логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Корпорация фермеров Инна ЗВЯГИНЦЕВА - «Контракты» №22 Июнь 2007г.

Американская сталелитейная корпорация Nucor выбилась в лидеры рынка благодаря новым технологиям и частой смене бизнес-модели


Корпорация Nucor — крупнейший производитель стали в США — классическое воплощение американской мечты. За 30 лет, с конца 60-х до конца 90-х XX века, компания из небольшого сталепрокатного завода превратилась в глобальную корпорацию с оборотом в $10 млрд. Причем, в отличие от подавляющего большинства американских металлургических компаний, Nucor развивалась практически без поддержки государства.

Сильные стороны Nucor, которые обеспечили компании лидерство на рынке, — активное внедрение новых технологий, ориентация не на производство, а на конечного потребителя и постоянное обновление взятых на вооружение бизнес-моделей. Последнее новшество Nucor — отход от стратегии, которая принесла компании успех в 70-80-х: вместо строительства мини-металлургических заводов (основа бизнеса корпорации) группа начала активно скупать конкурентов. Сейчас Nucor все больше напоминает вертикально интегрированный холдинг, подобный тем, у которых корпорация отвоевала американский рынок 20 лет назад.

Ядерный грузовик

Прародительницей Nucor считается компания Reo Motor Car — детище американца Рэнсома Эли Олдса, который прославился, создав знаменитый олдсмобиль. Изначально Reo, основанная еще в начале прошлого века, выпускала дорогие автомобили (одна из известных моделей — Reo Flying Cloud), но после Великой депрессии переориентировалась на производство грузовиков Reo Speedwagon.

Но ни легковые автомобили, ни грузовики, ни — позднее — газонокосилки не сделали собственников компании крезами. После Второй мировой Reo чуть ли не каждый год пребывала на грани банкротства. Дела у компании наладились только после слияния с фирмой Nuclear Consultants, занимавшейся ядерными разработками, — объединенная компания получила название Nuclear Corporation of America.

Nuclear Corporation развивалась в нескольких направлениях: производство специализированного атомного оборудования, химикатов и электроники. Впрочем, компания занималась скупкой активов и в других секторах экономики. В 1962 году была куплена компания Vulcraft, производившая из металла стальную арматуру, пользовавшуюся большим спросом на строительном рынке. Vulcraft владела сталепрокатными заводами в Южной Каролине и Небраске. Она и стала прародительницей современной Nucor.

В 1965-м Nuclear Corporation в очередной раз оказалась перед перспективой банкротства. Корпорация представляла собой бизнес с годовым доходом $20 млн и размером активов $7 млн, который ежегодно приносил $400 тыс. убытков. В результате дефолта по двум займам ушел в отставку президент корпорации. Его место и по совместительству должность генерального директора занял Кеннет Айверсон — руководитель Vulcraft, единственного подразделения Nuclear Corporation, сумевшего избежать убытков.

Электросталь

Сразу после прихода на пост топ-менеджера Айверсон затеял реструктуризацию компании. За полгода все убыточные подразделения Nuclear Corporation были либо проданы, либо ликвидированы. Заодно новый руководитель избавился от потенциальных претендентов на свое кресло: количество управленских должностей в компании было сокращено с 12 до 2 (сам генеральный директор и его заместитель).

Под управлением Айверсона на протяжении трех лет корпорация увеличила совокупную выручку с $21 млн до $35 млн. Рост происходил во многом благодаря бизнесу Vulcraft, доля которой на американском рынке стальной арматуры достигала 20%. Но несмотря на увеличение доли рынка и рост финпоказателей, слабым местом компании оставалась зависимость от поставщиков сырья для производства арматуры — стальной заготовки. Доходы Vulcraft и позиции компании на рынке всецело зависели от цен на сталь, контролировать которые компания была не в состоянии. Избавиться от зависимости можно было лишь одним путем: производить сталь самостоятельно.

