логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
На тройку с минусом Подготовила Наталья ГУЗЕНКО - «Контракты» №19 Май 2007г.

Экспертный совет Контрактов оценил апрельскую работу экономического блока правительства, ГНАУ и ФГИУ по пятибалльной шкале и следующим критериям:


  • системность — соответствие решений украинскому законодательству, наличие причинно-следственных связей с ранее принятыми решениями;
  • прозрачность — привлечение к разработке решений неправительственных организаций, представителей реального сектора, желание слушать и слышать чужое мнение;
  • полезность — экономическая целесообразность решений, КПД для бизнеса и государства;
  • актуальность — соответствие неоплаченных решений запросам бизнесменов;
  • рыночность — уровень либеральности решений, готовность органа власти к дерегуляции рынка.

Минфин
Первый вице-премьер Николай АЗАРОВ

Минэкономики
Министр Анатолий КИНАХ

Минпромполитики
Министр Анатолий ГОЛОВКО

ГНАУ
Председатель Анатолий БРЕЗВИН

ФГИУ
Председатель Валентина СЕМЕНЮК

Минагрополитики
Министр Юрий МЕЛЬНИК

Экспертный совет*

  1. Ксения Ляпина, народный депутат, экс-глава Госкомпредпринимательства
  2. Игорь Бураковский, директор Института политических исследований и экономических консультаций
  3. Василий Юрчишин, директор экономических программ Центра им. Разумкова
  4. Александр Рябченко, директор Международного института приватизации, управления собственностью и инвестиций
  5. Виталий Мельничук, вице-президент ОАО «КИНТО»
  6. Владимир Лапа, заместитель гендиректора Украинской аграрной конфедерации
  7. Вадим Карасев, директор Института глобальных стратегий
  8. Кость Бондаренко, директор Института национальной стратегии
  9. Евгений Дубогрыз, редактор отдела «Деньги», Контракты
  10. Вячеслав Дарпинянц, редактор отдела «Сфера влияния», Контракты

*Очередность оценок, приведенных в таблицах, по просьбе экспертов изменена

Общий балл: 2,6


Василий Юрчишин, директор экономических программ Центра им. Разумкова

— Еще в начале года Минфин предложил ряд интересных новаций, позволяющих повысить прозрачность распределения бюджетных средств, — перейти к трехлетнему бюджетному планированию, адресной социальной помощи и т. д. В апреле министерство подтвердило несерьезность своих намерений — никто не собирается переходить к стратегическому планированию. Отчетность о реальных суммах невозмещенного НДС, налоговых сборах скрыта, есть только комментарии и заявления Николая Азарова. Кстати, сказки о том, что экономике грозит кризис, очень похожи на попытку скрыть недостатки в работе.

Недавно Азаров говорил, что экономика выросла на 8%, а сейчас — налоговые поступления резко снизились. Очень похоже на то, что власть или не справляется с администрированием, или не отслеживает схемы оптимизации платежей крупными плательщиками. Зато в Минфине сейчас рассматривают бизнес-проекты, реализация которых будет сопряжена с привлечением кредитов под правительственные гарантии. Хотелось бы, чтобы этот процесс был прозрачным, иначе кредиты, как раньше, просто не будут возвращать.

Игорь Бураковский, директор Института политических исследований и экономических консультаций

— Минэкономики, увы, не проявило себя как ведомство, определяющее вектор экономической политики. Соответственно, на концепцию экономических реформ Кабмина оно, к сожалению, практически не влияло. Реально функции Минэкономики перебрали на себя Минфин и ГНАУ. Чиновники из Минэкономики сейчас занимаются в основном техническим обслуживанием правительства: готовят материалы для заседаний, подводят базис под те или иные решения, анализируют ситуацию на различных рынках.

Со всем этим они справляются, но вряд ли стоит содержать под такие задачи целое министерство. Широко рекламируемые встречи Анатолия Кинаха с зарубежными инвесторами я бы не назвал результативными. Для их привлечения нужны не акции, а благоприятный бизнес-климат. В этой связи погоду задает Николай Азаров, а не Минэкономики. Всемирный банк, подписание соглашения с которым столь заботило Анатолия Кинаха, будет, скорее всего, реализовывать узкие программы, вряд ли способствующие развитию нашей экономики и реализации реформ в интересах всех бизнесменов.

