логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Эхо войны Беседовали Роман КУЛЬЧИНСКИЙ, Вячеслав ДАРПИНЯНЦ, фото Светланы СКРЯБИНОЙ - «Контракты» №20 Май 2007г.

Первый заместитель министра финансов Вадим Копылов обещает не обременять бизнесменов авансовыми платежами и разоблачает схемы возмещения фиктивного НДС в структурах Нефтегаза


10 секунд на чтение

В интервью Контрактам Вадим Копылов рассказал о том, что:

1) в этом году приватизируют лишь один крупный объект

2) общался с владельцами ФПГ на тему возмещения фиктивного НДС

3) у Нефтегаза есть проблемы с обслуживанием кредитов

4) восстановление СЭЗ курирует Анатолий Кинах

Приватизационные расклады

В течение месяца руководство Минфина диаметрально изменяло оценки экономической ситуации в стране. Как влияет политический кризис на выполнение госбюджета?

— В мае бизнес отреагировал на политическую ситуацию ожиданием. Оно затягивается, но пока налоговая администрация выполняет возложенные на нее задачи. Таможенная служба тоже работает согласно утвержденным графикам, в частности, план сборов за апрель перевыполнен. Вообще мы прекрасно отработали I квартал — в 2007-м прирост поступлений в госбюджет составил 37,9% по сравнению с аналогичным периодом 2006-го. При этом никому не выворачивали карманы, благодаря невмешательству в экономику мы создали условия для развития. Но вмешалась политика. Все международные рейтинговые агентства прогнозировали рост кредитного рейтинга Украины, мы даже провели конкурс среди потенциальных кредиторов, определили победителя, но решили отложить заем до стабилизации ситуации. Причина — ухудшение кредитных условий вследствие снижения рейтинга Украины.

Реально ли привлечь в госбюджет 10,5 млрд грн поступлений от приватизации в 2007 году?

— Сейчас не следует выставлять на продажу крупные объекты — понятно, что из-за нестабильности политической ситуации стоимость украинских активов падает. Правительство решило выдержать паузу в большой приватизации и сместить акцент в сторону малой, менее зависимой от политики. Фонд госимущества поддержал эту идею, правда, он не успевает выполнить плановые обязательства, но обещает погасить задолженность до конца мая. По поручению первого вице-премьера Николая Азарова, ФГИУ готовит перечень малых объектов, приватизация которых будет перенесена с конца года на ближайшее время.

Сколько рассчитываете получить от приватизации малых предприятий?

— Вы, наверное, подталкиваете меня к ответу на другой вопрос — по какой цене могут быть проданы Укртелеком и Одесский припортовый завод?

Интересуют прежде всего действия Минфина в случае дальнейшей эскалации политического конфликта. С одной стороны, у правительства уже есть проблемы с внешними заимствованиями, с другой — нет гарантий того, что план приватизационных поступлений будет выполнен.

— Думаю, что кризис не затянется, конфликтующие стороны продемонстрировали желание и готовность договариваться. При благоприятной политической конъюнктуре достаточно будет продать лишь один интересный объект (примерно за 5-7 млрд грн), а продажу другого отложить на следующий год. За счет малых и средних предприятий можно выручить до 4 млрд грн. Но все цифры условные, ведь эксперты по-разному оценивают стоимость крупных объектов, а их реальная цена будет зависеть от времени проведения и условий приватизационных конкурсов.

Какой механизм продажи Укртелекома избрало правительство?

— ФГИУ планировал продать 5% акций на украинской фондовой бирже, а пакет в 37,9% — на международной. Чтобы обеспечить реализацию этого проекта, представители правительства ездили в Лондон, но из-за политической нестабильности в Украине проект приостановлен. Аналогичная ситуация с Одесским припортовым заводом.

Ручной режим

Говорят, что в І квартале план бюджетных поступлений был выполнен благодаря тому, что предпринимателей заставили уплатить налоги авансом...

