логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Комсомольцы-добровольцы Евгений ДУБОГРЫЗ - «Контракты» №13 Апрель 2007г.

Кто из олигархов достоен представлять Украину за рубежом


От редактора

Билл Гейтс и Уоррен Баффет — США, Ингвар Кампрад — Швеция, Лакшми Миттал — Индия, Коносуке Мацушита — Япония, Сильвио Берлускони — Италия, Роман Абрамович — Россия... У каждой страны, претендующей на статус законодателя мод в мировой экономике, есть свое лицо.

Лицо в самом что ни на есть прямом смысле — человек, который в умах мировой общественности прочно ассоциируется со страной. И даже более того, своим поведением формирует имидж страны во всем мире. Яркие примеры — Роман Абрамович и Лакшми Миттал. Первый, ежегодно вкладывая по $300 млн в футбольный клуб Chelsea и покупая яхты стоимостью $200 млн, создает России репутацию инкубатора миллиардеров-эксцентриков. Второй дает понять, что Индия вовсе не страна покорных скотоводов и программистов, а агрессивно развивающаяся экономика, претендующая на ведущие роли.

Украины и украинцев в списке пока нет. Однако именно сейчас нашей стране как воздух необходим бизнесмен-агитатор. После оранжевой революции Украина сменила имидж в глазах зарубежной общественности: из разряда коррумпированных постсоветских экономик, во всем зависящих от России, наша страна переместилась в категорию развивающейся Мекки для инвесторов. Смене репутации в какой-то мере способствовали политики — Виктор Ющенко в 2005 году был желанным гостем в Белом доме и Уайт-Холле, а Юлия Тимошенко была признана одной из влиятельнейших женщин в мире.

Теперь дело за бизнесменами. Именно они, по мнению Контрактов, должны перехватить у политиков пальму первенства в продвижении Украины за рубежом. Мы считаем, что даже одиозный бизнесмен в роли «лица страны» выглядит уместнее прогрессивного политика или талантливого спортсмена. Ибо время жизни крупной корпорации во многом зависит от умения и желаний бизнесмена, тогда как срок пребывания политика у власти ограничен законодательно, а спортивная слава недолговечна.

Олигархов, способных стать лицом Украины за рубежом, в нашей стране достаточно. Контракты составили рейтинг отечественных магнатов как потенциальных агитаторов, пропагандистов и имиджмейкеров, выяснив, каковы шансы каждого из них стать украинским Романом Абрамовичем.


Как мы считали

Контракты определили восьмерку бизнесменов, претендующих на звание «Лицо Украины».

В список вошли:

  • Ринат Ахметов;
  • Виктор Пинчук;
  • Виталий Гайдук;
  • Сергей Тарута;
  • Константин Жеваго;
  • Игорь Коломойский;
  • Дмитрий Фирташ;
  • Андрей Клюев.

Экспертная группа в составе восьми журналистов и редакторов Контрактов оценила каждого из украинских бизнесменов по пяти критериям. Минимальная оценка – 1, максимальная — 10.

Критерии

1. Насколько известен на Западе бизнесмен и принадлежащие ему компании?

2. Отвечают ли компании, подконтрольные бизнесмену, западным стандартам ведения бизнеса?

3. Какова репутация бизнесмена в Украине и за рубежом?

4. Насколько бизнесмен публичен?

5. Способствует ли формированию позитивного имиджа бизнесмена в Украине и за рубежом его политическая, общественная и социальная деятельность?

Получив ответы, Контракты вывели среднюю оценку бизнесменов по каждому из критериев (среднее арифметическое оценок восьми респондентов), а также общую оценку каждого из бизнесменов.

Результаты представлены ниже. Данные про обороты каждой из бизнес-групп являются предварительной оценкой Контрактов по итогам 2006 года.

Экспертная группа

Нелли Вернер, Наталья Гузенко, Вячеслав Дарпинянц, Евгений Дубогрыз, Роман Кульчинский, Александр Рубан, Елена Струк, Елена Шкарпова.


Кто служит примером для украинских капиталистов

Виктор Пинчук

Группа: Интерпайп

Оборот: $5 млрд

Резюме: самый известный на Западе украинский бизнесмен, наиболее вероятный кандидат на звание «Лицо Украины».

