американской. Почему тогда она дешевле — только из-за дешевой рабочей силы?

— Не только. В свое время наш рынок был переполнен дешевым некачественным товаром китайского производства. С тех пор у населения сложился стереотип о низком качестве продукции «Made in China». Под действием психологических факторов цена китайской одежды сформировалась на уровне, который был ниже цены аналогичного товара европейских, японских или американских ТМ. Доверия к такой продукции больше, соответственно, цена выше.

Могут ли локальные производители бороться с дешевой китайской одеждой «no name»?

— Конкурировать с дешевой китайской продукцией невозможно. Я повторюсь: китайский рабочий получает в месяц $150, и он счастлив. При этом трудится по 12 часов в сутки. Его отдача намного больше, чем у украинского работника. Поэтому конкурировать можно только более высоким качеством производимой одежды, именем, статусом и имиджем торговой марки.

Какое будущее у китайского легпрома? Он сможет завоевать локальные рынки, например, украинский?

— Да, поглотит. Я в этом не сомневаюсь.

В Украине китайская одежда занимает почти весь дешевый сегмент. А в дорогом, наверное, лидирует Италия?

— Нет, тоже Китай. Но производящий продукцию с названиями более дорогих и известных торговых марок.

Наталья ЧИНЕНОВА, генеральный директор украинского представительства корпорации Sela

Почему Sela перенесла свое швейное производство в Китай, оставив в Израиле только разработку моделей?

— К сожалению, такого мощного производства, как в Китае, способного пошить для нас большое количество новых моделей в кратчайшие сроки, нет нигде в мире. Китайские производители тесно сотрудничают друг с другом: фабрики по пошиву готовой одежды расположены рядом с заводами, изготавливающими швейную фурнитуру, и текстильным производством. В Украине, например, подобрать для моделей нужные кнопки, пуговицы, крючки и прочую мелочь гораздо сложнее. Каждый производитель размещает заказы на пошив там, где это наиболее выгодно. Ряд ведущих европейских и американских марок шьют свою одежду в Греции, Пакистане, Индии и том же Китае, разрабатывая дизайн в своих странах.

Сейчас на рынке безумная конкуренция, поэтому основная задача каждой компании — удешевить производство, сократить затраты, понизить себестоимость одежды, чтобы потребители смогли купить ее по более низким ценам. Как ни крути, но Китай позволяет это сделать.

Ритейлеры уверяют, что украинцы все чаще покупают одежду среднего ценового сегмента. Почему тогда украинские рынки завалены китайским ширпотребом?

— Если китайцы шьют одежду «no name», значит это кому-нибудь нужно. После распада СССР люди нуждались в деньгах и были уверены, что на китайском товаре можно быстрее заработать. Мелкие предприниматели стали мешками завозить к нам ширпотреб... Но сегодня это явление действительно умирает, и на рынках осталось не так много дешевой китайской одежды. Более того, в Китае существует цивилизованный рынок, фабрики, которые производят одежду «no name» хорошего качества.

Вы конкурируете с производителями китайской одежды?

— Это нельзя назвать конкуренцией — мы работаем в разных ценовых сегментах. Их одежда предназначена для населения с низкими доходами, наша — для более обеспеченного потребителя. Кроме того, есть хорошая поговорка: «Мы не настолько богаты, чтобы носить дешевые вещи». Цикл жизни дешевой китайской одежды невелик. Вы ее купили, поносили, постирали, выкинули, опять купили... Наша одежда носится дольше. К тому же при наличии дефекта нам всегда можно вернуть товар. На базаре возвратов нет. Вы пойдете к продавцу на рынок менять товар? Я уверена, что нет.

Контракты №1-2 / 2007


Вы здесь:
вверх