В те годы американская металлургия во многом напоминала нынешнюю украинскую. Бал на рынке правили крупные интегрированные компании, работавшие по традиционной для металлургии схеме: уголь — кокс — руда — чугун — сталь — прокат. Рынок США контролировали восемь производителей: U.S. Steel, Bethlehem, National, Republic, ArmСo, Jones & Laughlin, Inland, Youngstown Sheet & Tube. Благодаря вертикальной интеграции и высоким объемам выплавки стали крупные компании могли производить и продавать качественную продукцию по низким ценам. Но небольшой в то время Nuclear Corporation строительство традиционного завода было не по карману.

Впрочем, в теории существовал и другой способ изготовления стали: переплавка металлолома в электродуговых печах. Руководитель Nuclear Corp решил рискнуть, поставив на новую технологию. Компания получила заем $6 млн под залог недвижимости, деньги пошли на строительство электросталеплавильного завода и покупку оборудования — плавильных печей, машины непрерывного литья и прокатного стана. Кстати, непрерывное литье заготовок (без которого трудно представить современный металлургический завод) в то время считалось передовой и рисковой технологией, которая при грамотном внедрении позволяла значительно снизить затраты. Nucor стала пионером в применении НЛЗ — большинство крупных металлургических компаний приняло технологию на вооружение, оценив успехи корпорации Айверсона.

Конкурентным преимуществом Nuclear Corp также была дешевая рабочая сила. Металлургический завод компании был выстроен в сельской местности в Южной Каролине — Айверсон привлекал на тяжелую и небезопасную работу на заводе фермеров, поденных рабочих и даже коммивояжеров. Таким образом компания избежала проблем с всесильными профсоюзами, диктовавшими условия другим металлургическим корпорациям: работники Nucor не состояли в профсоюзе и при этом получали меньшие зарплаты, чем в среднем на рынке. С другой стороны, корпорация обеспечивала своим рабочим стабильную занятость.

Когда американская экономика вступала в период рецессии, Nucor вместо увольнений работников просто сокращала количество рабочих часов. Также Nucor одной из первых применила систему бонусов рабочим-металлургам, если им удавалось превысить запланированные показатели выплавки.

Промышленное производство стали на заводе стартовало в июне 1969 года. Однако у компании тут же возникли проблемы — неквалифицированные рабочие долго не могли освоить новые технологии, что привело к ряду производственных простоев и аварий. Поломки происходили главным образом на участке непрерывной разливки стали, где рабочие регулярно проливали горячий металл. В свою очередь аварии и простои привели к резкому снижению биржевых котировок компании — буквально до нескольких центов за акцию.

Правда, уже в 1971 году производство наконец заработало на полную мощность, а бумаги компании взлетели в цене на 140%. Рост продолжился и в следующем году — +70%. Тогда же Nuclear Corp сменила название на более оригинальное, превратившись в Nucor Corporation.

Крыша для завода

С появлением Nucor Corporation началась золотая эра мини-металлургических заводов. К середине 70-х под контролем корпорации находились две успешные и прибыльные компании — производитель строительной арматуры Vulcraft, а также Nucor Steel, изготовляющая дешевую сталь для Vulcraft. Хотя масштабы бизнеса Nucor были небольшими по сравнению с доходами гигантов стальной отрасли, компания сумела занять высокодоходную и перспективную нишу — производство арматуры. Благодаря небольшим объемам производства металла Nucor могла быстро подстраиваться под потребности клиентов — строительных компаний. А низкие цены на электроэнергию и расходы на рабочую силу существенно снижали себестоимость стали, которую производила корпорация.

Вскоре примеру Nucor последовали еще несколько американских компаний, построивших собственные электросталеплавильные заводы. За счет дешевого производства мини-заводам удалось вытеснить с рынка двух гигантов — Bethlehem и Republic.

В 1977-м Nucor нанесла еще один удар по крупным металлопроизводителям. Корпорация вдобавок к производству стальной заготовки и арматуры занялась сталепрокатным бизнесом. Прокат шел на изготовление полов и крыш. В конце 70-х Nucor вошла в ТОП-20 металлургических компаний США. Продажи корпорации достигли $430 млн, а чистая прибыль — $42 млн. В течение пяти лет Nucor втрое увеличила объемы производства, построив серию новых заводов. Ее ключевое подразделение — Vulcraft — также расширялось, открывая новые заводы: к началу 80-х компания стала крупнейшим в США производителем арматуры.