Сильные стороны: общественная и меценатская деятельность.

Слабые стороны: репутация ставленника одиозного Леонида Кучмы.

Как улучшить имидж: продолжать заниматься меценатской деятельностью, купить спортивный (лучше всего футбольный) клуб в Европе или США, вывести корпорацию «Интерпайп» на IPO за рубежом.

1. Виктор Пинчук второй год подряд присутствует в рейтинге миллиардеров Forbes, его состояние по итогам 2006 года американские журналисты оценили в $2,8 млрд. Кроме того, бизнесмен — соорганизатор и спонсор общественно-политической организации YES (Yalta-European Strategy), участниками которой являются, кроме прочего, политические деятели европейских стран. В то же время свои зарубежные активы Виктор Пинчук не афиширует.

…7,63

2. Менеджеры Интерпайпа последние пять лет пытаются провести реструктуризацию бизнеса корпорации по примеру зарубежных компаний. Из-за высокой текучки кадров в руководстве Интерпайпа планы по реструктуризации пока не выполнены. Под брендом «Интерпайп» объединены лишь принадлежащие группе трубные предприятия. В то же время политика ряда компаний, входящих в Интерпайп, соответствует западным стандартам. Так, например, Нижнеднепровский трубопрокатный завод в прошлом году выплатил акционерам дивиденды сразу за несколько лет.

…5,63

3. Бизнесмен, возможно, не без оснований, считается протеже экс-президента Леонида Кучмы. Это мнение негативно влияет на репутацию собственника Интерпайпа как бизнесмена. С другой стороны, Пинчук активно формирует репутацию публичного бизнесмена, не имеющего прямого отношения как к прежней, так и к нынешней власти. Виктор Михайлович участвует в международных бизнес-конференциях (таких как Давосский экономический форум), любит раздавать интервью зарубежной прессе, иногда пишет статьи и публикует их, например, в Wall Street Journal и The Financial Times.

…5,88

4. Пинчук активно общается с зарубежными журналистами (особенно с представителями деловых изданий) на тему собственной бизнес-активности и планов по развитию корпорации «Интерпайп». С украинской прессой бизнесмен согласен говорить лишь о своей благотворительной и общественной деятельности. Иногда участвует в светских мероприятиях в Украине, например, был гостем программы Comedy Club Ukraine.

…6,00

5. Последние четыре года Пинчук формирует имидж мецената. Бизнесмен, по примеру американского магната конца 1890-х Эндрю Карнеги, создал благотворительную организацию «Фонд Виктора Пинчука», которая спонсирует социальные, образовательные и искусствоведческие проекты. Супруга Пинчука Елена Франчук, дочь Леонида Кучмы, является организатором фонда «Анти-СПИД». Благотворительная активность Пинчука усилилась после окончания второй каденции Леонида Кучмы — самые дорогостоящие социальные проекты Пинчука датированы 2005-2006 годами. Политической деятельности избегает.

…6,38

Общая оценка: 6,30 баллов из 10


Виталий Гайдук, Сергей Тарута

Группа: Индустриальный союз Донбасса

Оборот: $5,2 млрд

Резюме: каждый из бизнесменов имеет перспективы стать «Лицом Украины». Препятствие одно, но серьезное — нежелание самих Гайдука и Таруты. Первый хочет оставаться политиком, второй — классическим менеджером — совладельцем бизнеса.

Сильные стороны: Гайдук — репутация сторонника Виктора Ющенко, умение держаться на публике. Тарута — связи в металлургических кругах в мире, репутация успешного менеджера.

Слабые стороны: Гайдук — увлеченность политической деятельностью, закрытость как бизнесмена. Тарута — непубличность, неучастие в общественной деятельности, а также в светских и бизнес-мероприятиях.

Как улучшить имидж: Гайдук — позиционировать себя как успешного бизнесмена, чаще выходить на публику. Тарута — заниматься меценатской деятельностью и благотворительностью.

1. Несмотря на участие в рейтинге миллиардеров Forbes, в США и Западной Европе бизнесмены известны лишь cобственникам и менеджерам металлургических корпораций. В то же время в Центральной и Восточной Европе совладельцы ИСД популярны благодаря покупке метзаводов в Польше и Венгрии.

