логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Братья Люмьеров Ксения ПОРТНАЯ - «Контракты» №22 Июнь 2007г.

Если на кассетах и DVD дистрибьютор может гарантированно заработать $20 тыс., то на широкоэкранном прокате — до $200 тыс. за фильм. Или остаться в убытках


Коллаж Константина ПАЛАМАРЧУКА
В декабре 2005 года руководство одного из крупнейших российских кинодистрибьюторов «Централ Партнершип» предложило Игорю Игнатьеву возглавить киевский офис компании. Тот, недолго думая, согласился. Более семи лет он занимался продажей видеокассет и дисков: с 1997 года — в одесской компании «Видеосоюз», с 2000-го — в киевском ИнтерФильме — и уже подумывал о смене сферы деятельности.

«Тогда широкий прокат показался мне интересней, чем торговля видеокассетами и DVD, — вспоминает Игнатьев. — Кинотеатральный рынок публичнее: больше презентаций и тусовок, он больше завязан на кинопроизводстве. В то же время видеорынок закрыт в рамках своего «цеха» — здесь даже продвижение фильмов часто ограничивается представлением товара в рознице».

Осваивать широкий формат Игнатьеву пришлось с нуля: «Я приехал в Москву вместе со своим коллегой Андреем Штельманом, который возглавил одесский филиал. Московские партнеры провели для нас однодневный тренинг. И мы сразу же начали самостоятельно создавать базу кинотеатров, знакомиться с их директорами».

На подготовительный этап у новичков-кинопрокатчиков ушло два месяца. Уже в марте украинский филиал ЦПШ запустил «Бой с тенью» российского режиссера Алексея Сидорова. Получилось. Кинокартина собрала в Украине более $1 млн и вошла в пятерку самых кассовых фильмов 2005 года.

Маловато будет

Новый бизнес был интереснее, но и сложнее. Главной проблемой для Видеосоюза и ИнтерФильма были пираты. В кинопрокатной сфере Игнатьеву и Штельману выяснять отношения пришлось с кинотеатрами. «Проблема, с которой дистрибьюторы сталкиваются во всем мире, даже в США, — утаивание кинотеатрами части кассовых сборов, — рассказывает Игорь. — Они занижают количество зрителей, сеансов. Даже количество залов, в которых идет фильм. Технические возможности позволяют одну копию фильма показывать в нескольких залах, но при этом отчитываться по одному».

По его словам, кинопрокатчики манипулируют цифрами постоянно, особенно если дело касается блокбастеров. Махинации выявляются при проверках, без которых сегодня не обходится ни один дистрибьютор. Ревизии — официальные и скрытые — сегодня в обязательном порядке оговариваются в договоре с каждым кинотеатром.

«Согласно договору, человеку, уполномоченному дистрибьютором, администрация кинотеатра должна предоставить всю необходимую информацию: ревизора должны проводить в зал, в котором демонстрируется фильм «его» компании, пересчитать людей, предоставить информацию о кассовых сборах за день», — раскрывает секреты кинокухни Игнатьев.

Но проконтролировать все физически невозможно. В итоге кинотеатры, не платящие ни за изготовление копий фильма, ни за права на показ, ни за рекламу, иногда ухитряются утаивать треть выручки. При этом оставляя себе половину суммы кассовых сборов с «официальных» сеансов, тогда как прокатчикам достаются крохи. После всевозможных затрат на продвижение картины, расходов на покупку фильма (или роялти с показа), платы за изготовление копий дистрибьютор получит в лучшем случае 5-10% от кассовых сборов.

Нередко поставщики фильмов вообще остаются в минусе — чаще те, которые не связаны эксклюзивными договорными отношениями с ведущими голливудскими кинокомпаниями. Если мейджоры (крупнейшие правообладатели: Warner Brothers, XX Centure Fox, Miramax, Columbia Pictures и т. д.) обычно ограничиваются процентом от сбора, то кинокомпании поменьше иногда требуют от украинских дистрибьюторов больше, чем фильм собрал в Украине.

«Такое случается, если в контракте была предусмотрена так называемая минимальная гарантия за фильм», — объясняет Игнатьев. В этом случае в договоре с дистрибьютором правообладатель предусматривает минимальную сумму, которую он получает за предоставления прав на прокат его фильма. Если после вычетов доли кинотеатров и расходов дистрибьютора у него остается меньше оговоренной суммы — приходится доплачивать из своего кармана. В итоге большинство прокатчиков балансируют между убытками и всего лишь несколькими процентами прибыли.

Дистрибьютору очень сложно заработать больше 10% от собранных фильмом. Выйти на такую рентабельность возможно, если правообладатель, к примеру, соглашается на совместные рекламные затраты и берет на себя часть расходов на изготовление копий. Или когда фильм собирает в Украине более $1 млн. Но таких лент пока единицы. В прошлом году планку в $1 млн преодолели только 8 фильмов (из 170 показанных лент, общие сборы которых составили всего $45,5 млн). Для сравнения: в соседней России картин-миллионников было более 60, а общие кассовые сборы превысили $500 млн.

