логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Январь - «Контракты» №1-2 Январь 2007г.


5 января 1769

Джеймс Уатт оформил патент на паровую машину. Именно изобретение Уатта — как наиболее экономичное — получило широкое распространение в производстве. Одновременно с переоснащением заводов паровые двигатели широко использовались на транспорте. К 1850 году суммарная мощность паровозов превзошла мощность фабричных установок. А во второй половине XIX века суммарную мощность стационарных установок превысила общая мощность судовых.

По сути, машина Уатта стала основой для промышленной революции — перехода от ручного мануфактурного производства к машинному в XIX веке. Паровые машины использовались в промышленном производстве и на транспорте до середины XX века.

6 января 1866

В Париже состоялась премьера фильма «Прибытие поезда на вокзал Ля Сиота» братьев Люмьер. По легенде, на первый сеанс братья смогли продать только 35 однофранковых билетов. Спустя сто лет киноиндустрия, выросшая из черно-белого немого одноминутного фильма, превратилась в отрасль мировой экономики с многомиллиардным оборотом.

3 января 1906

В деревне Луговая Орловской губернии родился Алексей Григорьевич Стаханов — основоположник стахановского движения. С 1927 года Стаханов работал на шахте «Центральная-Ирмино» в Кадиевке (Донбасс) тормозным, коногоном, отбойщиком. В ночь с 30 на 31 августа 1935 за пятичасовую смену он добыл 102 тонны угля при норме в 7 тонн, более чем в 14 раз превысив норму и установив рекорд. Его примеру последовали шахтеры Донбасса, затем стахановское движение, поощряемое коммунистической партией, распространилось и в других отраслях. К началу 40-х годов в него было вовлечено практически все работающее население страны. Стахановское движение стало одним из самых удачных примеров практического воплощения технологий по управлению персоналом в СССР. Соревнуясь друг с другом в перевыполнении норм, рабочие многократно повышали производительность труда, в большинстве случаев не получая за это дополнительной платы.

16 января 1919

Ратифицирована 18-я поправка к Конституции США, вводящая во всех штатах сухой закон. Вопреки распространенному мнению, это была не первая попытка ограничить в США производство, импорт, продажу, а главное — потребление алкоголя. С 1846 по 1855 год сухой закон действовал в 13 штатах, но впоследствии ограничения отменяли как антиконституционные. Однако после вступления США в Первую мировую войну американское правительство, стремясь сохранить запасы зерна, ввело общенациональный запрет. Антиалкогольные меры оказались крайне непопулярными, существенно повредили национальную экономику и способствовали становлению организованной преступности, наживавшейся на контрабанде и нелегальной торговле спиртным. Всеамериканский сухой закон отменили в декабре 1933 года 21-й поправкой к Конституции, однако до конца 60-х он еще действовал в некоторых штатах. Последним штатом, отменившим сухой закон в 1966 году, стал Миссисипи.

30 января 1951

Умер Фердинанд Порше — автоконструктор, промышленник, создатель автомобиля Фольксваген. Свой первый самодвижущийся экипаж Порше создал в 1900 году — это была повозка с двумя электромоторами мощностью всего две с половиной лошадиных силы. Конструктора по праву называют одним из отцов немецкой автопромышленности — его разработки использовали Лоринзер, Даймлер-Бенц и Мерседес. Для последнего он создал самые знаменитые из гоночных моделей Мерседеса — спортивные S и SS. Но главной разработкой Порше стал «Народный автомобиль» — Фольксваген Жук. Полностью разработанный к 1938 году, он так и не пошел в серию — помешала война. Производство гражданской версии Жука было восстановлено только в 1946 году, и с 50-х он начал победное шествие по планете. В 1950 году было начато строительство сборочного производства в Ирландии, в 1951 — в Южной Африке, в 1953 — в Бразилии, в 1955 — в Австралии. В 70-х машина продавалась уже в 160 странах мира. В 1972-м Фольксваген стал мировым рекордсменом, обогнав американский Форд-Т. К тому году с конвейера сошло 15,74 млн машин.

12 января 1970

Boeing 747 Jumbo закончил первый испытательный полет, прибыв из Нью-Йорка в лондонский аэропорт «Хитроу». Jumbo Jet (реактивный слон), или просто «747», был первым в мире широкофюзеляжным пассажирским самолётом и одним из самых удачных проектов корпорации Boeing. В 60-70-х годах считалось, что такие пассажирские гиганты вскоре будут вытеснены сверхзвуковыми самолетами, поэтому 747-й изначально разрабатывался как грузопассажирская машина. Компания планировала выпустить всего 400 единиц таких машин. Но несмотря на критику и жесткую конкуренцию объем продаж 747-го начал падать лишь в первом десятилетии XXI века. До 2006 года Boeing произвел почти 1,5 тысячи самолётов семейства 747.

