логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Бальзаковский фонд Роман СТАРОВОЙТ, коллаж Константина ПАЛАМАРЧУКА - «Контракты» №20 Май 2007г.

Как государственные пенсионные фонды США и Германии провоцируют безработицу


Система государственного пенсионного страхования — проблема глобального масштаба для развитых стран. Пенсионные фонды становятся не только источником выплат растущей армии пенсионеров, но и зачастую вынуждены обеспечивать пожилых безработных. В результате, чем сложнее человеку предпенсионного возраста найти работу, тем выше нагрузка на пенсионные фонды страны.

Мало того, пенсионная система, например в США или Германии, косвенно способствует росту безработицы — за счет нежелания работников предпенсионного или пенсионного возраста продолжать работать либо искать новое место после увольнения (например, в результате экономического спада), уверяют Кортни Койл и Филипп Левин из колледжа Уэллесли (Массачусетс, США)*.

Исследователи, отвечая на вопрос — способствуют ли выплаты по безработице преждевременному уходу на пенсию пожилых граждан (а заодно и проверяя эффективность пенсионной системы США) — проанализировали данные двух государственных баз данных. Первая база — основной документ Департамента статистики США о состоянии рынка труда: исследование населения за последние 24 года, которое проводится каждый месяц среди представителей различных категорий локального рынка занятости (фирм, где работают от 130 до 250 тыс. человек). Вторая база — данные о здоровье и времени выхода на пенсию американцев — опрос на протяжении последних 12 лет граждан США в возрасте от 51 до 61 года.

В 2001-2003 гг. 10% пожилых американцев (в возрасте от 55 до 64 лет) были уволены по состоянию здоровья или в связи с кадровыми перестановками. Большинство из них так и не нашли новую работу, а потому вместо пособия по безработице очень скоро стали получать пенсию. По результатам исследования специалисты выяснили, что при увеличении безработицы на 3% (т. е. в годы рецессий на рынке труда) риск ухода на пенсию пожилых работников увеличивается на 5-10%.

Иными словами, любые потрясения на рынке труда приводят к росту числа пенсионеров и, следовательно, увеличению нагрузки на пенсионную систему. Особенно этот эффект очевиден для достигших пенсионного возраста — 62 года. Если американец 55-60 лет теряет работу, фонд по безработице покрывает только 35% прежнего дохода, да и то лишь в течение полугода.

Другое дело — пенсионный фонд: пособие пенсионера рассчитывает как средний индексированный доход за 35 лет, в течение которых работник получал относительно высокую зарплату (например, с 25 до 60 лет). В итоге усредненный новоявленный американский пенсионер получает $1 тыс. в месяц, или 42% его прежних доходов. С годами пенсия отставных работников только растет, что отнюдь не способствует увеличению занятости.

«Фонды, гарантирующие пособия безработным гражданам, не только не способны справиться с безработицей среди пожилого населения, но и неявно провоцируют рецессию, уменьшая количество потенциально занятых работников в экономике», — утверждают Койл и Левин. Тем более что будущие пенсионеры продолжают штурмовать фонды по безработице. В Швеции, например, перед выходом на пенсию через такой фонд проходят 7% пожилых граждан, во Франции и Германии — 20%, а в Японии — 40%. И хотя фонды старательно снижают пособия, от наплыва безработных это не спасает.

Недостаток существующих на Западе систем государственного пенсионного страхования — сама схема формирования пенсионных фондов, считают Вольфганг Герке, Фердинанд Магер из немецкого университета Эрланген-Нюрнберг и Бундесбанка**. При нынешней схеме, применяемой в США, Германии и других странах, фирмы отчисляют в госпенсионные фонды процент заработка сотрудника. Однако, выйдя на пенсию, на руки работник такой фирмы получит меньше, чем те, кто отчислял деньги в негосударственный ПФ. В результате даже у сравнительно продуктивных работников предпенсионного возраста, получивших возможность пользоваться государственной пенсией, остается мало стимулов продолжать работать.

Дэвид Уэбб из Лондонской школы экономики доказывает: как для экономики и рынка труда в целом, так и для населения в частности выгоднее схема, в которой компания отчисляет в пенсионные фонды не часть зарплат сотрудников, а определенную долю прибыли (дивиденды)***. «В этом случае у компаний даже появляется стимул перевыполнять планы по наполнению пенсионных фондов», — уверен экономист. Но подобная схема — из сферы фантастики, даже для США.

* Labor Market Shocks and Retirement: Do Government Programs Matter? Courtney C. Coile and Philip B. Levine, Wellesley College, Wellesley, NBER Working Paper 12559, October 2006

** Empirical risk analysis of pension insurance — the case of Germany. Wolfgang Gerke, Ferdinand Mager, Timo Reinschmidt, Christian Schmieder. Discussion Paper Series 2: Banking and Financial Studies, No 07/2006

*** Sponsoring Company Finance and Investment and Defined Benefit Pension Scheme Deficits (UBS Pensions series 23), David C Webb, 2004


Мы явились сюда лишь для того, чтобы просить вас передать вашему пенсионному фонду «Темплтон» с активами в 1300 миллиардов франков, что отныне он не сможет требовать увольнения служащих на своих предприятиях, иначе к таким людям, как вы, будут все чаще и чаще наведываться такие люди, как мы.

Фредерик Бегбедер, «99 франков»

Вы здесь:
вверх