логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Ближе к телу Елена ШКАРПОВА - «Контракты» №22 Июнь 2007г.

Почему публичные компании щедрее частных


Хотите продать бизнес подороже? Любой консультант посоветует: ищите покупателя среди публичных компаний. Мало того, что частные собственники, как правило, менее щедры, чем публичные компании, так еще и любят подолгу торговаться. Не все так просто, утверждают Рене Штульц из Фишеровского бизнес-колледжа при Университете Огайо и Леонс Баржерон, Фредерик Шлингеманн и Чад Цуттер из бизнес-школы Катц при Питтсбургском университете*.

Экономисты проанализировали 1292 сделки на американском рынке M&A, которые были проведены с 1990 по 2005 год. В 407 сделках покупателями выступали частные компании, в 885 — публичные инвесторы. Расчеты американцев как будто подтверждают правоту консультантов — публичные компании в среднем платят на 43% больше, чем частные, и на 55% больше, чем фонды прямых инвестиций. В целом при продаже бизнеса публичной компании можно выручить 31,74% премии (к справедливой стоимости бизнеса), тогда как частные собственники заплатят сверху не больше 22,2%.

Однако публичность здесь ни при чем. «Найденная нами разница в премиях зависит не столько от структуры акционерного капитала покупателя, сколько от того, являются ли менеджеры такой компании ее собственниками», — пишут Баржерон и др. Если менеджер и собственник представлен в одном лице, на высокие премии при продаже рассчитывать не стоит, независимо — публичная компания или частная. Да, в публичных фирмах наемных менеджеров намного больше, чем в частных компаниях. «Но публичная компания, если ею руководят собственники, не заплатит за ваш бизнес больше, чем частный инвестор», — утверждают исследователи.

Как правило, в любой компании идея покупки или слияния с конкурентом принадлежит топ-менеджерам, которые затем выносят свои предложения на суд акционеров. В публичных компаниях менеджеры заинтересованы в дорогих покупках, поскольку за проведенную работу получают комиссию или премию в процентах от сделки. Кроме того, менеджеры публичного бизнеса зачастую советуют собственнику покупать убыточные компании или непрофильные активы.

Цель таких махинаций — показать кипучую деятельность перед акционерами. Собственники (особенно, если их много) часто не в курсе дел собственной компании, поэтому дают добро на подобные M&A. Иными словами, фактически решение о покупке принимают менеджеры, а собственники лишь заверяют сделки своими подписями. Результат налицо: согласно знаменитому отчету консалтинговой компании McKinsey, 70% сделок M&A оказываются провальными.

Правда, такой подход вовсе не означает, что частные компании более успешны в M&A. Нередко бережливые собственники-менеджеры попросту покупают худших (и, соответственно, самых дешевых) представителей отрасли.

*Why Do Private Acquirers Pay So Little Compared To Public Acquirers? Leonce Bargeron, Frederik Schlingemann, Rene M. Stulz, Chad Zutter. NBER Working Paper 13061, April 2007


Ювелир оказался человеком сговорчивым, и после какого-нибудь часа шума, криков и споров ожерелье перешло к Ходже Насреддину за тридцать таньга.

Леонид Соловьев, «Повесть о Ходже Насреддине»

Вы здесь:
вверх