логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Хорошим ничто не мешает Владимир ЗОЛОТОРЕВ - «Контракты» №22 Июнь 2007г.

Президент учит коалицию демократии, игнорируя нормы законодательства


Издав указы о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады, президент Виктор Андреевич Ющенко развернул увлекательное политическое действо, вот уже почти два месяца не только дающее пищу для досужих разговоров, но и позволяющее заметить некоторые тенденции и особенности поведения главы государства и его Секретариата.

Во всей истории с роспуском парламента прослеживается один момент, на котором она, собственно, основана: Виктор Андреевич распустил ВР, руководствуясь не столько нормами права, сколько принципами морали. Буквально сразу же после подписания первого Указа о роспуске парламента (2 апреля) президент объявил гражданам, что его решение — «прививка».

Последующие действия главы государства также были «прививками» — против коррупции, беспринципности, политиканства и т. д. На публике президент не настаивал, что его решение юридически безупречно, Ющенко прибегал к правовым аргументам, только когда пытался убедить кого-нибудь в своей правоте (к примеру, губернаторов или членов СНБОУ).

Электоральный цейтнот: время досрочных парламентских выборов до сих пор уточняется
Фото УНИАН
Отдадим президенту должное — он достаточно последовательно гнул свою линию. Когда ВР отменила решения, спровоцировавшие безнаказанную миграцию народных депутатов из одной фракции в другую, президент их одобрил, но тут же заявил, что это никак не повлияет на его решимость добиться досрочных выборов в парламент. Иначе говоря, Виктор Ющенко твердо решил преподать урок жуликоватым депутатам. И он, кстати, достиг своей цели именно потому, что сами депутаты просто не могли поверить в то, что все дело только в моральных аспектах, пытались торговаться, чем еще больше усугубляли ситуацию.

Правда, идеальной эту президентскую линию не назовешь, многие действия (о них — ниже) разрушали образ неподкупного и правдолюбивого Ющенко. Но тем не менее правильный акцент был сделан (хотя и не был выдержан) и выразить его можно простой формулой: «Вы как хотите, а я вас распускаю, хоть это и незаконно. Терпеть больше нет сил».

Периодически Ющенко выпадал из образа доброго, хорошего парня, идентифицировал себя с торгашеской и деструктивной оппозицией, однажды зачем-то превратил ее митинг в вечер оранжевых воспоминаний... Если уж и нужно было стричь электоральные дивиденды, то оппозиции следовало оставить роль влюбленной истерички, готовой доказать недоказуемое, к примеру, что указы о досрочном прекращении полномочий ВР соответствуют Конституции.

Президенту же было бы к лицу хранить многозначительное молчание, чего он, конечно, не сделал. Отчасти второй распускающий президентский Указ (как говорится — «для тех, кто в танке») многих рассмешил. Понятно, что Указ был издан исключительно для того, чтобы перенести дату выборов, но изменение формулировок (сравнивая с первым) выглядело мелочно и вызывало нездоровое мельтешение. Тем более что вести войну в юридической плоскости, где позиции президента крайне шатки, никто не собирался.

Еще большее недоуменнее вызывают политически деструктивные шаги главы государства. Первый — фактическое уничтожение Конституционного Суда, начавшееся с публичной дискредитации этого учреждения. К этому мероприятию президент подключился еще в начале апреля, заявляя о политизации КС и заранее, когда ничего страшного не случилось, сомневаясь в правильности его решений. Затем Виктор Ющенко принялся увольнять судей КС... Хорошие парни так не поступают, так работают мелкие политиканы.

Второй деструктивный шаг, вернее, сознательная деструктивная политика президента — использование СНБОУ для достижения собственных целей. Понятно, что СНБОУ — это «подпольный обком», функции которого не ясны, а следовательно, потенциально опасны для граждан и государства. Но зачем же так часто его собирать?

Может войти в привычку и оказаться, что в выборах вообще нет никакой необходимости, равно как и в других институтах, придающих легитимность власти. Она, как видим, существует сама по себе и не нуждается в участии кого бы то ни было. Хуже того, трудно припомнить, какую пользу стране принесли решения СНБОУ, тогда как нездоровых искушений от него предостаточно — вспомним хотя бы, как г-н Порошенко превращал СНБОУ в «параллельное правительство» (дело закончилось крупным скандалом и отставкой Кабинета Тимошенко). К категории деструктивных действий, подменяющих открытую политику администрированием, относится и недавнее назначение «представителем президента в СБУ»... Не суть важно кого — должность сама по себе сомнительная.

А чего стоят блестящие заявления президента о проведении референдума «о политреформе»! Хорошие парни референдумами оппонентов не пугают, а знают цену такого рода инициатив. Не знают? Можно спросить у Леонида Кравчука. Сплошной деструктив — старая идея об отмене депутатской неприкосновенности, реализация которой, учитывая украинские реалии, поставит жирный крест на зарождающемся парламентаризме. Равно как и тезис Виктора Ющенко о том, что «Указ президента должен исполняться, даже если он оспаривается в Конституционном Суде». В общем, мягко говоря, президент, к сожалению, часто-густо оказывался на одной волне со своими оппонентами — волне правового нигилизма.

Хотя в целом Виктор Андреевич — хороший президент. Он заботится о том, чтобы плохие парни получили по заслугам и идеальной для него была бы та страна, где существуют и нормально функционируют демократические институты. Тем более что институты эти важнее, чем просто наказание плохих парней. Виктор Андреевич не делает скидку на это обстоятельство, и в этом он — плохой президент.

Вы здесь:
вверх