логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Бесплатный сыр Аля КУХАРЧУК - «Контракты» №21 Май 2007г.

На украинском рынке сыров состоялась первая сделка с участием транснациональной компании


Хороший сыродел знает, когда отхватить лучший кусок
«Покупка Шостки свидетельствует, что украинские сыровары стали интересны мировым производителям», — говорит аналитик компании «Украгроконсалт» Ольга Мозговая.

Bel Group стала первым транснациональным игроком, вышедшим на украинский рынок. Французы, выложившие за контрольный пакет третьего по величине украинского производителя около $50 млн, пока не охотно делятся своими планами. Жерар Буавен, президент и главный исполнительный директор Bel Group, отделывается общими фразами: «Мы давно хотели приобрести стабильное и успешное предприятие в Украине» и т. п. Не распространяется о причинах продажи и бессменный председатель правления ОАО «Шосткинский гормолкомбинат» Лариса Рудакова.

Украинскому рынку сыра есть куда расти. Сейчас его объем оценивается примерно в 120 млн тонн, или $550-600 млн в год. При этом потребление сыра в Украине составляет всего 3-3,5 кг на душу населения — даже в соседней Польше этот показатель превышает 13 кг, не говоря уж о Германии (15,2 кг), Италии (22,9 кг) или Франции (26,3 кг). Исходя из этих цифр и нынешнего объема внутреннего рынка твердых сыров, можно предположить, что французы рассчитывают как минимум на двукратный рост потребления в обозримом будущем. У украинских сыров к тому же невысокая себестоимость: получив сырьевую и производственную базу в центре Европы, французы могут попытаться наладить экспорт в соседние страны.

Стоит отметить, что Bel Group выбрала для покупки удачное время. Приобретение ими контрольного пакета предприятия с рыночной долей в 5-7% и годовым оборотом в $43 млн всего за $50 млн трудно назвать супервыгодной сделкой для нынешних владельцев украинского ОАО. Похоже, на удешевление предприятия сыграл «сырный кризис» 2006 года, когда Россия запретила ввоз на свою территорию мясо-молочной продукции из Украины.

И хоть на самом заводе утверждают, что в Россию экспортировали не более 10-15% своей продукции, исходя из мощностей Шостки (950 тыс. тонн в месяц, или почти 10% внутреннего рынка), можно предположить, что в отдельные моменты экспорт достигал 50% шосткинских сыров. Именно в период мясо-молочных войн с Россией выручка компании снизились до $43 млн (в 2006 году) против $53 млн в 2005-м. Впрочем, некоторые эксперты связывают падение выручки ОАО с несовершенной структурой дистрибуции на внутреннем рынке.

Если судить по скупым комментариям топ-менеджмента ОАО, предприятие в ближайшем будущем не будет менять ассортиментный ряд (Шостка лидирует в производстве твердых сыров). Однако не факт. Bel Group — один из лидеров Европы по производству мягких и плавленых сыров (ТМ Babybel, Kiri и др.). При этом производство мягких сычужных сыров — одно из самых доходных. Рентабельность направления составляет около 40-50%. Не исключено, что расширение ассортимента Шостки начнется как раз с этой продукции. Особенно, если учесть, что нижний ценовой сегмент украинского рынка уже давно насыщен, средний — близится к наполнению (оба — преимущественно твердые сыры). Тогда как премиум-продукция (в основном сыры длительного созревания) экспортируется из Польши, Франции и Швейцарии.

Кроме новых линий, французам, видимо, придется вкладывать в сырьевую базу и построение дистрибуции. Шостка, в отличие от многих конкурентов, имеет договоры на поставку качественного молока с несколькими крупными хозяйствами и собственные сборные пункты. Но для доведения механизма поставок до европейского уровня, по оценкам экспертов, заводу необходимо не менее $20 млн. В целом величина французских инвестиций в украинское предприятие может быть сравнима с самой суммой сделки.

Несмотря на сравнительно небольшие деньги, выложенные французами за Шосткинский завод, эта сделка может стать самой крупной в украинской сырной отрасли. С одной стороны, помимо французов, к отечественным сыроварам присматриваются такие производители, как Hochland (импортирует плавленые сыры из Подмосковья), Valio (импорт из Финляндии), Arla Foods (Дания), а также Lactalis и Kraft Foods — крупные производители сыра, открывшие в Украине производства других товарных групп. Но предложение явно превышает спрос — по экспертным оценкам, более 50% украинских сыроварен, нуждаясь в инвестициях, рассылают предложения о покупке западным инвесторам, перебивая друг другу цену.


Кого купили

Два года назад контрольный пакет ОАО «Шосткинский гормолкомбинат» был продан американскому фонду прямого инвестирования Western NIS Enterprise Fund (WNISEF), который осуществляет инвестиции в малые и средние частные предприятия Украины и Молдовы. Фонд вложил в переоборудование предприятия более $7-8 млн. В 2005-2006 гг. ОАО было одним из крупнейших производителей твердых и плавленых сыров в Украине (ТМ «Шостка» и «Белые берега») со стабильной долей рынка в 5% (более 7% по оценкам менеджмента ОАО) и производственными мощностями, позволяющими выпускать 950 тонн сыра в месяц. Выручка в 2006 году составила 219,45 млн грн ($43,45 млн), чистая прибыль — 12,885 млн грн ($2,55 млн).

Из чего выбирали

В Украине работает около 200 компаний, специализирующихся на производстве сыров. Около половины рынка контролируют 10 крупных предприятий и объединений.

Кто купил

Bel Group (Франция) продает продукцию в 120 странах мира. Основные ТМ компании — La Vache qui rit, Kiri, Mini Babybel и Leerdammer. Оборот компании в прошлом году составил EUR1,7 млрд, чистая прибыль — EUR79,4 млн.

Вы здесь:
вверх