Сильная сторона Nucor — менеджмент. В компании существовали лишь четыре управленческих уровня: на вершине иерархической пирамиды находился генеральный директор, за ним следовали управляющие, руководители департаментов, наконец, прорабы. Компания постоянно экономила на административном персонале, содержала небольшой штат работников и скромный офис, но при этом не скупилась на инвестиции в новые технологии. Причем в отличие от металлургических гигантов, которые держали в штате лаборатории и проектные институты, Nucor отдавала на аутсорсинг все исследовательские и строительные проекты, сконцентрировавшись лишь на выплавке и продаже стали.

Обратная замена

С началом 80-х конкуренция на стальном рынке США существенно обострилась. В соперничество между американскими сталеварами вклинились японские. Вытеснить последних с рынка удалось только в середине 90-х, причем не за счет повышения качества и удешевления продукции, а после введения правительством США антидемпинговых пошлин и квот.

Но еще в 1986 году Кеннет Айверсон, не дожидаясь неизбежных проблем из-за обострившегося соперничества на рынке, решил изменить традиционную бизнес-модель мини-металлопроизводителя. Перед Nucor стояла задача: выйти на рынок самого дорогого продукта — листовой стали, используемой в производстве автомобилей и судов.

Работа в этом сегменте, несмотря на высокую доходность, требовала значительных инвестиций в технологию производства — ни один из существовавших электросталеплавильных заводов в то время не мог выплавлять сталь нужного качества. Начальные вложения в производство листового проката составляли более $250 млн.

В то время активы Nucor оценивались рынком примерно в два раза дороже, а годовой доход корпорации насчитывал $755 млн. Тем не менее Айверсон снова решил рискнуть — в середине 1989 года компания приступила к выпуску стального листа на новом заводе. Уже к 1990 году завод, располагавшийся в Крауфордсвилле (штат Индиана) заработал на полную мощность, изготовляя стальной лист в четыре раза быстрее конкурентов. При этом стоимость продукции была дешевле, чем у конкурентов, на $45 за тонну.

Компания продолжала придерживаться стратегии агрессивного роста: в сентябре 1992-го Nucor открыла второй аналогичный завод. Но вскоре последовали неожиданные трудности: на рынке возник дефицит металлолома — единственного сырья, которое Nucor использовала для выплавки стали. С 1992 по 1993 год цена на металлолом подскочила на 55%. Руководству Nucor вновь пришлось пойти на смену бизнес-модели — компания занялась поисками альтернативы металлолому.

Nucor соорудила экспериментальный завод в Тринидаде и Тобаго, который обошелся в $65 млн. Предполагалось, что завод будет обрабатывать дешевую железную руду из Бразилии, преобразовывая ее в карбид железа — сырье, альтернативное лому. Но быстрый запуск завода на полную мощность привел к частым механическим поломкам и простаиванию. В конечном счете проект обошелся на 30% дороже запланированной стоимости, а акции Nucor упали на 30% вследствие новостей о проблемах в Тринидаде.

Одновременно росла конкуренция в мини-металлургическом бизнесе: производители не только повышали объемы выпуска, но и совершенствовали технологии. Более того, экономика США после взлета начала 90-х замедлялась, сократились заказы на листовую сталь. Nucor вынуждена была снизить цены на сталь, из-за чего акции корпорации еще больше подешевели.

Выводить Nucor из пике акционеры поручили Джону Корренти, который в январе 1996 года сменил Айверсона на посту главы корпорации. Новый директор решил бороться с падением рентабельности и стоимости акций путем экспансии. Nucor продолжала строить новые заводы и первой из американских стальных корпораций заявила о планах выхода на международные рынки — Индию, Китай и Бразилию. Именно в этих странах прогнозировался рост потребления металла. К 2000 году Nucor стала лидером по производству стали в США. Чистая прибыль компании за год ставила рекордные $310,9 млн — и это при том что множество мини-заводов (конкурентов компании) не выдержали финансового кризиса конца 90-х и обанкротились. В том же году Nucor создала совместное предприятие с австралийским рудным концерном BHP.

