логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Новые металлурги Елена СТРУК - «Контракты» №20 Май 2007г.

Миллиард, вложенный в строительство мини-металлургического завода, можно вернуть за 5-6 лет. Однако украинский бизнес не спешит осваивать новую нишу — внутреннее потребление металлопродукции в Украине остается низким


30 лет назад бизнес крупнейших североамериканских стальных концернов пошатнулся под натиском электроплавильных мини-заводов. Небольшие по традиционным меркам меткомбинаты с объемом производства 0,5-1 млн тонн стали в год с конца 70-х отвоевали у гигантов масштаба US Steel, International Steel 50% рынка США. В Украине малые формы пока не распространились: в сегменте mini-mill в настоящее время работает только один полноценный мини-комбинат — сталелитейный завод «Истил» на базе Донецкого металлургического завода. Множество других амбициозных проектов, которые якобы могут потеснить традиционную металлургию, в лучшем случае находятся на стадии проектирования.

Экономсталь

Мини-заводы в мире начали массово появляться в 70-х годах прошлого столетия. Принципиальное их отличие от классических меткомбинатов с объемами производства свыше 3 млн тонн стали в год — технология производства. На больших интегрированных метзаводах сначала из руды и кокса в доменных печах выплавляют чугун, потом из чугуна получают сталь (мартеновским либо конвертерным способом), а из стальной заготовки на прокатных станах делают готовую продукцию — лист, арматуру, проволоку, штрипс (заготовку для труб).

Как плавят сталь в Украине

Технологическая цепочка мини-заводов короче. Ключевой элемент классического mini-mill — электрическая дуговая печь (в нее загружают металлолом, из которого выплавляют стальную заготовку). Затем на прокатном стане выпускают конечную продукцию, которую максимально подгоняют под нужды рынка. К примеру, если поблизости находится автомобилестроительный завод, то mini-mill будет выпускать листовую сталь, если ведется строительство — арматуру, катанку и стальной профиль (уголок, двутавр).

За границей строительство mini-mill мощностью 0,5-1 млн тонн стали в год обходится в $200-600 млн. Традиционный меткомбинат (мощностью 5-10 млн тонн стали в год) обойдется минимум в $5 млрд. Инвестиции в mini-mill при благоприятной конъюнкутре рынка энергоносителей окупаются вдвое быстрее, чем в интегрированные предприятия — в течение 5-6 лет.

Сырье для металлургов дорожает

В США и Западной Европе строительство мини-метзаводов стимулировало развитие автомобилестроения. Заводы предпочитали производить сталь из дешевого лома старых автомобилей, а не тратить деньги на закупку дорогого кокса и особенно руды, которую приходилось завозить из Бразилии и Австралии. Кроме того, на руку западным мини-металлургам было снижение цен на нефть (и, соответственно, на электроэнергию) в начале-середине 70-х. Мировой законодатель мод в сегменте мини-заводов — компания Nucor, в середине XX века переквалифицировавшаяся из производителя автомобилей в электрометаллургическую корпорацию. В 2006 году корпорация, в состав которой входят 19 заводов, выплавила 22,3 млн тонн стали, продажи компании достигли почти $15 млрд.

Технология mini-mill позволяет максимально подстроиться под потребности рынка и конкретного заказчика, сэкономить на транспортных расходах — перевозке сырья, сбыте. Такие предприятия, как правило, ориентированы на локальный рынок. В производстве задействовано сравнительно немного персонала — не более 2 тыс. человек, включая вспомогательных работников.

Производительность труда на таких производствах гораздо выше, чем на традиционных. Если, к примеру, на Криворожстали со штатом в 54 тыс. человек и ежегодной выплавкой 7 млн тонн стали этот показатель достигает 129,6 тонн на человека, то на одном из заводов Nucor мощностью 2 млн электростали в год и штатом в 490 работников производительность в 31 раз выше — 4081 т/чел.

В США подсчитали, что постоянные издержки при производстве продукции на mini-mill составляют $500/т, а на интегрированном заводе — $2000/т. При этом себестоимость теплоэнергетических затрат на обычном комбинате достигает 30%, тогда как на мини-заводе — 7-10%.

Технология, используемая на mini-mill, изменила американскую металлургическую отрасль, входной барьер в которую существенно снизился. К началу 2007 года на мини-заводах в США выплавляли практически половину производимой в стране стали, в Западной Европе — около 40%.

