логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Удовлетворительное поведение Подготовила Наталья ГУЗЕНКО - «Контракты» №22 Июнь 2007г.

Рейтинг президента


Экспертный совет Контрактов оценил работу главы государства в апреле-мае по пятибалльной шкале и следующим критериям:

  • конструктивность — обоснованность позиции, готовность сотрудничать с парламентской коалицией и правительством;
  • последовательность — логичность действий, их соответствие предыдущим действиям и декларациям;
  • эффективность — уровень выполнения указов другими органами власти;
  • актуальность — соответствие решений запросам бизнесменов.

Основные инициативы

Системная политика: указы о роспуске парламента и связанные с ними нормативные акты

Кадровая политика:

  • восстановление Святослава Пискуна в должности Генпрокурора (вместо Александра Медведько)
  • восстановление в должности губернатора Киевской области и увольнение Евгения Жовтяка
  • назначение секретарем СНБОУ Ивана Плюща (вместо Виталия Гайдука)
  • увольнение судей КС Сюзанны Станик, Виктора Иващенко, Валерия Пшеничного, назначение — Степана Гавриша и Василия Костицкого

Экономическая политика: предписания Кабмину реформировать разрешительную систему, снизить тарифы, унифицировать процедуру выдачи лицензий и т. д.


Работу президентского Секретариата эксперты оценили, исходя из таких критериев:

  • системность — соответствие подготавливаемых нормативных актов законодательству, наличие причинно-следственных связей с ранее принятыми решениями;
  • прозрачность — привлечение к разработке решений неправительственных организаций, представителей реального сектора, желание слушать и слышать чужое мнение;
  • инициативность — готовность и способность разрабатывать и предлагать свои проекты и варианты политических и экономических решений;
  • компетентность — обоснованность решений, осознание последствий их принятия.

Кадровый актив

  • Александр Чалый, зампред
  • Иван Перехода, зампред
  • Роман Безсмертный, зампред
  • Александр Шлапак, предста витель президента в Кабмине

Общий балл 2,9

Экспертный совет*

1) Ксения Ляпина, народный депутат, НУ

2) Сергей Матвиенков, народный депутат, СПУ

3) Леонид Грач, народный депутат, КПУ

4) Василий Киселев, первый заместитель главы фракции ПР

5) Тарас Стецькив, советник президента

6) Борис Беспалый, народный депутат, НУ

7) Владимир Паниотто, гендиректор КМИС

8) Кость Бондаренко, директор Института национальной стратегии

9) Владимир Фесенко, председатель правления Центра прикладных политических исследований «Пента»

10) Алексей Голобуцкий, замдиректора Агентства по моделированию ситуаций

11) Андрей Близнюк, президент Национальной ассоциации развития торговли и сервиса

12) Николай Юнак, директор «BRW Украина»

13) Елена Шкарпова, замредактора отдела «Деньги», Контракты

14) Роман Кульчинский, замредактора отдела «Сфера влияния», Контракты

15) Иван Зайцев, обозреватель, Контракты

* Очередность оценок, приведенных в таблицах, по просьбе экспертов изменена


Дискуссия

Системная политика

Леонид ГРАЧ, народный депутат, КПУ

— Президент четко и системно проводит антигосударственную политику. Решения людей из его окружения приведут к тому, что кому-то придется разводить пчел не под Киевом, а в Техасе. Мало того, что при попустительстве главы государства Украина окончательно рассорилась с Россией, так Виктор Ющенко еще и пачками выпускает незаконные указы о роспуске Верховной Рады! Причем своим вторым Указом президент отменил первый, признав таким образом его неконституционность. Сейчас на заседаниях рабочей группы Виктор Андреевич признает неконституционность второго Указа, заявляя, что нужно создать нормальное правовое поле для проведения досрочных выборов в ВР. Фактически, гарант Конституции признает, что принимает неправомочные решения.

Владимир ФЕСЕНКО, председатель правления Центра прикладных политических исследований «Пента»

— Очевидно, что раньше Виктора Ющенко просто недооценивали — он оказался отнюдь не таким мягким и бесхарактерным, как казалось его политическим оппонентам. По сути, Виктор Андреевич терпел, пока не начали посягать на его сферу влияния, его команду, после чего вышел из себя, начал рвать и метать. Перечить ему сейчас просто бессмысленно. Причем активную позицию президента в апреле-мае во многом определял его Секретариат. После ухода Гайдука и Хорошковского из СНБОУ стало понятно, что глава Секретариата стал второй фигурой в команде президента и действительно влияет на его решения. С одной стороны, Балога — это хорошая поддержка, с другой — усиление Секретариата может ослабить влияние самого главы государства.

Тарас СТЕЦЬКИВ, советник президента

— Первый Указ президента о роспуске парламента — реакция главы государства на попытку коалиции узурпировать власть, сколотив в Верховной Раде конституционное большинство (300 депутатов). Второй Указ — усиленный первый: видя, что Кабмин и депутаты попросту игнорируют первый Указ, Виктор Ющенко более четко определил причины досрочного прекращения полномочий ВР — задержка с формированием парламентской коалиции и правительства. Заявления представителей коалиции о том, что своим вторым Указом президент признал неконституционность первого, не соответствуют действительности. Точно также необоснованны и упреки в адрес президента, мол, увольняя и назначая судей КС, глава государства парализует систему власти и задерживает вердикт касательно конституционности указов. Судьям, нарушившим присягу, не место в КС.

