логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Дави на газ Андрей БЕРЕЖАНСКИЙ, фото Романа ДЕВЯТОВА - «Контракты» №20 Май 2007г.

Бум альтернативного топлива откладывается — украинский сжиженный газ пока в Европе. Замедление темпов роста объясняется несколькими причинами — ростом цен на альтернативное топливо и стремлением украинских производителей импортировать топливо за границу, где оно стоит дороже.


Потребление сжиженного газа в этом году вырастет всего на 15-20%, тогда как в 2006-м этот рынок пережил настоящий бум, увеличившись за год на 50% — с 250 тыс. тонн до 500 тыс.

Замедление темпов роста объясняется несколькими причинами — ростом цен на альтернативное топливо (с 1,5 грн за литр до 2,65 грн) и стремлением украинских производителей импортировать топливо за границу, где оно стоит дороже. Например, в соседней Польше литр сжиженного газа в рознице продают по $0,6 (около 3 грн). По этой же причине в Украину все реже заглядывают импортеры альтернативного горючего.

Равнение на Запад

Годом ранее бурному росту украинского рынка сжиженного газа способствовала высокая экспортная пошлина. В 2006-м она была увеличена с 125 грн за тонну до 400 грн. Экспортировать газ стало менее выгодно, в итоге более 80% произведенных в Украине сжиженных углеводородов производители продали на внутреннем рынке, что вдвое увеличило его объем. В 2007-м экспортную пошлину снизили до 250 грн за тонну. По словам гендиректора ЗАО ЛПГ Григория Воропая, снижение пошлины пролоббировало Минтопэнерго с подачи нефтяников. Чиновники разрешили нефтяным компаниям, производящим сжиженный газ (по слухам, снижение пошлины инициировали ТНК-BP и Укртатнефть), подзаработать на экспорте топлива в обмен на замораживание розничных цен на бензин.

Производством сжиженного газа в Украине занимается всего четыре компании: ТНК-BP Украина, Укртатнефть, Укрнефть, Укргаздобыча. У ТНК-BP и Укртатнефти, владеющих Лисичанским и Кременчугским НПЗ соответственно, сжиженные углеводороды — один из продуктов переработки нефти. Такого газа в Украине 47-48%. Укргаздобыча и Укрнефть производят сжиженный газ из газового конденсата. На четверых компании производят 720-780 тыс. тонн сжиженного газа в год, тогда как внутреннему автопотреблению хватает 500 тыс. тонн топлива. Именно столько в прошлом году, по оценкам экспертов, украинские автомобилисты сожгли альтернативного топлива. Это очень мало: всего за год Украина потребляет 11-12 млн тонн автомобильного топлива, т. е. доля газа — менее 5%. Для сравнения: в Польше сжиженный газ использует почти половина автотранспорта.

Невысокая доля альтернативного топлива в Украине объясняется нежеланием операторов работать на внутреннем рынке. В начале года на украинских заправках сжиженный газ стоил в полтора раза дешевле, чем в соседней Польше. Даже с учетом стоимости доставки, экспортной пошлины и налогов экспортер-оптовик на каждой тонне может получить дополнительных $50-100 прибыли, увеличив рентабельность бизнеса на 20-40%. О выгодности экспорта свидетельствует политика ТНК-BP Украина, которая реализует весь произведенный сжиженный газ за рубежом. «Компания не строит на своих АЗС газозаправочные модули и в ближайшие годы не планирует», — говорят в ТНК-ВР.

В 2007-м потребление сжиженного газа увеличится всего на 100 тыс. тонн — до 600 тыс., прогнозируют игроки рынка. И то при условии, что все автомобилисты, установившие на своих машинах газовые установки, будут ездить на газе, даже если он подорожает до 3 грн за литр. В этом случае на рынке, кроме отечественного топлива, появится импортное. «Рынок (газа. — Прим. Контрактов) развивается, если альтернативное топливо в два-три раза дешевле А-95. Уже сейчас, в первые недели сезона, разница в стоимости газа и А-95 меньше», — говорит аналитик Виталий Давий, добавляя, что в ближайшие год-два рынок, скорее всего, будет стабильно расти на 10-20% в год.

Более высокие темпы роста возможны в двух случаях. «Рынок сжиженного газа будет стремительно развиваться, если стоимость высокооктана превысит 5,5 грн за литр», — говорит директор НТЦ «Психея» Сергей Сапегин. Или если государство возьмет под свою опеку этот рынок. «Чтобы снизить зависимость от российской нефти, поляки в начале 2000-х стимулировали потребление сжиженного газа, введя на него нулевой акциз. Тогда газ в Польше был в три раза дешевле, чем аналог нашего А-95. Сейчас, даже после отмены льгот, газ в Польше стоит в два раза дешевле бензина: $0,6 против $1,2», — рассказывает Григорий Воропай. В Украине, самостоятельно производящей сжиженный газ, достаточно увеличить экспортную пошлину до 700-800 грн за тонну — вывозить топливо за границу станет невыгодно, внутренний рынок насытится, цена сжиженного газа в рознице снизится до 2-2,2 грн за литр.

