логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Дать ГАЗу Инна ЗВЯГИНЦЕВА - «Контракты» №11 Март 2007г.

Зачем российскому олигарху украинские тракторы


Александр Ярославский и Эрнест Галиев, продав УкрСиббанк и завод «Росава», готовы расстаться еще с одним крупным украинским активом. По неофициальной информации, Харьковский тракторный завод, 64% которого принадлежат компаниям, близким к украинским бизнесменам, скоро перейдет в управление российской группы ГАЗ. Собственник ГАЗа — российский миллиардер Олег Дерипаска, давний партнер Галиева и Ярославского. Пять лет назад холдинг «Русский Алюминий» (ключевой актив империи Дерипаски) на паритетных началах с харьковскими бизнесменами создал компанию «Украинский Алюминий», купившую 30% Николаевского глиноземного завода.

Сами представители ГАЗа заявили о «возможном сотрудничестве» группы с Харьковским тракторным — такие заявления, как правило, предшествуют покупке предприятий.

Машины выгоднее тракторов

Российскому автогиганту отечественные тракторы как будто и ни к чему. Основной заработок (почти 60% доходов) ГАЗа приходится на производство микроавтобусов, в первую очередь известной на отечественном рынке модели «ГАЗель», а также «Соболя». Судя по действиям нового председателя правления группы Эрика Эберхардсона, приоритетным направлением бизнеса ГАЗа станут легковые автомобили. Весной прошлого года компания Дерипаски купила завод в США, выпускающий модели Chrysler Sebring и Dodge Stratus — они сменят приевшуюся потребителям «Волгу». Еще одно приоритетное направления ГАЗа — производство микроавтобусов: полгода назад группа оформила сделку по приобретению британского завода LDV. Британцы собирают фургоны Maxus, которые Эберхардсон надеется объединить в один модельный ряд с ГАЗелью.

С другой стороны, группа ГАЗ — холдинг разноплановый: в него входит и дивизион «Спецтехника», объединяющий пять машиностроительных заводов («Брянский арсенал», «Тверской экскаватор», «Челябинские строительно-дорожные машины», экскаваторный завод «Ковровец» и «Заволжский завод гусеничных тягачей»). Предприятия выпускают дорожно-строительную, землеройную и даже военную технику — экскаваторы, автогрейдеры, бульдозеры, асфальтоукладчики, погрузчики и т. д. Дорожно-строительную технику (погрузчики) выпускает и ХТЗ. Следовательно, ГАЗ может развивать на базе харьковского завода именно дорожно-строительное направление.

Но даже если сделка по покупке ХТЗ состоится, россиянам придется изрядно потратиться: долги предприятия составляют около $60 млн, а блокпакет (чуть более 27% акций) придется выкупать у государства, не говоря об инвестициях в переоборудование и модернизацию производства. Если все силы и деньги ГАЗа будут брошены на автомобилестроение, до развития ХТЗ руки у менеджеров ГАЗа дойдут нескоро.


Разгорелись споры. Спустя какое-то время Сталин, вспомнив, спросил: «Как, перевели Харьковский завод на выпуск трактора КД-35?» «Нет, — говорю, — не перевели». Он страшно возмутился, устроил большой скандал.

Никита Хрущев, «Время. Люди. Власть. (Воспоминания)»

Вы здесь:
вверх