логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Антимонопольное преимущество Беседовали Наталья ГУЗЕНКО, Роман КУЛЬЧИНСКИЙ, фото Светланы СКРЯБИНОЙ - «Контракты» №10 Март 2007г.

Председатель Антимонопольного комитета Украины Алексей Костусев не хочет быть вывеской, за которой прокручивают 100 млрд грн в год


10 секунд на чтение

В интервью Контрактам Алексей Костусев рассказал о том, что:

1) у него нет претензий к УкрГаз-Энерго

2) в коммунальные тарифы закладывали спонсорскую помощь

3) АМКУ займется авиаперевозчиками

4) не может сломить сопротивление транспортного лобби

Газовый друг

CП «УкрГаз-Энерго» (50% — НАК «Нефтегаз Украины», 50% — РосУкрЭнерго) монополизировало поставки газа украинским предприятиям, некоторые из которых уже заявляли о том, что поставщик не выполняет своих обязательств. Почему АМКУ не принял соответствующие меры в отношении монополиста?

— Когда начались разговоры о том, что УкрГаз-Энерго отказывается поставлять газ отдельным предприятиям, я получил поручение от президента разобраться в ситуации. Когда мы начали расследование, менеджеры УкрГаз-Энерго, наверное, растерялись и не предоставили информацию на наш запрос в установленный срок. Мы возбудили в связи с этим дело. Они поняли, что к чему, извинились, предоставили необходимые данные, без проволочек уплатили штраф. По результатам проверки мы установили, что ни одно предприятие не было лишено поставок газа и ни на день не останавливалось. К тому же, выполняя рекомендации АМКУ, УкрГаз-Энерго направило всем заинтересованным субъектам хозяйствования договоры на поставку газа в 2007 году. То есть СП не дискриминировало предприятия, у большинства из них были альтернативные источники поставок газа, и они хотели купить более дешевый у СП для того, чтобы экспортировать имеющийся в наличии газ в Западную Европу. Сейчас у нас нет вопросов к УкрГаз-Энерго.

О каких предприятиях и альтернативных источниках газоснабжения вы говорите?

— Ряд крупных украинских предприятий вышли на Газпром с предложением покупать газ без посредников, но в Москве хотят разговаривать не со всеми. Большего я сказать не могу.

Почему СП «УкрГаз-Энерго» официально не признано монополистом?

— Предприятие работает только с весны прошлого года, сейчас мы исследуем все необходимые показатели, в том числе и относительно экспорта-импорта газа. Но давайте будем говорить откровенно: у СП есть газ, и его учредители в состоянии доставить энергоресурс до украинско-российской границы. Импортировать газ в Украину никому не запрещено, наш рынок открыт, десятки субъектов имеют лицензии на поставки газа. Правда заключается в том, что не каждый из них может договориться с собственником газа, но это проблемы не АМКУ, и у нас нет рычагов для их решения.

Тендерная вывеска

Как вы оцениваете последние изменения к закону о госзакупках?

— Я далек от мысли, что они идеальны. Подписав измененный закон, президент сказал, что его необходимо доработать. Такой же точки зрения придерживается и первый вице-премьер-министр Николай Азаров. На мой взгляд, уже то, что на госзакупки обращено пристальное внимание, — положительное явление. Цена вопроса — порядка 100 млрд грн в год, которые далеко не всегда распределяются прозрачно. Существуют откаты, другие злоупотребления.

Почему вы говорите так, словно не АМКУ, а какое-то другое ведомство в соответствии с предыдущей редакцией закона о госзакупках было уполномочено контролировать тендерную сферу?

