логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Находка для шпиона Елена ШКАРПОВА - «Контракты» №13 Апрель 2007г.

Кто раскрывает корпоративные тайны


Как повысить раскрываемость корпоративных преступлений? Ужесточить проверки компаний Комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку, ввести драконовские правила работы публичного бизнеса, обязать компании публиковать все возможные финансовые и нефинансовые новости в прессе. Но этого мало, утверждают три экономиста — Александр Дик из Ротмановской школы бизнеса, чикагский исследователь Луиджи Зингалес и Адер Морс из Университета Мичиган. «Чиновники и участники фондового рынка, аналитики, аудиторы, контролеры бессильны в раскрытии корпоративных преступлений», — пишут исследователи*.

Экономисты проанализировали скандалы (с 1996 по 2004 год), связанные с американскими компаниями, активы которых превышали $750 млн. Оказалось, что Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку США (Security and Exchange Commission) раскрывает только 6% всех корпоративных преступлений. Инвестаналитики, торговцы ценными бумагами, инвесторы и аудиторы, для которых раскрытие корпоративных преступлений — профессиональный долг, — всего 9%.

Зато работники предприятий, то есть люди, чьей карьере раскрытие злоупотреблений в компаниях может навредить в первую очередь, являются инициаторами 19% всех корпоративных скандалов в американском крупном бизнесе. «Сотрудники низшего и среднего звена лучше знают ситуацию в том или ином подразделении компании», — разъясняют экономисты. Не зря компания Google несколько лет назад запретила своим сотрудникам вести интернет-дневники: конкуренты узнавали о реальном положении дел в компании, читая литературные изыски менеджеров Google.

Да, аудиторы, специализирующиеся на проверке соответствия бизнеса высоким корпоративным стандартам, порой могут сказать больше, чем, к примеру, начальник отдела сбыта или главный технолог. Однако им платят за сам процесс проверки компаний и усилия, приложенные в ходе проверки, а не за раскрытие реальных злоупотреблений. Примеров сокрытия ценной информации даже аудиторами «большой пятерки» (сейчас — «большой четверки») предостаточно: например, после скандала с корпорацией Enron была ликвидирована компания Arthur Andersen, а банкротство Parmalat едва не повлекло за собой расформирование Deloitte & Touche. Сотрудники компаний, напротив, несмотря на риск потерять место работы, готовы поведать миру о беспределе на родном предприятии, чтобы прославиться и насолить начальству.

Правда, после 2002 года, когда в США ввели закон Sorbanes Oxley, ужесточивший работу публичных компаний, количество раскрытых корпоративных преступлений снизилось. Что, впрочем, отнюдь не означает отсутствия злоупотреблений в американских компаниях, уверены исследователи. Просто аудиторы стали более осторожными, аналитики — менее щепетильными, а сотрудников, заподозренных в излишней разговорчивости, теперь увольняют быстрее.

* Who Blows the Whistle on Corporate Fraud? Alexander Dyck, Adair Morse, and Luigi Zingales, NBER Working Paper 12882, February 2007


Наиболее высоконравственны обычно те, кто дальше всех от решения задач.

Принцип Алинского для радикалов, Законы Мерфи

Вы здесь:
вверх