Гайдук ...5,50 Тарута ...5,75

2. Корпорация ИСД не публикует финансовой отчетности по международным стандартам, ее активы разрознены и не входят в состав отдельной управляющей компании (как это принято на Западе). В то же время собственники корпорации выстраивают вертикально интегрированную структуру в металлургическом бизнесе, скупая смежные активы (металлотрейдеры, судостроительный завод в Польше) и ориентируя сбыт продукции на европейский рынок. Правда, после анонсированного слияния ИСД с российским холдингом «Газметалл» политика корпорации может измениться.

...6,00

3. Поддержав Виктора Ющенко на президентских выборах 2004 года, собственники ИСД внутри страны заработали репутацию «прогрессивных олигархов»; иностранные политики, интересующиеся Украиной, считают их сторонниками демократических преобразований. Против бизнесменов работает бренд ИСД — корпорация считается одним из инициаторов первичного передела собственности на Востоке Украины в середине-конце 90-х.

Гайдук ...6,13 Тарута ...5,88

4. Оба предпринимателя не стремятся к известности и публичности. Виталий Гайдук общается со СМИ только как глава Совета национальной безопасности и обороны Украины, Сергей Тарута избегает общения со всеми СМИ, включая зарубежные. С другой стороны, Гайдук, в отличие от Таруты, вынужден выступать на публике и за шесть лет политической деятельности научился вести диалог с прессой и общественностью.

Гайдук ...4,50 Тарута ...4,38

5. Корпорация ИСД занимается благотворительной и социальной деятельностью в тех городах, где расположены активы группы, преимущественно в Алчевске. При этом социальные и прочие проекты финансирует корпорация ИСД в целом, а не кто-либо из ее собственников. Футбольные клубы «Металлург» (Донецк), «Сталь» (Алчевск) и «Сталь» (Днепродзержинск) ассоциируются не столько с Тарутой и Гайдуком, сколько с корпорацией ИСД и одним из ее топ-менеджеров Олегом Мкртчяном. Репутационный плюс Гайдука в сравнении с Тарутой — политическая деятельность в команде Виктора Ющенко.

Гайдук ...5,13 Тарута ...4,00

Общая оценка: Гайдук ...5,42 Тарута ...5,20 баллов из 10


Ринат Ахметов

Группа: System Capital Management

Оборот: $7,3 млрд

Резюме: главным препятствием для Рината Ахметова в завоевании звания «Лицо Украины» служит одиозная репутация бизнесмена.

Сильные стороны: состояние, имидж футбольного фаната, участие ФК «Шахтер» в Лиге чемпионов УЕФА.

Слабые стороны: репутация экс-рэкетира, близость к Виктору Януковичу и Борису Колесникову, игнорирование общественных мероприятий, непубличность.

Как может улучшить имидж: пиарить себя на Западе не только как болельщика, но и как бизнесмена, заниматься меценатской деятельностью, почаще бывать на публике, в том числе участвуя в светских мероприятиях.

1. Ахметов — самый богатый украинец, по версии журнала Forbes, заводы бизнесмена стоят $4 млрд. Известность Ахметову принесли два актива — Криворожсталь, которой отечественный миллиардер владел с июня-2004 до августа-2005, и футбольный клуб «Шахтер», в среднем раз в два года выходящий в групповой этап европейской Лиги чемпионов. В то же время System Capital Management за рубежом известна меньше, чем ее главный собственник. Несмотря на промокампанию корпорации в 2005-2006 годах (реклама в зарубежных СМИ, включая Wall Street Journal и The Economist, лайтбоксы в нью-йоркских и лондонском аэропортах и т. д.), SCM на Западе известна лишь узкому кругу инвестбанкиров и юристов — с ними менеджеры корпорации ведут переговоры о выходе на IPO. За рубежом группа владеет метзаводом Ferrera Valsider (Италия) и приценивается еще к нескольким активам в металлургии.