Евгений ДУБОГРЫЗ, редактор отдела «Деньги», Контракты

— Минпромполитики — одно из немногих министерств, не отреагировавших публично ни на политический кризис, ни на возможность отставки правительства. В апреле чиновники Минпромполитики решали исключительно технические вопросы — в частности, кадровых перестановок и поиска новых сотрудников на места уволенных летом-осенью прошлого года. Руководители департаментов и подразделений министерства (каждый из которых считается в той или иной степени лояльным к определенной бизнес-группе) прилагали максимум усилий, чтобы в процессе кадровых трансформаций сохранить влияние на свой сектор экономики.

Дежурные выпады чиновников министерства в адрес «Укрзалізниці», желающей повысить тарифы на перевозку сырья и металлопродукции, вряд ли можно воспринимать всерьез. Трудно причислить к знаковым событиям передачу в управление министерству ГАК «Укрполиметаллы» в середине апреля. Во-первых, соответствующее распоряжение правительства было издано еще в 2004 году. А во-вторых — неясно, какие именно предприятия войдут в состав ГАК после завершения ее реструктуризации.

Ксения Ляпина, народный депутат

— ГНАУ раздвоилась: некоторые налоговики работают системно (как при Александре Кирееве), консультируют предпринимателей, предоставляют на их рассмотрение проекты решений, а другие — в режиме ручного управления, по свистку Минфина требуют от бизнесменов досрочно или в большем размере платить налоги. ГНАУ регулярно запускает в информационное пространство пугающие месседжи.

Люди, пролиставшие Налоговый кодекс, были просто шокированы. Хорошо, что проект кодекса обсуждался, плохо то, что разработчики не восприняли предложения предпринимателей, а использовали только удобные для себя аргументы. По сути, кодекс слепили из имеющихся наработок Кабмина, налоговое администрирование не улучшили, исказили суть упрощенной системы... Во-первых, неоправданно лишили права работать по упрощенной системе консультантов, ювелиров, бухгалтеров и т. д. Во-вторых, обязали предприятия сферы услуг платить налог в 1% от объема реализации — это немного, но, чтобы подсчитать сумму обязательств, каждую операцию нужно фиксировать, что искажает саму суть упрощенной системы отчетности.

Александр Рябченко, директор Международного института приватизации, управления собственностью и инвестиций

— В апреле ФГИУ по своему обыкновению занимался не столько приватизацией, сколько управлением госсобственностью, хотя представители ФГИУ вынашивали серьезные планы — что, в каком объеме и когда продавать. Публично и детально обсудили варианты продажи пакетов акций Укртелекома, Одесского припортового завода, ряда облэнерго. Но конкурсы проводят, мягко говоря, не совсем чисто. Пример — продажа Лугансктепловоза.

Трансмашхолдинг — приемлемый покупатель, способный обеспечить сбыт продукции, но на продаже бюджет потерял как минимум 150 млн грн. Если Фонд ориентировался на продажу предприятия россиянам, об этом нужно было заявить до конкурса и выставить цену на уровне 450 млн грн. Это было бы абсолютно законно — ФГИУ мог сослаться на интересы государства. Однако представители Фонда заявили, что собираются провести открытый аукцион — а-ля Криворожсталь. А в результате дали понять, что возобновлена практика написания приватизационных условий под конкретных участников, характерная для 2002-2004 гг.

Владимир Лапа, заместитель гендиректора Украинской аграрной конфедерации

— В апреле руководство Минагрополитики провело ряд встреч с сельхозпроизводителями. Декларативно нас поддерживают, рассуждают о конкурентоспособности продукции, разрабатывают разумные проекты нормативно-правовых решений, ставят правильные вопросы об эффективности господдержки, налогообложения предприятий АПК. Было бы все хорошо, если бы их планы были реализованы.

Намного выше КПД встреч, на которых представители министерства информируют аграриев о прогрессивных способах ведения хозяйства, передовых технологиях и т. д. Учитывая перспективы вступления Украины в ВТО, такие встречи нужны — рассчитывать исключительно на низкую арендную плату за землю, налоговые льготы, дешевую рабочую силу и энергоресурсы не приходится.

Кроме того, в бюджете-2007 увеличили сумму, выделяемую для компенсации процентных ставок по банковским кредитам. Это безусловный плюс. Радует, что Минагрополитики обратило внимание на оборудование и аккредитацию наших лабораторий, выдающих сертификаты качества на сельхозпродукцию. Результаты соответствующих исследований должны признавать в ЕС.

Вы здесь:
вверх