логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Бомбей-виски Аля КУХАРЧУК - «Контракты» №22 Июнь 2007г.

Индийская ФПГ за $1,2 млрд купила четвертого по величине производителя шотландского виски


«До сих пор единственным отсутствующим звеном в нашем портфолио было шотландское виски, — заявил сразу после заключения сделки владелец United Spirits Виджай Маллия (на фото). — Учитывая бурный рост цен на этот продукт, мы должны были обзавестись таким производством». Действительно, индийская компания теперь производит все популярные виды крепкого алкоголя — от бренди, рома и виски до водки. Правда, в портфеле индийцев до сделки были преимущественно бренды второго эшелона, в основном котирующиеся в странах третьего мира. Покупка за $1,2 млрд Whyte & Mackay дает United Spirits, входящей в индийский холдинг UB Group, шанс закрепиться на мировом рынке.

Ежегодно в мире потребляется 2 млрд дал крепкого алкоголя — примерно на $270 млрд. Земляне предпочитают водку, выпивая около 400 млн дал в год. Виски на втором месте по популярности — 200 млн дал (коньяк и бренди — чуть более 100 млн дал). Но если на водку за год в мировом масштабе тратится $45 млрд, то на виски — $60-65 млрд (в розничных ценах). Причем виски — самый перспективный алкогольный напиток с точки зрения доходности бизнеса. В первую очередь из-за постоянно растущего спроса на дорогие сорта в развивающихся странах и странах третьего мира.

По данным исследования Scotch Whisky Notebook, только с августа прошлого года средние цены на виски в Индии, Китае и других развивающихся странах выросли на 83-120%, вплотную приблизившись к общемировым — $30 за литр. Учитывая, что в 2007-м в этих странах прогнозируется минимум 10% рост потребления данного напитка, а производственные мощности заводов Соединенного Королевства не безграничны, за год рост цен может окупить приобретение индийцев. Виджай Маллия заявил, что комбинация прибылей United Spirits и Whyte & Mackay позволит вернуть инвестиции за 12 месяцев.

В United Spirits рассчитывают наращивать продажи Whyte & Mackay на освоенных рынках: в Индии, Китае, возможно, России. То есть формально сделка не затрагивает интересов украинских водочников. Но это только формально. Во-первых, и Союз-Виктан, и Nemiroff всерьез рассматривают Индию и Китай (не говоря уж о России) в качестве перспективных рынков сбыта. Во-вторых, Whyte & Mackay производит более 8 млн дал виски, продающегося преимущественно в Европе, Великобритании и США, к которым украинские водочники присматриваются уже более пяти лет.

РОСТ ЦЕН НА ВИСКИ
в развивающихся странах с августа 2006-го

МИРОВЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ
шотланского виски, млн дал в год

Отечественным производителям даже с учетом транспортировки через полмира выгоднее продавать 0,5 л водки в США за $10-20, чем в Украине или России за $3-5. Но успешный выход на западные рынки с одной только водкой практически невозможен. Дело в том, что в этих странах крепкий алкоголь продается преимущественно в сегменте HoReCa. А крупным оптовикам, обслуживающим бары, пабы и рестораны, невыгоден поставщик, представляющий только один вид продукции. Именно поэтому в октябре 2006 года начальник отдела маркетинга на внешних рынках компании «Союз-Виктан» Ярослав Бондаренко заявил Контрактам, что в портфеле компании, возможно, появятся известные марки коньяка или виски.

Наконец, индусы рано или поздно начнут продвигать Whyte & Mackay в Украине и в России. Потребление водки у нас не превышает 35 млн дал и постепенно падает. Украинцы все чаще водке предпочитают другие крепкие напитки — виски, коньяк — или переходят на вино и пиво. За восемь лет (с 1998-го по 2006-й) число любителей беленькой в Украине уменьшилось на 10%. В России, где украинским водочникам принадлежит 5-7% рынка, тоже растет интерес к дорогому импортному алкоголю.

Так что нашим производителям волей-неволей придется пересмотреть планы по расширению ассортимента несколько раньше, чем планировалось.


Кто купил

United Spirits Ltd (бывшая Mcdowell & Company Limited & Herbertsons Limited) входит в один из самых крупных индийских холдингов UB Group. Основной владелец и президент группы Dr. Vijay Mallya.

Ежегодный доход группы до налогообложения превышает $2 млрд. United Spirits Ltd занимается пивоварением, производством крепкого алкоголя, недвижимостью, инжинирингом, производит удобрения. Ее бизнес-интересы также распространяются на биотехнологии, IT-индустрию, авиацию.

United Spirits — самый крупный производитель алкогольных напитков в Индии (пиво и крепкий алкоголь: виски, бренди, ром). В 2006-2007 финансовом году United Spirits Ltd (USL) продала более 59,4 млн дал напитков. С приобретением Whyte & Mackay USL рассчитывает увеличить продажи алкоголя до 67,5 млн дал в год.

По объемам продаж компания занимает третье место в мире среди продавцов крепкого алкоголя. Наиболее популярные бренды виски — Bagpiper Whisky (9 млн дал в год) и McDowell’s No. 1 Whisky (более 5,5 млн дал в год). Последний — наиболее перспективный бренд. По объемам выпуска McDowell’s No. 1 Whisky занимает восьмое место среди всех существующих виски.


Что купили

Whyte & Mackay — четвертый в мире производитель шотландского виски. За последние 12 месяцев компания продала 8,1 млн дал напитка. Ей принадлежит четыре завода по производству виски на территории Шотландии и Соединенного Королевства, суммарная стоимость которых оценивается в $771 млн. Ежегодная выручка — около $330 млн.

Имеет сильные позиции в большинстве стран Западной Европы, Великобритании, США.

Бренды компании:

смешанные виски: Whyte & Mackay, Mackinlays, Claymore, John Barr;

солодовые: Isle of Jura, Dalmore, Fettercairn, Tamnavulin.

Вы здесь:
вверх