логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Голубой LCD Владимир ХОМЯКОВ, Андрей БЕРЕЖАНСКИЙ - «Контракты» №13 Апрель 2007г.

Сделав ставку на LCD-технологии, пять компаний захватили 60% рынка объемом $43,2 млрд


99 из 100 проданных в 2002 году телевизоров были с электронно-лучевой трубкой. Модели с жидкокристаллическими (LCD) и плазменными экранами проигрывали кинескопным телевизорам, поскольку имели массу технических недостатков и стоили в несколько раз дороже классики.

Спустя четыре года структура продаж на мировом рынке полностью изменилась. За прошлый год количество проданных LCD-телевизоров увеличилось до 46 млн (в 2005 году — 21 млн). «Срок службы ЖК-устройств уже больше, чем у обычных телевизоров, — 15 лет. А качество изображения несравнимо лучше», — говорит продакт-менеджер по ТВ-группе компании Samsung Electronics Ukraine Андрей Барановский. В 2008 году жидкокристаллическим будет каждый второй телевизор, прогнозируют аналитики.

Почти 60% мирового производства LCD-телевизоров сегодня контролируют пять компаний — Samsung, Sony, Sharp, Philips и LG. Так было не всегда: в 2001 году 86% этого сегмента, по данным DisplaySearch, контролировала японская Sharp Electronics. Успех компании был закономерен — в 1988 году она первой в мире разработала 14-дюймовый дисплей с активной матрицей и в дальнейшем последовательно развивала технологию. Расклад сил начал меняться с 1999 года, когда Royal Philips Electronics NV и LG Electronics решили совместно финансировать разработку и производство новых поколений ЖК-экранов. Общие инвестиции в созданное на паритетных началах предприятие LG.Philips LCD к 2006 году достигли $5,6 млрд. А в 2004 году аналогичное соглашение заключили Samsung и Sony — существующие мощности компаний не позволяли удовлетворить растущий спрос на жидкокристаллические панели. За два года в совместное корейско-японское предприятие S-LCD было вложено более $5,8 млрд.

Sharp Electronics тоже увеличивала мощности — с 2001 по 2006 год компания построила четыре крупных завода по производству LCD-панелей, инвестировав чуть более $3 млрд. Однако финансовые возможности японской корпорации оказались скромнее бюджета объединившихся конкурентов. Доля Sharp Electronics в сегменте ЖК-телевизоров неуклонно снижалась, поскольку, даже увеличив производственные мощности, компания не поспевала за быстрорастущим спросом. В 2002 году Sharp Electronics занимала уже половину рынка, а в 2005-м окончательно потеряла лидерство.

По итогам 2006 года первую позицию в сегменте ЖК-телевизоров занял альянс Samsung — Sony (15,5 и 15,1% соответственно). Sharp откатился на третье место с 11,5% — за прошлый год доля японцев снизилась на 2%. Компания Philips контролировала 10% сегмента, LG — 6%.

Три из пяти ведущих производителей заявляют о дальнейшем наращивании объемов производства LCD-телевизоров, то есть для них приоритетным становится выпуск ЖК-моделей. Осенью этого года Samsung и Sony запустят на S-LCD новую линию по производству ЖК-панелей восьмого поколения, стоимостью $1,9 млрд. Первоначальная мощность комплекса — 3,6 млн 50-дюймовых телевизоров в год. Sharp в свою очередь приступил к строительству завода следующего поколения стоимостью $1,7 млрд. В Sharp рассчитывают собрать первые телевизоры на новом предприятии уже в 2009 году. Если компаниям удастся завоевать дополнительные 3% сегмента LCD-телевизоров, объем которого в 2007-2008 годах составит $50-75 млрд, эти инвестиции окупятся за два-три года.