…6,38

2. SCM — единственная из отечественных бизнес-групп, по структуре похожая на транснациональную корпорацию. Группа состоит из нескольких управляющих компаний, каждая из которых отвечает за свое бизнес-направление (металлургия, энергетика, телекоммуникации, ритейл, недвижимость, финансы), в перспективе перед ними стоит задача выйти на IPO. Большинство предприятий, подконтрольных SCM, а также сама группа публикуют отчетность по международным стандартам и выплачивают дивиденды. В то же время масштабы группы не позволяют менеджерам выстроить прозрачную управленческую структуру в краткие сроки — в настоящее время реструктуризация SCM (начатая в 2004 году) не закончена.

…6,00

3. На Западе Ахметов имеет репутацию увлеченного футболом миллиардера, сколотившего свое состояние за счет близости к украинскому истеблишменту. Благодаря ФК «Шахтер» Ахметов в глазах зарубежной общественности выглядит сродни украинскому Роману Абрамовичу: ежегодно самый богатый депутат Верховной Рады тратит более $70 млн на покупку футболистов и их зарплаты. В Украине (за исключением Донецкой и частично Луганской областей) бизнесмен не очень-то любим. Причины: «донецкое» происхождение (большинство активов Ахметов получил под контроль в ходе первичного передела собственности на Донбассе) и покровительство миллиардера одиозному премьеру Виктору Януковичу.

…4,50

4. Ахметов публичен в качестве собственника ФК «Шахтер», но крайне закрыт как бизнесмен и политик. С украинскими журналистами общается исключительно на футбольную тематику, вместе с тем соглашается на интервью с представителями ведущих иностранных СМИ (Wall Street Journal, The Financial Times). В публичных выступлениях испытывает трудности.

…4,25

5. Благотворительная деятельность бизнесмена в Украине воспринимается негативно, на Западе свою активность Ахметов не афиширует. Политическая деятельность (народный депутат от Партии регионов) также скорее играет против бизнесмена, чем в его пользу: принято считать, что олигарх стал депутатом для продвижения своих бизнес-интересов.

…3,88

Общая оценка: 5,00 баллов из 10


Константин Жеваго

Группа: АвтоКрАЗ

Оборот: $2,5 млрд

Резюме: Константин Жеваго неизвестен широкой общественности за рубежом, но имеет шанс исправить положение. В перспективе следующей пятилетки (и при желании самого бизнесмена) — реальный кандидат на статус «Лицо Украины».

Сильные стороны: молодость, репутация self-made man, неучастие в корпоративных войнах, связи с институциональными инвесторами, известная на Западе фамилия.

Слабые стороны: нежелание публичности, отсутствие благотворительной деятельности, игнорирование светских мероприятий за рубежом.

Как может улучшить имидж: заняться общественной деятельностью, инвестировать в благотворительные проекты, купить футбольный клуб в Англии, провести IPO холдинга KRAZ Industry, познакомиться с Романом Абрамовичем.

1. Константин Жеваго — фигурант рейтинга миллиардеров Forbes в 2007 году. По версии американского издания, состояние бизнесмена оценивается в $1 млрд. Кроме Forbes, Жеваго известен лондонским и швейцарским инвестбанкирам и институциональным инвесторам. Крупными активами за рубежом группа не владеет, покупки мелких заводов в Центральной и Восточной Европе не афиширует.

…4,71

2. Константин Жеваго, следуя примеру Рината Ахметова и Виктора Пинчука, пытается выстроить единый машиностроительный холдинг на базе предприятий группы. Однако пока такая попытка успехом не увенчалась: холдинг KRAZ Industry планировалось создать к середине прошлого года, крупнейшие активы группы до сих пор остаются самостоятельными предприятиями. Параллельно группа Жеваго намеревается построить вертикально интегрированную компанию в железорудном бизнесе, заявив о строительстве двух мини-металлургических заводов и покупке стивидорной компании в порту «Южный». В целом активы группы неконсолидированы, а предприятия не публикуют финансовой отчетности по международным стандартам.

…5,14

3. В последние годы Жеваго приобрел репутацию неконфликтного бизнесмена, не вступающего в корпоративные войны, а предпочитающего покупать активы. Занимается политической деятельностью — в 2006 году стал народным депутатом Украины от Блока Юлии Тимошенко. Однако предпочитает позиционировать себя бизнесменом, а не политиком.