Строительство мини-заводов в Украине только начинается
Мода на мини

Казалось бы, мода на мини-заводы не случайна: цифры говорят сами за себя. В России, к примеру, частный капитал заинтересовался сталеплавильными мини-заводами около четырех лет назад, когда цены на сталь начали расти двузначными темпами. Первыми в новую нишу ринулись ломосборщики. Сразу несколько проектов финансировала компания российского бизнесмена Николая Максимова — «Макси-Групп», один из крупнейших российских сборщиков лома черных металлов. По прогнозам самого Максимова, к 2011 году его группа намеревается выплавлять 12 млн тонн стали в год — ненамного меньше Новолипецкого меткомбината.

Идеей создания электроплавильного производства загорелись и собственники группы МАИР (лидер российской ломосборки), решившие создать вертикально интегрированный металлургический холдинг на базе Сулинского метзавода. Уже запущен в строй мини-завод по производству квадратной заготовки, принадлежащий ломозаготовщику «Новоросметалл» (Краснодарский край).

Мода на мини докатилась и до Украины. С 2004 года идут переговоры о строительстве в Белой Церкви электросталеплавильного завода. Инвестор — компания «Евро Финанс» (контролирует Киеввтормет), один из игроков отечественного рынка лома. Строительство электросталелитейного завода мощностью

1,8 млн тонн планируют завершить через 37 месяцев. Компания готова вложить в проект $600 млн, которые окупятся предположительно через 5-6 лет. «Подобный завод интересен тем, что может производить марочный состав стали под конкретного заказчика», — считает вице-президент компании «Евро Финанс» Валентин Макаренко. Правда, пока дела идут со скрипом, проект больше двух лет находится в стадии согласования технико-экономического обоснования. «Мы уже получили как минимум 120 разрешений. На многих из этих документов от 2 до 18 печатей. Не рассчитывали, что процесс займет так много времени», — говорит Макаренко.

Контракт на строительство электросталеплавильного комплекса с производителем металлургического оборудования компанией Danieli в этом году подписала корпорация «Интерпайп». Проект будет реализован в Днепропетровской области, где находятся основные активы группы Виктора Пинчука. Заготовка Интерпайпу понадобилась для расширения производства труб и железнодорожных колес на Нижнеднепровском трубопрокатном заводе.

В 2005 году о строительстве мини-метзавода заявила еще одна отечественная ФПГ — «АвтоКрАЗ» Константина Жеваго. Принадлежащая самому молодому отечественному олигарху компания «Ворскла Сталь» планировала в 2009 году ввести в эксплуатацию электрометаллургический завод в Комсомольске (Полтавская обл.), недалеко от подконтрольного группе Полтавского ГОКа. Планируется, что предприятие будет выпускать до 3 млн тонн стальной заготовки в год по технологии прямого восстановления железа (DRI) для другого нового проекта группы — прокатного завода в Венгрии.

Предполагалось, что создание новых мощностей застрахует бизнес Жеваго от изменений на рынке железорудного сырья. В частности, расширение добычи ведущими мировыми поставщиками руды из Австралии и Бразилии может привести к сокращению рынков сбыта Полтавского ГОКа. Но реализация проекта пока приостановлена. По одной из версий, АвтоКрАЗу не хватает ресурсов для строительства сразу двух заводов — и в Венгрии, и в Украине.

Переоценка ценностей

Отечественный бизнес только сейчас обратил внимание на новую нишу: раньше необходимости в таких производствах не было. В Украине периода передела собственности в металлургии (конец 90-х) сложились все предпосылки для развития интегрированных предприятий — в стране есть запасы руды и угля, выстроена инфраструктура, налажены связи между меткомбинатами и поставщиками сырья — ГОКами и коксохимами.

К тому же украинские заводы были построены еще во времена СССР и у их нынешних владельцев нет необходимости заботиться об окупаемости вложений в капстроительство. «Сбытовые цены на металлопродукцию украинских комбинатов растут, зарплаты увеличиваются медленно, экологические нормы далеки от европейских требований. У предприятий нет причин тратиться на капитальные вложения. Будь у нас традиционный метзавод, мы, наверное, тоже ничего не строили бы», — говорит Валентин Макаренко.

Во-вторых, расходы на зарплату работникам украинских металлургических комбинатов в себестоимости продукции некритичны по сравнению с Европой и США. Следовательно, нет необходимости тратиться на технологии, требующие меньших человеческих затрат. В структуре себестоимости украинской стали на фонд оплаты труда приходится всего 3%, на европейских производствах аналогичный показатель порой достигает 60%.

В-третьих, на Западе одной из основных причин расцвета минизаводов стало ужесточение экологических норм. В Украине же экологическое законодательство лояльно к металлургическим гигантам. За последние 10 лет плата за загрязнение окружающей среды увеличилась только в 1,5 раза, при этом украинский эконалог остается одним из самых низких в Европе. На руку металлургам еще и слабые лоббистские позиции украинских «зеленых».