— До марта 2006 года контролем госзакупок занималось Министерство экономики. В новой редакции закона уполномоченным органом определен АМКУ, но лично я от этого не в восторге. Во-первых, мне не по душе контролировать априори несовершенную систему. Во-вторых, сейчас наши функции существенно урезаны по сравнению с функциями не только Межведомственной комиссии, которая должна начать работать с 12 марта, но и всем известной общественной организации. Я изначально был против всего этого и не допущу, чтобы под вывеской АМКУ принимались какие-то решения, мягко говоря, не всегда в правовом поле. АМКУ — госорган, который дорожит своей репутацией, и поэтому расчет на то, что мы будем вроде бы как главными, а решения будет принимать другая структура, я не приемлю. Ни я, ни мои подчиненные не будем покрывать незаконные действия.

Кто в 2007 году будет выдавать разрешения на проведение тендеров «с одним участником»?

— Согласно последним изменениям — Межведомственная комиссия, в состав которой войдут три представителя профильного комитета Верховной Рады, три — Тендерной палаты, по одному — из Счетной палаты, Госказначейства, ГлавКРУ, Минэкономики и АМКУ. О том, как будет работать эта комиссия, пока ничего сказать не могу. Сейчас ее членам негде собираться, у комиссии нет ни секретариата, ни технических работников. Если поручат АМКУ обеспечить работу комиссии, мы сделаем это, но только при условии, что будут предоставлены соответствующие ресурсы и финансирование. Не исключаю, что координировать работу комиссии будет негосударственная структура. Но в таком случае я готов снять с себя ответственность за происходящее в системе госзакупок. Не буду отвечать за то, на что не могу повлиять.

Кто, по вашей информации, лоббировал изменения к закону о госзакупках, не устраивающих ни руководство Кабмина, ни президента?

— Могу только констатировать, что в конце 2006-го (когда были приняты соответствующие изменения) в ВР было зарегистрировано не менее 20 законопроектов, альтернативных правительственному. Понимаете, если депутаты и общественные деятели могут давать оценку действиям исполнительной власти, то мы — чиновники, — как солдаты, должны выполнять закон независимо от того, нравится он нам или нет. Хотя, признаться, есть, что рассказать.

Так расскажите.

— Никаких оценок действиям депутатов я давать не буду. В системе госзакупок крутятся колоссальные деньги, и вы можете сами сделать выводы.

Чем закончилось расследование АМКУ в отношении Европейского консалтингового агентства, якобы монополизировавшего сферу размещения тендерных объявлений в интернете?

— Мы оштрафовали ЕКА на 100 тыс. грн и обязали прекратить нарушения, они, пытаясь оттянуть исполнение нашего решения, обратились в суд.

Транспортные дела

Украинские авиакомпании обвинили поставщиков топлива в картельном сговоре. Каково мнение АМКУ на сей счет?

— Авиакомпании нервно отреагировали на повышение цен. Сейчас мы получаем на наши запросы информацию от Минтопэнерго, Гостаможслужбы, аэропорта «Борисполь», производителей авиатоплива — Линоса, Укртатнефти, оптовых поставщиков и компаний, которые непосредственно заправляют авиалайнеры, — Кребо и ЛукАвиаОйл. Выводы сделаем после того, как проанализируем эти сведения. С одной стороны, у нас есть вопросы: почему в Борисполе работают только две компании, есть ли возможность у других выйти на этот рынок? Тем более что мы давали разрешение ТНК на создание новой компании, которая бы поставляла авиатопливо. Почему она не работает?

С другой стороны, некоторые причины повышения цены на авиатопливо понятны: Борисполь на 30% повысил стоимость услуг по приему топлива, контролю качества. Кроме того, авиакомпаниям не возвращено 30 млн грн НДС, из них 17 млн грн — давно просроченное возмещение. То есть вроде бы основания для повышения цены есть, но нужно проверить, не злоупотребляют ли поставщики топлива своим положением.

Кстати, по предварительной информации, ряд мелких перевозчиков покупают более дорогое топливо, чем МАУ и АэроСвит, но рейсы не отменяют. Стоит обратить внимание на качество и высокие цены на услуги этих компаний. Поэтому от поставщиков топлива мы перейдем к исследованию положения самих авиакомпаний на рынке перевозок. Разберемся, почему из Киева в Лондон и обратно можно слетать дешевле, чем, например, в Москву, почему авиакомпании закрывают некоторые маршруты по непонятным причинам. Мы готовимся провести совместное расследование с антимонопольными органами стран СНГ.

