логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Краски-шоу Сергей ПРОХОРОВ - «Контракты» №20 Май 2007г.

После падения спроса в 2006 году темпы роста продаж лакокрасочной продукции снова выросли до 30%


По оценкам операторов рынка лакокрасочной продукции, в январе — марте рост производства в разных сегментах составил от 15% до 30%. Тогда как по итогам 2006-го объемы выросли всего на 5-7% — сказалось падение спроса со стороны промышленного сектора. В 2006 году лаков, красок и грунтовок продано более чем на $600 млн. Если темпы роста первых месяцев сохранятся до конца года, оборот украинского рынка по итогам 2007-го может превысить $750-800 млн.

В I квартале большим спросом пользовались краски на водной основе, соответственно, их производство выросло на 30%. Не исключено, что вододисперсионная и водоэмульсионная продукция к концу года существенно потеснит алкидные и масляные краски, на долю которых в 2006-м, по разным оценкам, приходилось от 60% до 70%. По утверждениям самих производителей, рост рынка в ближайшие годы будут обеспечивать конечные потребители, все чаще покупающие краски на водной основе. В Западной Европе на долю водорастворимых красок приходится более 80%, в Украине доля вододисперсионных материалов пока не превышает 35%.

Чем красят

О большом потенциале рынка говорит и рост числа игроков. В 2001-м в Украине продавалась продукция всего 50 производителей, в 2006 году — более 150 (представлены практически все известные европейские марки — Sadolin (Швеция), Tikkurila (Финляндия), Сaparol (Германия), Pinotex (Эстония), Dufa (Германия) и др.).

Правда, лидерство в продажах пока уверенно удерживает днепродзержинская компания ООО «ПП «ЗИП» (ТМ «Зебра», Triora), производящая около 30 тыс. тонн лакокрасочной продукции в год (около 10% рынка). Секрет успеха днепродзержинцев — в построении собственных сбытовых структур в каждом регионе. Это обеспечивает компании большую рентабельность по сравнению с конкурентами, работающими с дилерами, субдилерами и независимыми оптовиками. Впрочем, и такие производители редко работают с рентабельностью меньше 15%. Второе место по охвату рынка, по мнению экспертов, занимает польская Снежка — в Украине компания ежегодно производит около 25 тыс. тонн лакокрасочной продукции. Третье место делят компании «Полифарб Украина» и «Днепропетровский лакокрасочный завод» (ДЛКЗ).

Сегодня практически все европейские производители имеют собственные заводы в Украине или в СНГ. Кроме поляков, выпуск красок наладила немецкая Dufa AG, под Киевом работает завод «Хенкель Баутехник (Украина)», у финской Tikkurila есть производство в соседней России. Правда, пока иностранцы изготавливают в Восточной Европе краски нижнего и среднего ценового сегментов. Небольшие по европейским меркам объемы продаж лакокрасочной продукции премиального сегмента пока не оправдывают открытие в Украине отдельного производства.

Кто красит

Основная тенденция 2007 года, помимо роста продаж, — изменение структуры сбыта. Еще два года назад большая часть красок, лаков, грунтовок и шпатлевок продавалась на базарах (40-60%) и в мелкой рознице (около 35%). Доля строительных супермаркетов не превышала 5-7%. Но за два прошедших года крупные строительные сети (БудМакс, Новая Линия, Олди, Эпицентр и др.) значительно расширили свое присутствие на розничном рынке. Через супермаркеты сейчас продается 25-30% красок и лаков, причем доля цивилизованной розницы продолжает расти. По прогнозу начальника отдела маркетинга ЗАО «Лакма» Владислава Стефанишина, через 2-3 года крупные сетевики будут контролировать 50% продаж, 30% будет реализовываться через магазины, лотки и ларьки и только 20% лакокрасочной продукции будет продаваться на рынках.

Алкидные эмали. Сегменты и основные ТМ
Премиум
25 грн/кг
СРЕДНИЙ (+)
14-15 грн/кг
СРЕДНИЙ
11 грн/кг
ЭКОНОМ
6-7 грн/кг
Характеристика сегмента
Эмали высокого качества, вы- сокий глянец, долговечность покрытия, срок высыхания 2 часа, срок эксплуатации около 3 лет Стандартное качество эмалей, срок эксплуатации 3 года, присутствуют компоненты, препятствующие появлению ржавчины Среднее качество,
срок эксплуатации не менее
1,5 лет
Предельно низкие цены, широкая цветовая палитра
Основные ТМ
Снежка
Tikkurila, Sadolin, Dyo, Caparol, Hammeritе, Dufa, Alpina
Полифарб, Фарбекс, Ярославские краски, Ореол, Лакма, Композит Полифарб, Композит, Спектр, Зебра, Расцвет, Лакма, Смайл Расцвет, Омега, Янтарь, Спектр, Радуга, Мальва, Палитра, Фарбекс, Яскра, Барва, Декор, Топаз
Объем сегмента в 2006 году
513 млн грн (20,52 тыс. тонн) 545,49 млн грн (37,62 тыс. тонн) 677,16 млн грн (61,56 тыс. тонн) 333,45 млн грн (51,30 тыс. тонн)
По классификации ЗАО «Лакма», объемы сегментов — по данным экспертного опроса производителей