— Это говорит народный депутат Ксения Ляпина, которая иногда просто не ориентируется в ситуации. Есть реальный бюджетный показатель — переплата, которую формируют авансовые платежи по налогу на прибыль (отдельные бизнесмены идут на это при наличии лишних оборотных средств), а также задолженность по возврату НДС. Со всей ответственностью заявляю: в І квартале показатель переплаты был не увеличен, а наоборот, уменьшен.

Почему же возросла задолженность государства по возмещению НДС?

— Напомню, что в 2004 году мы ее полностью ликвидировали и планировали перейти на автоматическое возмещение. В августе 2006 года нам оставили около 2 млрд грн долгов по НДС. Пока менялись команды, пока мы приступили к работе, этот показатель еще увеличился. Почему? Потому что бизнес всегда проверяет возможности государства, он думает: «А почему нельзя, если дают?» Аферисты всегда промышляли на возмещении НДС и пытаются это делать, в том числе и поднимая шум в прессе. Но сейчас мы полностью овладели ситуацией и реализация незаконных схем максимально усложнена. По моей информации, соответствующие структуры сворачиваются. Вместе с тем, едва власть слабеет, махинаторы сразу активизируются. Фактически сейчас может начаться новый раунд противостояния мошенников с государством. Хотя в марте и апреле заявок на возмещение НДС поступило меньше, чем мы планировали вернуть, то есть задолженность начала уменьшаться.

А вы знаете, какие именно структуры промышляют на фиктивном возврате НДС?

— У налоговой администрации есть информация о компаниях, где в штате числятся по три работника, но через эти фирмы прокручивают колоссальные средства. Сейчас я не готов говорить об этом подробно. Важно другое — мы планируем перевести плательщиков НДС на электронную систему отчетности. Соответствующие изменения в законодательстве заложены в проект Налогового кодекса. Наша цель — сделать возврат НДС автоматическим, искоренить практику громоздкой и сложной системы налоговых проверок. Она, стимулируя коррупцию, мешает и государству, и бизнесменам. В случае внедрения электронной системы отчетности плательщики, заполнив соответствующую форму, будут передавать ее в налоговую, которая сможет оперативно вычислить координаты разрыва цепочки плательщиков НДС и сконцентрировать усилия милиции и аудиторов на проверке соответствующих структур. Добросовестные плательщики от этого не пострадают, а только выиграют.

Как, например, будет отчитываться супермаркет, который каждый день имеет дело с десятками тысяч плательщиков НДС?

— Это технический вопрос, который отработает ГНАУ. Возможно, розничным торговым структурам действительно не следует сообщать обо всех операциях — достаточно показать итог... Уверяю, что правительство внедрение системы электронной отчетности интересует исключительно с точки зрения борьбы с незаконным возмещением НДС.

Кто гарантирует, что налоговая объективно воспользуется информацией о разрывах в цепочках плательщиков НДС, ведь украинские ФПГ работают по похожим схемам?

— Мы общались на эту тему с собственниками ФПГ и выяснили, что все крупные компании заинтересованы в борьбе с незаконным возмещением НДС. Для структур, готовящихся к выходу на IPO, очень важно добросовестно платить налоги и применять прозрачные схемы ведения бизнеса.

Общались ли вы на эту тему с руководством госпредприятий, например, НАК «Нефтегаз Украины»?

— Результаты проверок Нефтегаза свидетельствуют о том, что в 2005-2006 гг. в его системе активно реализовывали схемы возврата фиктивного НДС. Соответствующие материалы задокументированы налоговиками, ревизорами КРУ и направлены в правоохранительные органы. Нефтегаз также должен работать прозрачно... Почему вы улыбаетесь?

Газ сквозь слезы

Какими были бы политические последствия огласки информации о просроченной дебиторской задолженности НАК и ее дочерних структур?

— Выключите, пожалуйста, диктофон. (Называет сумму проблемной дебиторской задолженности по состоянию на 2000 год. — Ред.) Семь лет назад, когда я возглавил НАК, компания была в гораздо худшей кондиции, нежели сейчас. Нефтегаз работает, вокруг него нет шума и это, учитывая последствия газовой политики правительств Тимошенко и Еханурова, уже хорошо. Да, у нас есть трудности — неудовлетворительно управление процессом обслуживания и возврата кредитов, есть проблемы с расчетами за поставленный газ, но эти проблемы можно решить. Также можно перейти к прямым поставкам газа в страну, снизить цену на технический газ, который использует украинская сторона при транспортировке российского газа в Европу, и повысить транзитный тариф... Но все эти вопросы нельзя решать на майданах, для их обсуждения нужна кабинетная тишина.