АМКУ добился от «Укрзалізниці» обоснования транспортных тарифов и цен на билеты?

— Методик расчета тарифов как на пассажирские, так и на грузовые перевозки пока нет. Есть подозрение, что транспортники не вводят их намеренно. Мы же настаиваем на том, чтобы цены на услуги «Укрзалізниці» определял не Минтранс, а специально созданный независимый регулятор, как это и предусмотрено законом о естественных монополиях. Мы разработали и в декабре 2006 года передали в Кабмин проект постановления о создании Национальной комиссии регулирования транспорта. Этот документ был согласован с Минюстом, Минфином, Минэкономики, Госкомпредпринимательства. Против выступил только Минтранс. Так что сломить сопротивление сильного транспортного лобби пока не удается.

Министр транспорта Николай Рудьковский — член правящей коалиции. Почему не можете с ним договориться?

— Если Николая Николаевича вернуть в парламент, он, наверное, первым будет настаивать на том, что железнодорожные тарифы должен устанавливать независимый орган. Логика человека меняется, едва он садится в кресло руководителя ведомства. Он тут же становится защитником отъявленных монополистов. Впрочем, с «Укрзалізницею» и Минтрансом мы воюем независимо от того, кто руководит отраслью, пресекая всевозможные ноу-хау, к примеру, обязательное питание.

Коммунальная нагрузка

Существует ли методика расчета коммунальных тарифов?

— Проблема сферы ЖКХ заключается в том, что местные органы власти слишком свободны в определении тарифов. Не так давно Кабмин принял постановления, запрещающие включать в коммунальные тарифы необоснованные затраты, не имеющие прямого отношения к самим услугам. Это шаг вперед. Мы инициировали его несколько лет.

Уточните, пожалуйста, о каких затратах идет речь?

— Когда мы занялись изучением этого вопроса, были немало удивлены — оказалось, что в тарифы закладывали даже... спонсорство и благотворительную помощь. Сейчас коммунальщики более осторожны.

АМКУ намеревался исследовать, нет ли монополии на столичном рынке недвижимости. Известно ли вам, что 15-30% стоимости кв. м жилья составляют затраты на различные разрешения, которые получают застройщики?

— Мы детально изучали, какие инстанции нужно пройти, чтобы получить участок, а потом утвердить проектную документацию. Их нереально много. Такие административные барьеры явно не способствуют развитию рынка. Это, безусловно, отражается и на стоимости жилья. Я прекрасно понимаю, что компании закладывают в себестоимость все официальные и неофициальные затраты на согласования по землеотводу, получение разрешений на строительство, но это уже компетенция правоохранительных органов.

Среди ваших однопартийцев много крупных предпринимателей, есть ли среди них нарушители антимонопольного законодательства?

— Если мы видим, что какой-то бизнесмен нарушает конкурентное законодательство, не смотрим, к какой политической силе он близок — ПР, СПУ, КПУ, НСНУ или БЮТ. Хотя, если задеть интересы последних, шуму о травле оппозиции будет много. В целом, практически за каждым крупным бизнесом стоят определенные политические силы. К примеру, в первую премьерскую каденцию Виктора Януковича донецкая группа «Сармат» хотела купить пивзавод «Оболонь», за которым стояла Наша Украина.

Мне тогда звонили сверху (не от Януковича) с просьбой закрыть глаза на некоторые нюансы. Но мы запретили Сармату покупать Оболонь, потому что не имели права допустить монополизации рынка. В свое время были вопросы к оппозиционному тогда бизнесу Порошенко, Мартыненко, но я всегда считал, если есть возможность их не трогать, лучше не трогать вообще. Я действую строго в рамках законодательства, это знают все, и меня никто не обвинит в предвзятости или протекционизме.