ТОП-3 производителей телевизоров в 2006 году
Плазменные
Бренд
Доля сегмента (% от $43,2 млрд)
Panasonic 29
LG 16
Samsung 14
Жидкокристаллические
Бренд
Доля сегмента (% от $18,5 млрд)
Samsung 15,5
Sony 15,1
Sharp 11,5
Кинескопные
Бренд
Доля сегмента (% от $26,5 млрд)
TTE Corporation* 12
Samsung 11
LG 10
*Cовместное производство китайской TCL International и французской Thomson. По данным DisplaySearch

Будущее телевизоров

Плазменных

«Плазма» — дальний потомок электронно-лучевых телевизоров (ЭЛТ) — так и не смогла завоевать сегмент домашних телевизоров. Плазменная панель была изобретена в 1964 году. Но цветной экран размером 21 дюйм удалось создать только в 1992 году японской Fujitsu. На массовом рынке плазменные телевизоры появились лишь в 1997 году. Шесть-семь лет технология считалась единственной альтернативой ЭЛТ в сегменте больших диагоналей. Однако в 2002-2003 годах на рынке появились ЖК-телевизоры с диагональю свыше 40 дюймов. На то время возможности по совершенствованию плазменных экранов практически иссякли. Изображение в плазменной панели формируется с помощью миллионов пикселей, где каждая точка — микроскопический кинескоп. Отсюда недостаток — невозможность уменьшить размер пикселя и снизить высокое энергопотребление устройства. Кроме того, плазменные телевизоры в 1,5-2 раза дороже жидкокристаллических — средняя цена моделей с плазмой в 2006 году составила $2 тыс. Пик продаж таких телевизоров, по прогнозам DisplaySearch, придется на 2008 год, но со временем технология уйдет с рынка.

Жидкокристаллических

Первый дисплей на жидких кристаллах создан в 1968 году компанией Radio Corporation of America. В начале 70-х налажено промышленное производство ЖК-дисплеев первого поколения — их использовали в электронных часах и калькуляторах. В 1984 году Apple выпустила первый ноутбук с монохромным ЖК-экраном. В настольных компьютерах цветные ЖК-мониторы начали применяться в середине 90-х, однако к 2000 году они смогли отвоевать у ЭЛТ-экранов только 3% рынка ПК. Стремительное развитие жидкокристаллических технологий началось после 2000 года. Крупнейшие игроки рынков ПК и телевизоров вкладывали миллиарды долларов в исследования и постройку новых заводов, специализировавшихся на жидких кристаллах. Размеры ЖК-экранов очень быстро превысили размеры плазменных аналогов. Средняя стоимость жидкокристаллических телевизоров снизилась до $900-950. В 2006 году на долю моделей с ЖК-экраном приходилось около 25% мировых продаж телевизоров. Прогнозируется, что в 2008 году половина проданных телевизоров будет с жидкокристаллическими экранами. Впрочем, уже сейчас почти 50% общемирового объема продаж в денежном выражении приходится на LCD-телевизоры — $43,2 млрд из $88,2 млрд.

Кинескопных

За 50 лет продано свыше 2 млрд кинескопных телевизоров, производители на них заработали триллионы долларов. В 60-70-е ЭЛТ-телевизоры стоили почти столько же, как сегодня LCD-модели. К примеру, первый цветной телевизор от Radio Corporation of America (RCA) с диагональю всего 12 дюймов продавали за $1000.

Последние несколько лет продажи кинескопных телевизоров стремительно сокращаются ($30 млрд в 2005 году, не более $20 млрд в 2007-м). Основной недостаток ЭЛТ-телевизоров — большие габариты и ограниченный выбор моделей с большим экраном, ни одна компания не производит кинескопные телевизоры с диагональю больше 32 дюймов. Тогда как размер плазменных телевизоров достигает 65 дюймов, а жидкокристаллических — 108. Основной плюс ЭЛТ-телевизоров, конечно же, цена — в 2006 году средняя стоимость моделей с кинескопом составила всего $200, самые дешевые стоили около $95. Аналитики прогнозируют, что к 2010 году такие телевизоры будут продаваться только в странах третьего мира.

Вы здесь:
вверх