логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Гастроном «Металлург» Елена СТРУК - «Контракты» №11 Март 2007г.

Могут ли металлурги стать ритейлерами


Розничной торговлей в Украине заинтересовался крупный капитал. Попробовать силы в самом развивающемся секторе отечественной экономики решила System Capital Management Рината Ахметова. Покорять просторы розничного бизнеса будет компания «Украинский ритейл», созданная на базе SCM. Полигоном для обкатки нового направления выбрана родная для группы Донецкая область, где, по заявлениям SCM, в 2007 году появится около 30 торговых площадок формата «магазин у дома». Если торговля пойдет, Украинский ритейл начет экспансию в соседние области и Крым.

Магазины Ахметова будут конкурировать с ритейлерами с украинской пропиской. Французские Auchan и Carrefour, британская Tesco, то есть торговые сети международного масштаба, в нашей стране до сих пор не появились, а российским сетям отечественный рынок оказался не по зубам. Сеть супермаркетов «Патэрсон», грозившаяся к 2007 году открыть в Украине 25 магазинов, пока располагает лишь двумя. X5 Retail Group (ритейловый проект российской Альфа-Групп), вместо того чтобы расширять купленную сеть супермаркетов «Спар Украина», напротив, закрыла один из магазинов. Компании оказались не готовыми к украинским реалиям. Покупательная способность населения в регионах растет медленнее, чем прогнозировали аналитики компаний, местная власть не спешит выделять земли под строительство, аренда торговых площадей дорожает.

SCM проблемы подобного рода, конечно, не остановят. У Ахметова есть и деньги, и влияние, чтобы построить успешный розничный бизнес. Компании не составит особого труда заполучить земельные участки под строительство новых супермаркетов: чиновники, не пускавшие в свои владения иностранцев, вряд ли захотят ссориться с самым богатым бизнесменом Украины. Там, где не получится построить, можно скупить мелких региональных игроков — такую стратегию SCM уже опробовала на рынке стационарной связи.

Но вот проблема: SCM, уже научившаяся делать бизнес на металлургии и энергетике, до сих пор ничего не достигла в сегменте «новой экономики» (так называют отрасли, возникшие в Украине за последние 16 лет). Строительные и рекреационные проекты группы пока пробуксовывают. А самый известный «массовый» проект донецкой корпорации — мобильный оператор «Астелит» (ТМ life:)) — за два года деятельности принес акционерам одни убытки. Несмотря на рост доходов оператора (по итогам 2006 года — +93%, до $87,9 млн), чистый убыток компании увеличился практически вдвое — до $198 млн. Не помогли ни опыт турецких менеджеров из компании Turkcell (партнер SCM по Астелиту), ни многомиллионные инвестиции (только в прошлом году в Астелит вложили более $200 млн).

Возможно, как раз небольшой опыт создания бизнеса в новых отраслях мешает SCM добиться здесь успехов. Ведь для развития компаний «новой экономики» банальной скупки активов явно недостаточно.


В любом деле — как в ремесле, так и в торговле — можно разбогатеть, притворяясь честным человеком.

Жан де Лабрюйер

Вы здесь:
вверх