На прибыль компании не повлиял даже корпоративный конфликт конца 90-х. Джон Корренти и Кеннет Айверсон, занимавший пост председателя совета директоров, разошлись во взглядах на развитие с группой директоров, во главе которой стоял президент Nucor Дэвид Айкок. В результате конфликта Айверсон и Корренти покинули компанию, а Айкок занял должность СЕО и председателя совета директоров Nucor.

В 2001 году Nucor начала применять инновации в литье стали. На заводе в Индиане внедрили новую технологию производства, при использовании которой стальной лист выходил более тонким и с меньшим количеством дефектов, чем при традиционном слябовом литье.

Спустя год, в феврале 2002-го, новый президент и генеральный директор Nucor Дэниел ДиМикко предложил акционерам купить вертикально интегрированную металлургическую корпорацию Birmingham Steel, располагавшую четырьмя традиционными заводами. Стороны сторговались на $615 млн. Во главе поглощаемой компании стоял... Корренти, попавший в Birmingham после увольнения из Nucor.

В начале нынешнего года Nucor объявила об очередном масштабном поглощении — компания приобрела 96% канадской металлургической корпорации Harris Steel за $1 млрд. Теперь Nucor занята внедрением энергосберегающих технологий и поиском газодобывающей компании — кандидата на поглощение: главная проблема американской группы — не конкуренты, а удорожание энергоносителей.


Профиль компании

Nucor

Штаб-квартира: Шарлотт (Северная Каролина, США)

Генеральный директор (СЕО) — Дэниел ДиМикко

Ключевые направления бизнеса: производство стальных балок, листового проката

Объем выплавки стали в 2006 г.: 22,382 млн тонн

Рыночная капитализация: $19,86 млрд*

P/E: 11,49**

477 место в рейтинге крупнейших компаний мира по рыночной капитализации The Financial Times-2006 (в 2005 году в рейтинг не вошла)

Ключевые фигуры:

Дэниел ДиМикко, генеральный директор;

Терри Лисенбай, финансовый директор, главный казначей и исполнительный вице-президент;

Стивен Лэкстон, старший менеджер по развитию бизнеса и стратегическому планированию;

Норман Маэро, старший менеджер по строительству;

Брэдфорд Тру, старший менеджер по металлургическим стратегиям;

Ричард Уэчслер, старший менеджер по развитию международного бизнеса

Динамика торгов акций на
Нью-Йоркской фондовой бирже

* На 17 мая 2007 года
** Отношение рыночной капитализации
к чистой прибыли на 17 мая 2007 года

Финансовые показатели

По данным Nucor,
finance.yahoo.com, The Financial Times

Основные конкуренты:

ArcelorMittal (Индия-Люксембург), U.S. Steel Corporation (США), POSCO (Южная Корея), Nippon Steel (Япония)


Карьера корпорации: Nucor

1905 г. — Ренс Эли Олдс основал автомобильную компанию R.E. Olds Company

1938 г. — банкротство и реструктуризация Reo; компания перепрофилировалась на выпуск грузовиков

1955 г. — Reo покупает компанию Nuclear Consultants, Inc. и создает Nuclear Corporation

1962 г. — Nuclear Corp покупает компанию Vulcraft, Кеннет Айверсон становится генеральным управляющим

1968 г. — Nuclear Corp строит первый мини-металлургический завод (Дарлингтон, штат Южная Каролина)

1977 г. — Nucor начинает сталепрокатный бизнес

1986 г. — смена бизнес-модели: компания начинает самостоятельно выпускать листовую сталь

1996 г. — генеральным директором назначен Джон Корренти

1999 г. — вследствие корпоративного конфликта меняется генеральный директор. Новый — Дэвид Айкок

2000 г. — генеральным директором назначен Дэниел ДиМикко

2000 г. — чистая прибыль компании выросла до рекордных $310,9 млн

2000 г. — создано совместное предприятие Nucor и добывающей компании BHP (ныне — BHP Billiton)

2002 г. — Nucor покупает Birmingham Steel Corporation за $615 млн

2005 г. — годовая прибыль увеличилась до $1,31 млрд

Вы здесь:
вверх