Наконец, опыт России показывает: перспективы мини-заводов зачастую переоценены. На данный момент из двух десятков заявленных проектов в России большинство находится на стадии подготовки документации. Бурный рост цен на сталь в 2003-2005 гг. привел к резкому подорожанию металлолома. Только за три первых месяца прошлого года цены на лом в России выросли на 15% — до $185 за тонну, в то время как за весь 2005 год темпы роста цен на вторичное сырье для металлургов не превышали 5%. В итоге увеличились не только сроки окупаемости инвестиций, но и затраты на строительство: сооружение среднего мини-метзавода оценивается в $800-900 млн против $500 млн, на которые инвесторы рассчитывали два-три года назад.

Один из неудачных примеров строительства мини-заводов — российский проект Виктора Пинчука под названием «Просталь». Построить мини-завод в Московской области украинский миллиардер решился еще в 2005 году. Планировалось, что завод мощностью 2,5 млн тонн проката в год появится к 2008 году. Продукцию завода собирались продавать московским застройщикам. Но пока менеджеры и консалтинговые компании проводили расчеты и согласования, стоимость строительства выросла, а сроки окупаемости увеличились. Новые цифры не понравились инвесторам, они решили не рисковать деньгами и заморозили строительство в Подмосковье.

«Инвесторы мини-заводов изначально недооценивали конкуренцию с крупными меткомбинатами, особенно с вертикально интегрированными. Кроме того, рынок сбыта mini-mill может оказаться достаточно локальным. Этот фактор увеличивает риски сбыта при падении спроса в отдельных регионах», — объясняет аналитик ИК «Конкорд Капитал» Евгений Червяченко.

«Технологический процесс, который используется на мини-заводах, сам по себе не гарантирует собственнику сверхвысокой рентабельности. Эффективность подобных проектов, как показывает опыт иностранных игроков, может быть разной и зависит от выбранной бизнес-модели», — рассказывает старший консультант инвестиционно-банковского департамента ИФГ «Сократ» Александр Басов.

К примеру, рентабельность по EBITDA Nucor — лидера в сегменте мини-заводов — на протяжении 2004-2006 годов находилась на уровне 18,4%-21,0%. Аналогичный показатель конкурента, Commercial Metals Company, составил всего 6,2%-8,7% (для сравнения: рентабельность Arcelor Mittal в прошлом году достигла 17,2%). Столь ощутимая разница в показателях компаний объясняется просто: Nucor делает ставку на оптимизацию производственного процесса, а также постоянно сокращает административные затраты и расходы на социальные проекты.

Ломовые перспективы

Мини-заводы 70-х могли предлагать рынку сталь, стоимость которой была на 20-25% ниже, чем продукция интегрированных меткомбинатов. Однако разница постепенно сходит на нет из-за роста цен на лом. В США, к примеру, стоимость основного сырья для мини-заводов составляет $340-390/т, в Турции — не ниже $360/т, в Индии доходит до отметки в $400/т, в Украине — $260-280/т. В себестоимости электростали металлолом занимает основную часть. Для производства тонны стали необходимо 1,1 тонны лома. Так что судьба мини-заводов в Украине будет главным образом зависеть от доступа предприятий к рынку металлолома. «Мини-заводы развиваются в первую очередь в тех странах, где есть избыток лома», — констатирует заместитель начальника департамента центра «Держзовнішінформ» по вопросам металлургического комплекса Александр Сирик.

Вместе с тем потребление сырья в Украине постоянно растет. К 2012 году, помимо строительства Белоцерковского завода и введения новых мощностей Интерпайп Сталь, нарастить производство с 0,92 млн тонн до 1,2 млн собирается Истил. Донецкий металлопрокатный завод намерен увеличить выпуск продукции до 0,5 млн т/год, а собственники Алчевского меткомбината планируют ежегодно производить 7,5 млн тонн конвертерной стали, на выплавку которой уходит больше лома, чем при производстве мартеновской.

Вместе с тем заготовка лома в Украине в последние годы снижается. В 2005 году она составила 9,2 млн тонн, в прошлом году сократилась на 23%. К 2012 году, по оценкам консалтинговой компании «Укрпромвнешэкспертиза», дефицит лома на внутреннем рынке может составить 1,5 млн тонн. По словам Александра Сирика, нехватка лома ощущается уже сейчас.

В развитых странах 80% отходов черных металлов формируется в отраслях металлообработки, у нас же эти объемы обеспечивает амортизационное оборудование и бытовые приборы. «Дешевого «легкого» лома с каждым годом будет все меньше. Ломоперарабатывающим предприятиям придется вкладывать средства еще и в покупку погрузочных механизмов, резательного оборудования, создание демонтажных бригад по утилизации смешанных ломов, которые содержат железо, пластик, стекло и вредные примеси», — говорит Макаренко.