Почему все эти вопросы, ставшие основой предвыборной кампании Партии регионов, до сих пор не решены?

— Требуется время. Когда-то мне приходилось налаживать отношения с Туркменистаном, тогда нашим специалистам просто не открывали туркменские визы. У украинской стороны было море долгов, россияне обвиняли нас в несанкционированном отборе газа и т. д. Но со временем ситуация выровнялась. Юрий Бойко, поверьте, недаром большую часть рабочего времени находится в командировках. Думаю, вскоре будут позитивные сдвиги в наших отношениях с Газпромом.

Газпром публично заявляет, что готов продавать газ Украине напрямую по цене в $230 за тыс. кубов и претендует на контроль над украинской ГТС. Что может заставить россиян пойти на уступки?

— Цена на газ, который покупает Украина, была бы другой, если бы у НАК «Нефтегаз Украины» были оборотные средства. Соответственно, наша задача — не спорить с Газпромом, а стабилизировать ситуацию у себя дома. Это сделать непросто, ведь НАК потеряла рынок промышленных потребителей.

СЭЗ в законе

Когда и какие специальные экономические зоны вы восстановите?

— Международные правила функционирования СЭЗ заложены в проекте Налогового кодекса. Мы предусмотрели возможность предоставления налоговых кредитов субъектам спецзон, оформление двухлетними векселями обязательств по уплате НДС при импорте инвестиционного оборудования и т. д. То есть государство учло негативный опыт работы спецзон и четко привязало льготы субъектов СЭЗ к их основной деятельности. Нормы выписаны достаточно пристойно, так что таможенных дыр и возможностей для налоговой оптимизации, которыми когда-то пользовались мошенники, больше не будет.

Почему вы в этом уверены? Нормы, о которых вы говорите, противоречат нормам законов о конкретных СЭЗ, а базовый закон гарантирует субъектам спецзон сохранение льгот в полном объеме.

— Вы правы, по крайней мере, субъекты двух СЭЗ пользуются льготным налоговым режимом на основании судебных решений. Но и налоговая, и таможенники прилагают максимум усилий, чтобы таких судебных решений было как можно меньше. Проблема будет решена, если парламент примет новую редакцию закона о СЭЗ, над которой сейчас работает Минэкономики.

Известно ли вам о том, что проигрыш судов субъектам спецзон стал своего рода бизнесом?

— Вы о чем?

Сколько платят чиновникам, чтобы они не приходили на соответствующие судебные заседания?

— Нельзя безосновательно обвинять кого угодно и как угодно, особенно в средствах массовой информации. Если у кого-то есть доказательства преступления, совершенного государственным служащим, они должны быть переданы правоохранительным органам. После того как такие факты будут подтверждены и доказаны судом, должна состояться их публичная оценка. Так происходит во всех цивилизованных странах. Если мы идентифицируем наше государство как европейское, то именно такие процедуры необходимо соблюдать.

Означает ли это, что государство, которое якобы отменило льготы субъектам спецзон, просто не способно доказать свою правоту в суде?

— По крайней мере, мы не знаем о фактах коррупции при принятии тех или иных судебных решений. И в налоговой, и в таможне есть подразделения, ответственные за чистоту рядов этих ведомств. Не думаю, что кто-то позволяет себе делать системный бизнес на проигрыше судов бизнесменам. Нынешнее политическое устройство Украины, несмотря на все конфликтные ситуации, способствует прозрачности власти.

Все-таки сколько СЭЗ правительство планирует восстановить?

— Этот вопрос — компетенция министра экономики Анатолия Кинаха.

Надежда неумирающая

Сколько бизнес-проектов, реализация которых невозможна без привлечения кредитов под госгарантии, рассматривает Минфин?

