логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Дорогой нелеквид Роман КУЛЬЧИНСКИЙ - «Контракты» №10 Март 2007г.

Инвестировать в камешки, цены на которые растут уже 40 лет, в Украине крайне рискованно


Оценить уровень инвестиционной привлекательности драгоценных камней, прежде всего бриллиантов, сложно, учитывая специфику определения их качественных характеристик и стоимости. Стратегически — вложения в бриллианты никогда не будут проигрышными, ведь, во-первых, алмазы, из которых их производят, исчерпаемы, как и любой ресурс.

Во-вторых, мировой рынок алмазного сырья монополизирован и фактически поделен между четырьмя компаниями: De Beers (51,2%, или $6,5 млрд в год), АЛРОСА (24,4%, или $3,1 млрд в год), Leviev Group (7,8%, или $1 млрд в год) и Rio Tinto Mining (7,9%, или $1 млрд в год). Эти мощные ТНК конкурируют между собой, периодически меняя союзников, но ни одна из них в действительности не заинтересована в падении цены на алмазы.

В-третьих, как свидетельствует практика, ни бриллианты, ни изделия из них не дешевели на протяжении последних 40 лет (если не принимать во внимание незначительное падение цен в сентябре 2001 года после терактов в США). Наоборот, по данным международного агентства Rapaport, стоимость каратника (цвет — D, чистота — IF) возросла за последние 5 лет более чем на 30% и в августе 2006 года составляла $18,1 тыс.

Кстати, в РФ, по словам Эвояна Арарата, первого вице-президента Ассоциации российских производителей бриллиантов, камешки такого класса дорожали еще быстрее: по сравнению с 2002-м, цены на крупные бриллианты выросли приблизительно на 40%, на средние (0,3-0,99 карата) — на 30%, на мелкие (до 0,3 карата) — на 25%. Тактически инвестирование в бриллианты в Украине имеет ряд особенностей (кроме чисто технических нюансов, рассмотренных нами в предыдущих статьях). Остановимся на пяти принципиальных.

Особенность первая и главная — банки и другие финансовые учреждения в Украине не рассматривают бриллианты в качестве полноценного финансового инструмента. То есть драгкамни в нашей стране, в отличие от более цивилизованных государств, нельзя положить на депозит, использовать в качестве залога и т. д. «Отдельные банки, возможно, и согласятся предоставить кредит под залог даже хорошего камня, — комментирует ситуацию Сергей Николаенко, эксперт Украинской биржи драгоценных металлов. — Но, скорее всего, потребуют еще какой-то залог, а сам камень оценят в лучшем случае вдвое ниже оптовых мировых цен».

Особенность вторая, фундаментальная — в стране фактически отсутствует легальный вторичный рынок камней, ведь украинское законодательство запрещает юридическим лицам (ювелирным и торговым компаниям) покупать бриллианты, рубины, сапфиры и т. д. у физлиц-резидентов. Таким образом, драгоценные камни в Украине априори являются товаром конечного использования.

Особенность третья, закупочная — розничные цены на камни в Украине сугубо договорные и очень слабо коррелируют с общепринятыми в мире ценовыми ориентирами (прежде всего оптовыми ценами Rapaport — на бриллианты и Palmieri’s Market — на цветные камни). В порядке эксперимента мы зашли на сайт компании, ювелирный магазин которой расположен недалеко от Верховной Рады. Заполнив соответствующую форму, выяснили, что камень определенного веса, цвета и чистоты нам предлагают купить почти вдвое дороже его оптовой стоимости. Аналогичные предложения (плюс-минус 10%) получили от других участников рынка. Для сравнения: норма прибыли ведущих мировых оптовиков не превышает 50-60%.

Особенность четвертая, продажная — легально конвертировать приобретенные бриллианты в деньги физлица могут разве что в комиссионных отделах ювелирных магазинов и ломбардах (если, конечно, речь не идет об эксклюзивном или очень качественном камне). При этом, если на Западе (где вторичный рынок почти не регулируется) существует даже отработанная система коэффициентов ликвидности камней, то в Украине физлицо, продающее больше четырех камешков на протяжении года (отдельно или в изделиях), должно получить соответствующую лицензию и зарегистрироваться как СПД.

Особенность пятая, системная — проблемы с определением стоимости камней у начинающего инвестора возникнут независимо от того, какой неофициальный путь реализации бриллианта он выберет — через ювелирные компании (которые всегда заинтересованы в сырье) или торговцев-посредников. При этом, как уверяют участники рынка, потери продавца могут составить до 50-60% от реальной цены камня (то есть такой канал реализации практически не отличается от ломбардного). Исключение, опять-таки, составляют очень качественные бриллианты (таких на украинском рынке очень мало) или камни, сертифицированные Gemological Institute of America (США), Gemological Institute или High Diamond Council (Бельгия).

Таким образом, инвестируя в бриллианты, нужно быть готовым к тому, что их придется вставлять в изделия, надевать эти украшения на себя и ехать в ту же Бельгию, где драгоценные камни являются ликвидным инвестиционным инструментом. И не забывать при этом, что стремительное развитие производства синтетических бриллиантов в Китае и Индии со временем может обвалить цены на камни, реальность и справедливость которых якобы испытана годами.

Драгоценные коэффициенты*
 
Категория
При покупке в рознице
При продаже
(чит. — Курс молодого геммолога) 
Min
Mid
Max
Через
дилера
на протяжении
дня
Аукцион из
минима-
льными
комисси-
онными
Обычный
аукцион
Камень Бриллианты от 1 ct 1 1,10-1,20 1,40-1,75   0,55-0,80 0,64-0,72 0,80-0,90
2 1,10-1,30 1,50-1,80 > 2,00 0,50-0,75 0,60-0,64 0,75-0,80
3 1,10-1,30 1,60-1,90   0,25-0,50 0,48-0,8 0,60-1,00
Рубины и сапфиры
сини весом от 2 ct
Рубины и сапфиры сапфиры синие в украшениях весом 1,20-1,40 1,60-2,00 > 2,00 0,15-0,35 0,20-0,40 0,25-0,50
Необработанные бирманские рубины 0,50-0,75 0,50-0,80 0,75-1,00
Необработанные кашмирские сапфиры 0,60-0,80 0,60-0,80 0,75-1,00
*Применяются к средним оптовым ценам По данным Palmieri’s Market Monitor
Вы здесь:
вверх