Водорастворимые краски. Сегменты и основные ТМ
ПРЕМИУМ
20-60 грн/кг
СРЕДНИЙ (+)
10 грн/кг
СРЕДНИЙ
6 грн/кг
ЭКОНОМ
4 грн/кг
Характеристика продукции сегмента
Краска с высоким уровнем белизны и с высокими показателями стойкости к истиранию, наличие спецэффектов, срок службы более 10 лет. Наносится на любые поверхности, включая металлы Краски с высоким уровнем белизны, высокая стойкость к истиранию, улучшенные связующие (латекс, чистый акрилат), срок службы около 5 лет Износостойкие краски, стойкие к атмосферным воздействиям, срок службы около 3 лет Краски среднего качества, основное предназначение — побелка
Основные ТМ
Caparol, Johnstones, Tikkurila, Helios, Sadolin, Vivacolor
Снежка, Feidal, Полифарб, Колорит, Диамант, Лакма, Dufa, Caparol, Triora, Композит Колорит, Alpina, Dufa, Ореол, Диамант, Лакма, Композит, Акрилюкс, Полифарб, Triora, Cнежка Снежка, Полифарб (Экофарб), Расцвет, Омега, Тим-колор, Композит, Файна Фарба
Объем сегмента в 2006 году
475,2 млн грн (11,88 тыс. тонн) 227,7 млн грн (22,77 тыс. тонн) 207,9 млн грн (34,65 тыс. тонн) 118,8 млн грн (29,7 тыс. тонн)
По классификации ЗАО «Лакма», объемы сегментов — по данным экспертного опроса производителей

ЭКСПЕРТиза

Владислав СТЕФАНИШИН, начальник отдела маркетинга ЗАО «Лакма» (ТМ «Лакматэкс», «Акрилакма», «Экстралакма», «Лакма», «Топаз»)

— В 2006 году рынок вырос на 5-7%, тогда как в 2005-м его объем увеличился на 12%, в 2004-м — на 15%, а в 2003-м — на 23%. Причина — падение потребления в промышленном секторе.

Правда, украинский рынок лакокрасочных материалов отличается, например, от российского тем, что наши производители в большей степени нацелены на конечного потребителя. Поэтому продажи растут в основном за счет вододисперсионных материалов. Ранее этот вид продукции использовался преимущественно для оформления интерьеров, но сейчас водорастворимые фасадные краски не уступают фасадным материалам на основе органических растворителей.

Долю импорта сложно оценить. Пока большая часть импортных материалов завозится из России. Но импорт будет расти, в том числе и за счет западных компаний, поскольку украинский рынок привлекает их динамичностью развития. Иностранцы будут стараться строить здесь собственные заводы — это удешевляет продукцию и повышает рентабельность. Тем не менее все они будут продолжать позиционироваться как западные. Отличительная черта зарубежной продукции — специализация нанесения краски на конкретный вид поверхности, например, на определенный вид металла.

Под влиянием западных производителей и жесткой конкуренции расширяют ассортимент и отечественные заводы. В любом строительном супермаркете можно найти десятки наименований продукции украинских производителе, начиная с водных интерьерных и фасадных красок и заканчивая лаками по металлу, дереву, и т. д. Сейчас их активно переименовывают, перепозиционируют и преподносят потребителю как продукт, предназначенный для строго определенного вида работ. Компания, которая правильно построила стратегию продвижения и вкладывает деньги одновременно в реализацию, сбыт, маркетинг и рекламу, в итоге получает большой уровень продаж.

Александр БОБРЕНКО, руководитель отдела дистрибуции компании «Ганза» (ТМ Profitek, МГФ, официальный дистрибьютор красок Dufa производства украинско-немецкого СП «Мефферт Ганза Фарбен»)

— Наша компания работает только с оптом: свою продукцию мы продаем в строительные супермаркеты «Новая Линия», «Эпицентр» и развиваем сотрудничество с оптовыми покупателями во всех крупных городах. В прошлом году продажи выросли на 30%. В Германии почти 85% продаж ЛКП приходится на продукцию с водной основой. Ориентируясь на этот показатель, мы наладили выпуск водоэмульсионной продукции в Украине. Сегодня водорастворимые краски занимают 80% объема наших продаж в Украине. Сейчас в Украине появляется много новых брендов из Турции, Польши, России — все это преимущественно краски на водной основе. Думаю, водорастворимые краски со временем смогут потеснить алкидные. Меньшим спросом пользуются лаки.

Растущий спрос отмечают все участники рынка, поэтому жесткой конкуренции в целом на рынке пока не наблюдается, хотя новым брендам все тяжелее закрепиться в Украине.

Самый высокий уровень конкуренции наблюдается в среднем ценовом сегменте. Многие компании, которые ранее позиционировали свою продукцию как дешевую, перешли в среднеценовую категорию, улучшив качество и повысив цены. Будущее за средним и премиум-сегментами. Уже сейчас плохо продаются краски Dufa нижнего ценового сегмента, предназначенные для побелки потолков и внутренних работ. Если раньше покупателей интересовала цена, то теперь они делают упор на функциональность красок, интересуются моющейся, экологически чистой продукцией.

В 2006 году цены практически не росли. В начале этого года примерно на 5% подорожали краски отечественного производства, импортная продукция выросла в цене на 10%. Если сырье в Европе будет дорожать, будут повышаться цены и на ЛКП.

Вы здесь:
вверх