По мнению Александра Басова из ИФГ «Сократ», еще одна проблема для потенциальных инвесторов мини-метзаводов кроется в самой структуре украинского рынка металлолома. Сейчас рынок неконсолидирован: по данным Сократа, на долю четырех крупнейших игроков (Киеввтормет, Запорожсталь, Прометей и МАИР) приходится не более 20% рынка, остальные 80% делят между собой полторы тысячи мелких операторов. Проблемы с сырьем вряд ли позволят мелким операторам самостоятельно строить электросталеплавильные заводы.

Будущее строящихся мини-заводов зависит и от наличия в регионе энергогенерирующих мощностей. На производство тонны электростали требуется 390-450 кВт электроэнергии. По словам Макаренко, одно из предварительных условий, которые Национальная комиссия по регулированию энергетики выдвинула к Евро Финанс, — строительство собственной электроподстанции недалеко от будущего завода в Белой Церкви.

Проекты Пинчука и Евро Финанс вполне могут быть успешными, правда, если инвесторам удастся запустить заводы в ближайшие два-три года. Спрос со стороны строительных компаний Киева белоцерковскому мини-заводу гарантирован. К тому же завод намерен выпускать катанку, со сбытом которой проблем нет ни в Европе, ни в России. В свою очередь проект Интерпайпа рассчитан на собственные потребности корпорации.

Но строительство мини-заводов в Украине, по мнению Евгения Червяченко, вряд ли приобретет массовый характер. Внутреннее потребление металлопродукции в нашей стране еще слишком низкое, 80% украинского металла продается за рубеж. Мини-заводы же априори рассчитаны именно на местных покупателей.

Новые металлурги Проекты строительства мини-металлургических заводов в Украине

Предп-
риятие
Мощ-
ности*,
млн тонн
Инвес-
тиции, $ млрд
Проект
Стадия
реали-
зации
Белоцер-
ковский
электроста-
лепла-
вильный
мини-завод
1,8 0,6 Инвестор. Компания «Евро Финанс» (контролирует предприятия «Киеввтормет», «Втормет» (Одесса), «Тернопольвтормет», «Запорожский втормет», «Александриявтормет» (Кировоградская обл.), «Вторичные ресурсы» (Кировоград)
Особенности проекта. На первом этапе предприятие будет выпускать катанку, арматуру, уголок. На втором планируется переход к производству более высококачественных сталей. Основные потребители — строительные компании, метизные предприятия. Рынок сбыта — Украина и Европа. Запуск завода — 2009 год
Согласование ТЭО
Интерпайп Сталь 1,32 0,6 Инвестор. Корпорация «Интерпайп»
Особенности проекта. Завод будет расположен на площадке Нижнеднепровского трубопрокатного завода. Электросталеплавильный комплекс будет обеспечивать сталью производство труб и колес группы «Интерпайп». Строительство завода планируется начать в мае — июле нынешнего года и закончить в конце 2009 года
Заключен договор с производителем металлургического оборудования компанией Danieli
Ворскла Сталь 3 1,34 Инвестор. Группа «АвтоКрАЗ»
Особенности проекта. Электрометаллургический завод в Комсомольске (Полтавская обл.). На предприятии планируют выпускать стальные слябы, используя технологии прямого восстановления железа (DRI). Основной потребитель продукции — завод в Венгрии, который строит группа «АвтоКрАЗ». Ввод мощностей в эксплуатацию намечен на 2009 год
Проект согласовывается с местными властями
Элект-
росталь
(на базе Донецкого металло-
прокатного завода)
0,35 н/д Инвестор. Донецкая компания «Вторсырье» (контролируется бизнесменом Игорем Андреевым)
Особенности проекта. Сталеплавильный комплекс по производству квадратной заготовки. Решение о строительстве было принято после повышения цен на квадратную заготовку, которую ДМПЗ закупал на стороне. В 2006 году предприятие подписало контракт с итальянской фирмой STB на поставку электросталеплавильной печи, печи-ковша и машины непрерывного литья заготовок. Завершить строительство комплекса планируется в конце 2007 года
Ведется строительство
* Потенциальные мощности. По данным предприятий, Контрактов

Печей меньше — металла больше Традиционное (доменное) производство в Украине
Показатели
1990
1994
2001
2005
2006
Количество ДП, ед.:
— на балансе 55 50 47 45 44
— действующих 55 45 37 39 37
Общая мощность, млн тонн:
— на балансе 52 45,5 42,7 42,6 42,4
— действующих 51,9 35,9 36,3 37,5 37,4
Объем производства чугуна, млн тонн: 45,916 20,3385 27,3707 30,7572 32,9024
По данным ПО «Металлургпром», Истила
Вы здесь:
вверх