— Госгарантию уже получил Укравтодор. Недавно Министерство транспорта и связи направило на наше рассмотрение еще один проект — закупки вагонов... В общем, предприятие, претендующее на госгарантии, должно подготовить ТЭО проекта, бизнес-план, согласовать его с отраслевым министерством (в случае необходимости — еще и на уровне местной власти), потом проект рассматривают Минфин и Минэкономики, после чего его утверждают на заседании правительства и направляют в Верховную Раду для принятия окончательного решения. Практика предоставления госгарантий предыдущими правительствами была просто позорной. Обязательства бизнесменов не всегда оформляли надлежащим образом, что позволяло им перекладывать собственные долги на государство. Соответственно мы решили не предоставлять госгарантий коммерческим учреждениям, а госпредприятиям даем только потому, что они не могут использовать имущество в качестве залога.

Налоговый кодекс в случае его принятия существенно усложнит жизнь упрощенцам. Зачем их обязали платить налог в 1% от оборота и регулярно готовить отчетность?

— Никто никому ничего не усложняет. Для упрощенцев вводится облегченный вариант отчетности. Но это нужно сделать — если мы определили границы, в которых должны работать упрощенцы, то должны контролировать, не превышают ли их обороты установленного предела. Иначе упрощенную систему налогообложения будут использовать не по назначению, с целью оптимизации платежей. Это старая тема, на обсуждение которой лучше не тратить время.

Вы возглавляете межведомственный тендерный комитет, на который среди прочего возложена задача завершить реформирование системы госзакупок. Какие проекты решения уже подготовлены?

— Комитет начал работать, мы собираемся каждую неделю, после заседаний у нас не остается нерассмотренных вопросов. В сфере госзакупок действительно есть немало проблем, которые, надеюсь, нам удастся решить.

О каких проблемах идет речь на заседаниях комитета?

— Они хорошо известны и заказчикам, и участникам тендеров.

Напомните, пожалуйста.

— Речь идет о монополизации размещения тендерных объявлений в информационных системах. Монополисты, как известно, склонны диктовать цены и навязывать ненужные услуги. Это в конце концов влияет на стоимость госзакупок. Решение данной проблемы является для нас первоочередной задачей.

Не удивляет ли вас, что, согласно последним изменениям в Закон о госзакупках, общественная организация получила право беспрепятственного доступа к документации участников торгов? Что их обязывают на платной основе печатать информацию о себе в тендерных каталогах?

— Мы рассматриваем и эти вопросы. Действующий Закон о госзакупках вступил в силу в марте, до этого действовал еще худший вариант, принятый в 2005 году... Вообще, все изменения в этот закон проводили под лозунгом: «Долой коррупцию!». С одной стороны, ее якобы попробовали одолеть, с другой — натолкнулись на нее в ином варианте. Но я верю в то, что мы решим все проблемы в этой сфере.


Карьера чиновника

2006 г. — первый заместитель министра финансов

2005 г. — председатель наблюдательного совета ООО «Универсальный коммерческий банк «Камбио»

2004 г. — заместитель председателя ГНАУ

2003 г. — заместитель госсекретаря Минфина, затем — заместитель министра финансов

2002 г. — заместитель председателя ГНАУ

2000 г. — первый заместитель министра ТЭК, председатель правления НАК «Нефтегаз Украины»

1998 г. — заместитель председателя ГНАУ

1996 г. — начальник Главного управления принудительного взимания налогов ГНАУ, до этого — заместитель гендиректора ПО «Луганскуголь»

1994 г. — заместитель министра угольной промышленности

1989 г. — начальник отдела, заместитель гендиректора ПО «Луганскуголь»

1984 г. — главный экономист шахты им. Кирова (ПО «Стахановуголь»)

1980 г. — горный мастер, участковый горный нормировщик, начальник отдела труда и зарплаты шахты им. ХХІІ съезда КПСС ПО «Стахановуголь»

1975 г. — студент Московского горного института

1959 г. — родился в г. Стаханов (Луганская обл.)

Вы здесь:
вверх