…5,88

4. Бизнесмен активно участвует в инвестиционных форумах и бизнес-конференциях, где общается, в том числе и с журналистами. Однако сам не стремится контактировать с зарубежными и отечественными СМИ. Хотя большую часть времени проводит в Лондоне, участия в светских мероприятиях и благотворительных акциях не принимает.

…4,00

5. Нет, Жеваго избегает любой деятельности, кроме бизнес-переговоров и покупок активов.

…2,75

Общая оценка: 4,52 баллов из 10


Дмитрий Фирташ

Группа: РосУкрЭнерго

Оборот: $4,2 млрд

Резюме: Фирташ практически неизвестен как на Западе, так и в Украине. Более того, не претендует на известность и публичность. Шансов стать лицом страны у бизнесмена нет.

Сильные стороны: репутация self-made-предпринимателя, за 15 лет сумевшего превратиться из черновицкого пожарника в совладельца газового трейдера с оборотом в $4 млрд.

Слабые стороны: репутация ставленника российского истеблишмента, слухи о связях с Семеном Могилевичем, непубличность.

Как может улучшить имидж: популяризовать свою деятельность, участвовать в публичных мероприятиях (саммитах и конференциях).

1. Бизнесмен остается загадочной фигурой на Западе, несмотря на ряд заказных публикаций в британской, американской и российской прессе, появившихся летом прошлого года. Компания «РосУкрЭнерго», бенефициаром которой называет себя Фирташ, за рубежом считается проектом Газпрома, а сам бизнесмен — ставленником менеджеров российского газового монополиста.

…6,88

2. РосУкрЭнерго регулярно публикует в прессе финансовую отчетность, компания выплачивает дивиденды акционерам, а ее менеджеры заявляют о планах продажи акций на международных фондовых площадках. В то же время компания непрозрачна для портфельных инвесторов и является непубличной (акций РосУкрЭнерго нет на фондовых площадках).

…3,88

3. Бизнесмен имеет репутацию «подставной фигуры» — человека, приглашенного реальными бенефициарами РосУкрЭнерго для исполнения роли номинального собственника активов компании. До Фирташа подобную роль исполнял Роберт Шелтер-Джонс, долгое время называвший себя единственным собственником компании RSJ Erste, однако год назад признавшийся, что действовал исключительно в интересах своих партнеров во главе с Дмитрием Фирташем. Не на пользу Фирташу и РосУкрЭнерго в целом (слухи о связях бизнесмена с одиозным предпринимателем Семеном Могилевичем).

…3,63

4. Фирташ, наряду с собственником группы «Энерго» Виктором Нусенкисом, — один из самых непубличных представителей украинского крупного бизнеса. Бизнесмен не общается с прессой, не принимает участия в инвестиционных конференциях и саммитах, а также не присутствует на встречах украинских чиновников с олигархами.

…2,50

5. Бизнесмен не афиширует своей общественной и социальной деятельности и не занимается публичной политикой.

…1,88

Общая оценка: 3,75 баллов из 10


Игорь Коломойский

Группа: Приват

Оборот: $6,9 млрд

Резюме: бизнесмен известен в Украине, на Западе имеет репутацию удачливого предпринимателя — выходца из постсоветской страны. Коломойский никогда не станет «Лицом Украины», поскольку сам этого не хочет.

Сильные стороны: умение в нужный момент презентовать себя общественности, установить контакты с политиками и инвесторами.

Слабые стороны: непубличность, нежелание общаться со СМИ, имидж «портфельного инвестора» — собственника, не вкладывающего в развитие предприятий, конфликтность группы «Приват».

Как может улучшить имидж: купить крупный актив в Европе или США (варианты — металлургический завод либо банк), войти в альянс с собственниками зарубежной транснациональной корпорации (например, продав часть акций ПриватБанка), приобрести за большие деньги для футбольного клуба «Днепр» звезду мировой величины, позиционировать себя спонсором клуба.

1. В 2007 году Коломойский впервые вошел в рейтинг миллиардеров от Forbes: американские журналисты оценили состояние бизнесмена в $1,2 млрд (такой же суммой, по мнению Forbes, располагает партнер Коломойского Геннадий Боголюбов). В то же время на Западе группа практически неизвестна. О ее бизнесе мало знают даже аналитики Forbes, не включившие в свой рейтинг третьего совладельца Привата — Алексея Мартынова. Группа «Приват» владеет рядом активов за рубежом, в частности, двумя ферросплавными заводами в Северной Америке, однако предпочитает не афишировать свои приобретения.