23 января 1991

Утром этого дня начался обмен 50- и 100-рублевых купюр образца 1961 года. Указ президента СССР об изъятии из обращения «полтинников» и «сотен» и об ограничении выдачи наличных денег с вкладов населения зачитали накануне в программе «Время». В течение трех дней было разрешено обменять 300 рублей. За две недели до указа министр финансов Валентин Павлов заверял общественность, что денежной реформы в стране не будет. Конфискационная «реформа Павлова» стала началом развала кредитно-финансовой системы СССР.

Январь 1993

Запорожский автомобильный завод на грани остановки. «Мы не знаем, сможет ли завод работать завтра», — заявил тогдашний гендиректор ЗАЗа Степан Кравчун. По его словам, причина кризиса — в срыве поставок комплектующих предприятиями Украины и России. В январе 1993 года на заводе было собрано 9280 автомобилей, но полностью укомплектованы были только 5600 машин. Директор подчеркнул, что в подобной ситуации дальнейшая работа предприятия является бессмысленной.

Спустя 13 лет после создания СП «АвтоЗАЗ-DAEWOO», банкротства корейского партнера и продажи корейской доли СП швейцарской компании ЗАО «ЗАЗ» прочно занял первую позицию в рейтинге украинских автосборщиков по числу выпущенных машин. Предприятие, контролируемое корпорацией «УкрАвто» и швейцарской Hirsch&Cie, производит легковые автомобили ЗАЗ («Славута», «Пикап»), Daewoo Ланос, собирает ВАЗы, Шевроле, Опели, грузовые автомобили МАЗ, индийские ТАТА, китайские Донг Фенг и производит запчасти. В 2006 году завод выпустил около 190 тыс. автомобилей.

1 января 1999 — 1 января 2002

1 января 1999 года в 0.00 по европейскому времени страны европейского Экономического и валютного союза (ЭВС) ввели единую валюту — евро (EUR). На этом этапе новая денежная единица использовалась только в безналичных расчетах — параллельно и наравне с национальными валютами. Первые торги по евро начались 4 января 1999 года.

В январе 2002 года евро был введен в наличное обращение — с этого момента начался постепенный рост европейской валюты. После выступления в марте 2002 года главы ФРС США Алана Гринспена, скептически оценившего перспективы американской экономики, евро не опускался ниже $0,87. К 2005 году евровалюта доросла до курса $1,3. С этого момента Центральный Банк Еврозоны стал сдерживать его укрепление, чтобы стимулировать экспорт товаров, произведенных в ЕС.

Январь 1999

Агентство Bloomberg сделало один из самых неудачных «нефтяных» прогнозов. По подсчетам Bloomberg, цена нефти в январе-феврале 1999 года должна была подняться с $10 за баррель до $13-$15. К концу года, по мнению американских аналитиков, стоимость «черного золота» могла достигнуть $17 за баррель.

На самом деле цены на нефть за год выросли в 2,5 раза — в декабре 1999 баррель стоил уже $26. Причинами роста цен стали снижение государствами ОПЕК мировой добычи и высокий спрос на углеводороды стран азиатского региона.

8 января 2004

Основанная в 1853 году компания Levi Strauss & Co закрыла две последних фабрики в США. Заводы в Сан-Антонио были последними из 63 предприятий Levi Strauss & Co, работавших в США. Ужесточившаяся конкуренция вынудила компанию перенести производство в Азию и Латинскую Америку: за шесть лет, с самого успешного для Levi Strauss 1996 года по 2002-й, объем продаж упал с $7,1 млрд до $4,1 млрд. «Мы сделали все возможное для сохранения производства в США, но, чтобы оставаться конкурентоспособными, вынуждены уйти», — объясняли тогда в Levi Strauss.

18 января 2005

В Тулузе презентован аэробус А380. Четырехмоторный двухпалубный А380 в чартерном варианте может принять на борт на треть больше пассажиров, чем самый вместительный на тот момент эксплуатируемый пассажирский авиалайнер Boeing 747. При этом аэробус на 12% экономичней 747-го. Тем не менее запуск А380 в серийное производство неоднократно переносился из-за технологических проблем. 3 октября 2006 года Airbus официально заявил, что поставки первых лайнеров будут осуществлены только в октябре 2007-го, причем будет поставлен только один самолет вместо девяти запланированных. По оценке компании, ее потери из-за срыва сроков составят более $3,5 млрд. Эксперты называют большие суммы, учитывая отток потенциальных клиентов Airbus к Boeing, готовящей выпуск сразу двух конкурентов А380: Boeing 777 и Boeing 787.

Контракты №1-2 / 2007


Вы здесь:
вверх