логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Не дай нам Бог сойти с ума Дмитрий ФИОНИК - «Контракты» №11 Март 2007г.

О профессиональных кризисах


Плюнуть на все. Оказывается, когда это простое человеческое желание посещает топ-менеджера, данное состояние называется «кризис достижения цели» "Я бы в дворники пошел". Самое время бросить работу, пойти в дворники и учиться вышивать крестиком. В противном случае кризис угрожает физическому и психическому здоровью. Специалисты выделяют несколько основных симптомов этого недуга: человек не разделяет корпоративных ценностей, постоянно переживает стрессы, страдает бессонницей и вообще нехорошо себя чувствует.

Психологи почему-то решили, что в современном обществе есть либо сверхчеловеки, неподверженные таким неприятностям, либо сферы деятельности, работая в которых люди не испытывают кризисов. Лично мне кажется, что таких сфер нет. Взять, к примеру, журналистику или рекламу. В большинстве случаев, дочитав до половины любую из отечественных общественно-политических газет, хочется развеяться, выпить пива, не думать о прочитанном. А теперь представьте, что все это написали вы.

С утра и до поздней ночи строчили штампы, имитировали мировоззрение, оправдывались перед заказчиками из PR-агентств и делали вид, что на самом деле так думаете. Поставив последнее «доколе», вам непременно захочется выпить. Но уже не пива. Или вообразите, что именно вы придумали ту самую рекламу, при просмотре которой приходится уводить ребенка в соседнюю комнату.

Если человек занимается чем-то подобным и при этом хорошо спит, не страдает стрессами и всегда разделяет корпоративные ценности, то его вряд ли можно назвать нормальным. Вот как чувствует себя с утра нормальный и успешный французский менеджер средней руки, курирующий создание рекламных роликов по заказу крупной транснациональной корпорации: «Я выблевал все двенадцать чашек кофе в туалете «Манон интернешнл» и зарядил себя приличным дозняком, чтобы встряхнуться» (Фредерик Бегбедер, «99 франков»).

Утро рабочего дня его московского коллеги, руководителя подразделения, продающего в России генномодифицированные продукты другой мировой корпорации, тоже небезоблачно: «...Я лежу в ванне с больной головой и мысленно прокручиваю все события вчерашнего вечера. Во рту отвратительный привкус дрожжей, обычный после таких дел, которые я вчера исполнял» (Сергей Минаев, «Духless»). Ну мучаются люди от того, что чего-то не поняли в жизни, что мир несправедлив, что им приходится идти на компромисс со своей совестью и т. д. И то, что они страдают, — говорит о саморепрессированном стремлении к добру и вечным ценностям.

Успешные и зачастую во всех отношениях неординарные личности, страдающие перманентными кризисами, творят современность: издают газеты, осваивают инвестиции, манипулируют общественным сознанием, подписывают маркетинговые планы и лоббируют законопроекты. И ничего — нормально живут, принимают антидепрессанты, плохо себя чувствуют, по выражению Бегбедера, «одной ногой в гробу, другой — где-нибудь в бассейне Майами, штат Флорида».

Это я к тому, что профессиональный, возрастной и мировоззренческий кризисы — это нормально. Гораздо хуже, когда человек подобных периодов в своей жизни не испытывает, и совсем хорошо, когда он в них пребывает постоянно. Как ни странно, психологические проблемы иногда позволяют сохранить духовное здоровье.

Вы здесь:
вверх