Кадровая политика

Василий КИСЕЛЕВ, первый зампред фракции ПР

— Кадровые решения президента — верх политического непрофессионализма. Текучка кадров в команде Виктора Ющенко (пост секретаря СНБОУ вообще переходящее знамя) свидетельствует о том, что людей в президентском Секретариате подбирают наспех. Хотя лично мне кажется, что уход Валерия Хорошковского и Виталия Гайдука из СНБОУ без каких-либо объяснений свидетельствует о том, что их грубо склоняли к реализации сценария силового роспуска ВР. Хочется верить, что Иван Плющ, видимо, решивший использовать свой нереализованный потенциал, также не согласится потакать политике силы. А увольнение судей Конституционного Суда — откровенно незаконное решение, свидетельствующее о том, что президент решил парализовать работу КС.

Роман КУЛЬЧИНСКИЙ, замредактора отдела «Сфера влияния», Контракты

— Украинский политикум, как всегда, подчинен своей, непонятной непосвященным, логике. Вполне закономерно восстановление в должности прокурора Святослава Пискуна — Александр Медведько был для Ющенко менее удобной фигурой. Ротации в КС — затягивание принятия решений Судом и дискредитация отдельных судей (в частности, Сюзанны Станик, докладчика по делу о конституционности президентского Указа). А вот выход миллиардера Виталия Гайдука и Виталия Хорошковского, совладельца телеканала «Интер», из руководства СНБОУ вряд ли можно назвать своевременным. Излишняя склонность бизнесменов-практиков к компромиссу с коалицией не устраивала Виктора Балогу, стремительно усиливающего свое влияние.

Борис БЕСПАЛЫЙ, народный депутат, НУ

— Президент неукоснительно придерживается выбранной им линии — объявив, что его не устраивает существующее положение в стране, делает все для того, чтобы его изменить. Последние кадровые решения президента подчинены этой логике. В частности, Александр Медведько не усидел бы в кресле Генпрокурора, даже если бы не было решения суда о восстановлении в должности Святослава Пискуна, — президента явно не устраивала неготовность Генпрокуратуры следить за выполнением указов. Смена секретаря СНБОУ лишний раз показала, что реально этим органом руководит президент, а секретарь — исключительно организационно-техническая должность. Виктор Ющенко решил, что ему с Иваном Плющом работать комфортнее, чем с Виталием Гайдуком, и сделал рокировку. Хотя реальные причины назначения Плюща, безусловно, знает только глава государства.

Экономическая политика

Сергей МАТВИЕНКОВ, народный депутат, СПУ

— Целый месяц президент принимал решения в пику парламенту, занимаясь политикой и абсолютно не думая об экономике. Ющенко без разбору ветировал все принимаемые нами законы, включая те, на принятии которых сам настаивал, — Закон о ФГИУ, Закон о системе проверок, изменения в госбюджет, увеличивающие доходы госслужащих и т. д. Президент лишний раз подтвердил, что его интересует власть в чистом виде, а не развитие государства. Кстати, именно эта его черта и подстегнула коалицию собирать 300 голосов в ВР — мы не хотели, чтобы принятие важных законов зависело от настроения одного человека. Вспомните, затягивание принятия госбюджета-2007 — проблема была даже не в размере социальных выплат, а в том, что кто-то хотел продемонстрировать, кто в доме хозяин.

Андрей БЛИЗНЮК, президент Национальной ассоциации развития торговли и сервиса

— В принципе, Ющенко — либерал, он последовательно поднимал вопросы дерегуляции экономики, упрощения разрешительной системы и т. д. Беда в том, что президент не имеет достаточных полномочий, чтобы заставить выполнять свои указы. Правительство и другие ведомства игнорируют даже самые правильные инициативы президента. Ющенко сейчас не во власти, а, скорее всего, в оппозиции. Ситуация, кстати, довольно парадоксальная, ведь Виктор Ющенко не просто не мог реализовать свои инициативы, он еще и блокировал решения Кабмина и ВР. В результате в апреле-мае не был имплементирован ни один нормативный акт, решающий какую-то экономическую проблему. Хотя в Секретариате президента появилось много людей, открытых для диалога с бизнесом.

Ксения ЛЯПИНА, народный депутат, НУ

— Президент не имеет полномочий, позволяющих эффективно проводить экономические решения. Кабмин выполняет указы главы государства выборочно. Таким образом, Виктор Ющенко может повлиять на экономику только политически — через поддерживающих его депутатов, письма правительству или другие решения, которыми президент не столько дает какие-то поручения, сколько выражает свое отношение к экономической политике Кабмина. К примеру, Указ «О некоторых мерах по усовершенствованию регулирования предпринимательской деятельности» — это не поручение, а крик души, который Кабмин не хочет слышать... Отчасти поэтому президент принял решение о досрочном прекращении полномочий ВР, он просто оказался не готов идти на поводу у правительства и коалиции.

Вы здесь:
вверх