Формула цены

Владельцы АЗС, несмотря на рост оптовых цен, охотно устанавливают газораздаточные колонки и строят отдельные ГАЗС. «Количество станций в 2006 году увеличилось в полтора раза», — констатирует Григорий Воропай. В Украине заправиться сжиженным газом можно на каждой шестой АЗС (всего в стране работает более 6 тыс. АЗС) и почти на 500 ГАЗС. Прогнозируется, что к концу 2007 года заправиться газом можно будет на 1,7-1,8 тыс. АЗС и ГАЗС. Все крупнейшие сети, за исключением ТНК-BP, осваивают этот сегмент рынка. В офисе ЛУКОЙЛ-Украина подтвердили, что устанавливают газовое оборудование на всех станциях, где позволяют правила безопасности. Галнафтогаз установил газораздаточные колонки на четверти из 175 своих АЗС и к концу 2007 года планирует удвоить количество «газифицированных» станций. В сети заправок ANP, насчитывающей более 400 АЗС, заправиться газом можно на 106.

Владельцы сетей активно устанавливают колонки с альтернативным топливом, поскольку рентабельность газового направления выше бензинового в полтора-два раза. Розничная наценка на А-95, к примеру, ограничена 15%, тогда как разница между оптовой и розничной стоимостью газа достигает 60%. Вполне возможно, что рентабельность газового направления увеличится еще больше, так как уже сейчас рост розничных цен опережает рост оптовых.

Газ дорожает, поскольку уменьшились поставки на внутренний рынок. В столице литр смеси пропан-бутан к концу майских праздников стоил около 2,6 грн/литр (А-95 — 4,2 грн). На западе Украины, где цена А-95 держится на уровне 3,8-3,95 грн/л, газ практически исчез из продажи. «Предпосылок для подорожания А-95 более чем на 5-7% нет, в то же время цены на газ могут вырасти более чем на 10%, поскольку спрос на него превышает предложение», — говорит Григорий Воропай. Если летом «пятый» будет стоить около 4,25 грн, а размер экспортной пошлины на газ не изменится (250 грн за тонну), то розничная цена альтернативного топлива составит 2,7-2,9 грн за литр. Данная цена делает реализацию газа в Украине такой же выгодной, как и его экспорт в соседнюю Польшу.


Кто потребитель

В Украине, по данным ГАИ, зарегистрировано более 7 млн легковых авто. На альтернативном топливе в стране бегает не более 200 тыс. легковушек, чаще под газ переделывают грузовики и автобусы. Подсчитать количество «газовых» машин никто не пытался. В офисе компании «Мрия Импекс», которая оборудует автомобили газовыми установками, считают, что ежегодно только в Киеве легально на газ переводят 6-7 тыс. авто. С учетом «гаражных» мастерских — 10-15 тыс. В стране ежегодно переделывают около 40-45 тыс. легковушек, если предположить, что треть всей техники на альтернативном топливе прописана в столице.

Два года назад переоборудовать машину под сжиженный газ стоило $250-400. Сегодня стоимость переделки выросла до $0,5-1 тыс., что связано с запретом на продажи карбюраторных авто, а срок окупаемости такого оборудования увеличился с трех-шести месяцев до одного года при условии ежедневного пробега в 100-150 км. Формула экономии при нынешних ценах на топливо проста: на сотне километров сжиженный газ сберегает $3-4.


Как заправляют

«Быть газовым оператором выгодно, — признался Контрактам владелец газозаправочного модуля, расположенного на одной из столичных АЗС. — В соответствии с договором я плачу владельцу станции 8 тыс. грн в месяц за аренду, инкассацию, персонал. Еще 2 тыс. — мои затраты на поддержание работы оборудования. 3 тыс. — затраты на транспорт». Это — постоянные затраты, без учета закупки топлива. «За один из весенних месяцев, — рассказывает газовик, — моя заправка реализовала 36,8 тыс. литров сжиженного газа. Оптовику я заплатил 42 тыс. гривен, выручка — 64,8 тыс. Наценка превысила 50%, маржа — 15%».

За год такая заправка может реализовать 300-500 тонн сжиженного газа. Этих объемов недостаточно для экономического обоснования постройки отдельной ГЗС, но хватает для увеличения рентабельности уже существующей АЗС.

Вы здесь:
вверх