…5,00

2. Группа «Приват» представляет собой набор активов в различных отраслях, причем не связанных между собой. У группы нет единой управляющей компании, а номинальными собственниками предприятий, входящих в орбиту группы, являются фирмы, зарегистрированные в офшорных зонах (Виргинские о-ва, Кипр, Каймановы о-ва и т. д.). С другой стороны, менеджмент компаний Привата лояльно относится к миноритарным акционерам, предоставляя инвестфондам, владеющим акциями предприятий, необходимую финансовую информацию.

…4,25

3. В Украине известен благодаря многочисленным корпоративным войнам, которые группа «Приват» в разное время вела практически со всеми ведущими отечественными ФПГ. Имеет репутацию одиозного и конфликтного бизнесмена — соперники Привата в разное время активно применяли черный PR, размещая в СМИ материалы о силовых захватах группой украинских активов. Кроме того, Коломойский является лицом Привата, участвуя в конференциях и встречах с украинским президентом и чиновниками. Боголюбов и Мартынов остаются в тени.

…3,63

4. Бизнесмен выходит на публику лишь в случае крайней необходимости. В частности, такая необходимость возникла, когда над активами группы нависла угроза реприватизации. С журналистами — как украинскими, так и западными — предпочитает не общаться. Коломойский может переброситься разве что парой слов со спортивными репортерами по окончании международного матча с участием ФК «Днепр».

…2,63

5. Игорь Коломойский является собственником футбольного клуба «Днепр» (Днепропетровск). Однако, в отличие от ФК «Динамо» (Киев) и ФК «Шахтер» (Донецк), его команда давно не имела громких побед в Европе, поэтому Днепр не известен в Европе. Политической и благотворительной деятельностью не занимается.

…2,13

Общая оценка: 3,53 баллов из 10


Андрей Клюев

Группа: Укрподшипник

Оборот: $0,9 млрд

Резюме: бизнесмен неизвестный на Западе и не стремящийся к известности. «Лицом Украины» быть не может и, видимо, не жалеет об этом.

Сильные стороны: умение работать в команде и подчинять свои интересы интересам партнеров по бизнесу и политике.

Слабые стороны: репутация «второго номера» — в политике (Партии регионов) — после Виктора Януковича, в бизнесе (среди донецких олигархов) — после Рината Ахметова, неумение общаться с прессой и общественностью, игнорирование социальных и благотворительных проектов.

Как может улучшить имидж: стремиться к публичности.

1. Как бизнесмен известен лишь узкому кругу партнеров группы «Укрподшипник», в основном в Австрии, где зарегистрирована подконтрольная группе компания SLAV Handel. Сама корпорация получила известность в Европе благодаря прошлогодней (неудачной) попытке приобрести австрийский банк Burgenland и последовавшим за этим судебным разбирательствам.

…3,57

2. Компании, подконтрольные бенефициарам Укрподшипника (Андрею и Сергею Клюевым), не публикуют финансовой отчетности по международным стандартам и крайне редко выплачивают дивиденды. У группы непрозрачная структура собственников. Также отсутствует управленческая структура.

…3,17

3. Андрей Клюев в Украине и на Западе известен как политик: в настоящее время занимает пост вице-премьер-министра. Его считают протеже Виктора Януковича и Рината Ахметова.

…3,63

4. Андрей Клюев публичен лишь в качестве политика, но не бизнесмена. Клюев активно общается с отечественными журналистами как вице-премьер, однако избегает разговоров о своей бизнес-деятельности и группе «Укрподшипник». Для западной прессы и общественности неинтересен.

…3,50

5. В последнее время Клюев активно формирует репутацию прогрессивного политика, государственного управленца и антикризисного менеджера. Демонстрирует лояльность к Партии регионов и правительству Виктора Януковича. Социальной (благотворительной) деятельностью не занимается.

…2,88

Общая оценка: 3,41 баллов из 10

Вы здесь:
вверх