Денежные переводы

Зачем вы баллотировались в народные депутаты?

— Я твердо намеревался стать народным депутатом, поскольку работа на нынешней должности изматывает, не оставляя свободного времени. Кроме того, как член президиума политсовета ПР (бывшей тогда в оппозиции) считал, что мне лучше работать в парламенте. Просьбу освободить меня от должности председателя АМКУ направил еще спикеру Владимиру Литвину, но, видимо, тогда было не до меня. Когда ПР пришла к власти, однопартийцы убедили меня остаться на занимаемой должности.

До того, как стали кандидатом в депутаты от ПР, вы возглавляли партию «Союз», рекламировавшую себя слоганом: «С нами Бог и Россия!». Богоизбранная партия была готова служить России?

— Под «Нами» мы, безусловно, подразумевали не себя — членов партии «Союз», а всех украинцев, предполагая, что независимость нашей страны не обсуждается. Почему Бог с Украиной, объяснять не нужно. А с Россией Украину связывает не только история, но и тысячи экономических ниточек. Гражданами нашей страны являются миллионы этнических россиян. Около 3,5 млн украинцев работают в РФ и перечисляют сюда деньги своим семьям (в этом я убедился, когда мы вели дело против Western Union). Считаю, что в Украине должно быть два государственных языка — украинский и русский.

Кстати, в свое время в Одессе именно я открыл бесплатные курсы по изучению украинского языка. Позже такие курсы были открыты для всех абитуриентов Одесского университета; возглавляемая мною общественная организация выделила деньги на издание книги об истории украинского театра. Для меня патриотизм — это конкретные дела, а не декларации. Напомню, что, когда в пик противостояния АМКУ и Western Union президентом был избран Виктор Ющенко, против меня началась мощнейшая PR-кампания. Звучали заявления, что Костусев срывает первый визит президента в США, обижает Пентагон, портит отношения между странами и так далее. Но я выдержал. В результате тарифы на денежные переводы из десяти стран были снижены в 2-4 раза.

Как вам удалось получить проходное место в списке ПР?

— Я предполагал, что на выборах будут противостоять два блока, а партия «Союз» станет одним из кирпичиков бело-голубой силы. Сложилось иначе. Я понимал, что рейтинг Союза не выходит за рамки социологической погрешности — 1,8%. Мы провели переговоры с Виктором Януковичем, предложившим нам влиться в ПР. Я согласился, а основатель Союза Лев Миримский — нет, мы разошлись полюбовно. В Крыму Союз получил хороший результат — стал третьим.

Чем занимаетесь в свободное время?

— Историей. Иногда настолько погружаюсь в какие-то исторические периоды, что чувствую, что мог бы там жить. Симпатизирую Наполеону, интересуюсь античностью, Древним Египтом и Второй мировой.

У членов вашей семьи есть бизнес?

— Моя супруга занимается морскими перевозками. Я много лет работал в Институте инженеров морского флота, где она закончила факультет управления морским транспортом. Мне также принадлежат корпоративные права в одной региональной телерадиокомпании, но, в соответствии с законом о госслужбе, я передал их в управление. Как законопослушный гражданин считаю, что когда человек злоупотребляет своим положением, он, как безбилетный заяц, постоянно боится быть пойманным. Так жить нельзя, жить нужно по закону и по совести.


Карьера чиновника

С июля 2001 г. — председатель АМКУ

1998 г. — народный депутат Украины

1993 г. — председатель городского комитета приватизации Одесского горсовета

1991 г. — начальник отдела, зампред по экономическим вопросам Киевского райисполкома Одессы

1975 г. — младший научный сотрудник, ассистент, старший преподаватель, доцент, заведующий кафедрой Одесского института инженеров морского флота

1975 г. — окончил Одесский институт народного хозяйства

29 июня 1954 г. — родился в Невельске (Сахалинская обл., РФ)

Вы здесь:
вверх