логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Полеты во сне и наяву Нелли ВЕРНЕР - «Контракты» №11 Март 2007г.

Почему объединение не поможет украинским авиакомпаниям конкурировать с иностранцами


В начале марта Аэросвит и Донбассаэро объявили о создании стратегического альянса. На классическое слияние, то есть объединение финансов и образование единого юридического лица, компании, правда, не пошли, решившись только на совместное использование самолетного парка и создание общих баз по техническому обслуживанию. Тарифная политика каждого из участников альянса также останется неизменной. Планы альянса между тем сродни наполеоновским: расширить географию полетов, создать транзитные узлы в базовых аэропортах («Борисполь» и «Донецк») и защититься от экспансии западных конкурентов.

Альянс — реакция на мировую тенденцию консолидации участников рынка авиаперевозок. Самое известное из слияний датировано 2004 годом, убыточная голландская компания KLM объединилась с Air France. Объединение дало эффект синергии — в течение года объединенной Air France-KLM удалось увеличить чистую прибыль на 20% — до EUR351 млн, а пассажиропоток вырос на 5 млн чел. — до 65 млн. Для сравнения, Аэросвит за 10 лет существования перевез немногим более 6 млн чел.

Еще раньше начали процесс укрупнения северные соседи. Первый российский альянс «Открытое небо» был образован в 2001 году, в него вошли Челябинское авиапредприятие, KrasAir, Авиаэкспресскруиз и Домодедовские авиалинии. Правда, просуществовал альянс недолго, до 2003-го. Думает о консолидации и лидер российского рынка — Аэрофлот: наследник советского авиагиганта вошел в международный альянс Sky Team. И все же создание отечественного альянса в краткосрочной перспективе не выглядит серьезным достижением. Появление в Донецке транзитного узла между Европой и Азией в ближайшие годы вряд ли реально. Завершить строительство нового комплекса (оценен в $170 млн) Донецкий облсовет планирует не раньше 2017 года. Аэропорт «Борисполь», хотя и отвечает международным стандартам, но перегружен, а строительство нового терминала откладывается.

Численность воздушного флота двух отечественных компаний, вошедших в альянс, — 16 самолетов (без учета устаревших Як и Ан) — недостаточна для расширения сети маршрутов. Западные авиакомпании, с которыми собираются конкурировать участники альянса, располагают сотнями лайнеров всех категорий. Воздушный парк — двадцатилетние Боинги-737 Аэросвита и два чуть более современных Airbus-320 в распоряжении Донбассаэро — вряд ли поможет альянсу переманить на свои рейсы избалованных европейских пассажиров.

Надеяться остается разве что на тотальное обновление и расширение флота или присоединение к альянсу еще одного укомплектованного перевозчика — хотя бы МАУ. Вот только конкуренты молчат.


Механики, — неуклонно отстаивал свою точку зрения Патрони, — даже состоя на службе в конкурирующих авиакомпаниях, работают дружно, слаженно, делятся опытом, информацией, а иной раз и профессиональными секретами.

Артур Хейли, «Аэропорт»

Вы здесь:
вверх