Впрочем, сборы растут и у нас — в позапрошлом году «миллионников» было только пять, в этом ожидается не менее десяти. При этом верхний порог украинских сборов за последний год увеличился с $2 млн по итогам 2005 года («9 рота», Гемини) до $3 млн в 2006-м («Пираты Карибского моря-2» от B&H).

Где смотрят
Конфликт интересов

Игорь Игнатьев уверен, что рост сборов украинского кинопроката сдерживается в основном нехваткой кинотеатров: «Еще лет пять-семь назад кинотеатры выстраивались в очередь за фильмами. Пять копий, на которых выходила каждая из десяти-двадцати лент, выпущенных в прокат за год, гуляли по стране месяцами. Сначала работал один город, потом — другой. В результате картина собирала неплохие деньги. Сегодня предложение дистрибьюторов превышает возможности наших кинотеатров. Средний срок проката ленты сейчас меньше, чем должен быть в идеале. Как следствие — неполное использование потенциала картины и снижение экономического эффекта».

Фильм может принести ощутимую прибыль только при условии, что на первом экране, т. е. в наиболее популярных кинотеатрах, где новинку показывают в первую очередь, его показывают не менее двух недель. «Это минимально необходимый срок», — считает Игнатьев. Блокбастеры должны крутиться и того больше — три-четыре недели. Но сейчас кинотеатрам предлагают примерно по шесть новых фильмов каждую неделю — крутить премьеру дольше десяти дней могут позволить себе только многозальники. А таковых в Украине меньшинство — из 145 только около 50.

Договориться о продлении срока проката практически невозможно. Кинотеатры утверждают, что со стороны дистрибьюторов на кинотеатры оказывается и так слишком сильное давление. «Они (дистрибьюторы. — Прим. Контрактов) диктуют какие фильмы, сколько и когда показывать, — возмущается директор донецкого кинотеатра имени Тараса Шевченко Анатолий Тесля. — Вторые Пираты Карибского моря шли у нас 1,5 месяца. В результате многие ленты просто не попали на экран. А когда мы перенесли сеансы картины «Параграф 78» на менее ходовое время, поскольку та не пользовалась успехом у зрителей, Синергия оштрафовала нас. За каждый перенесенный сеанс пришлось заплатить по 2 тысячи гривен».

По словам Игнатьева, подобные отношения — неотъемлемая часть современного кинопрокатного бизнеса в Украине. «Кинотеатр старается максимально расширить ассортимент фильмов и часто менять репертуар. Но дистрибьютор понимает, что если он даст копию только на два сеанса, не отобьет даже ее стоимость, не говоря уже о правах на фильм, рекламе и прочих расходах. Возникает конфликт интересов. Иногда он решается мирно, иногда — доходит до судов и штрафов», — признается Игорь Игнатьев.

Россияне успокаивают: «Это пройдет». Россия этот этап уже пережила. «В начале 90-х российские кинотеатры могли позволить себе продавать билеты на «Титаник» за $20. В 2000-х гегемония кинотеатров переросла в гегемонию дистрибьюторов — количество кинотеатров увеличилось, у дистрибьюторов появился выбор, условия диктовали они. Сегодня условия диктует зритель. Он стал другим — киноманы хотят и могут выбирать. Появилась альтернатива качественного просмотра фильмов в домашних условиях на DVD. Поэтому кинотеатры и дистрибьюторы теперь работают сообща», — характеризует российский кинорынок гендиректор студии «Невафильм» Олег Березин.

Киномонополия

Украинский рынок кинопроката монополизируется. По данным компании «КиноСвит», более 70% кинопрокатных денег (свыше $32 млн) собирают фильмы трех дистрибьюторов: B&H, Гемини и Синергия/Киномания. 30% делят между собой четыре компании: Каскад-Украина, Аврора Фильм, JRC и Люксор.

Правда, по данным «КиноСвит», общие сборы первой тройки за прошедший год снизились на 4,5% — с 75,5% до 71%. «Происходит постепенное увеличение в общих сборах доли независимых фильмов (не принадлежащих мейджорам. — Прим. Контрактов)», — объясняет тенденцию директор компании Сергей Стронов.

Однако, по мнению экспертов, процесс укрупнения не закончен. «Доля рынка кинопрокатной компании зависит от пакета фильмов в текущем году, — объясняет Олесь Маляревич из компании «Киномедиа Эдвертайзинг». — Кинотеатров немного, и дистрибьюторы борются уже не только за лучшие даты старта проката, но и за отдельные сеансы в больших залах. Ведь даже самый хороший фильм, плохо поставленный в кинотеатрах, не соберет той суммы, которую может осилить потенциально. B&H, Синергия/Киномания и Гемини имеют в пакете фильмы, претендующие на большую зрительскую аудиторию. За счет этих фильмов им удается диктовать условия кинотеатрам — выделять сеансы и под другие, более слабые свои фильмы».

Кинопакеты лидеры проката регулярно улучшают. Фильмы Columbia Pictures с этого года представляет уже не Каскад (по итогам 2006 года собрала 13% общеукраинских сборов), а лидер рынка — B&H. Основной пакет фильмов украинской ЦПШ в прошлом году отошел к Синергии (в 2005-м на украинский офис Централ Партнершип пришлось 9,5% общих сборов).

«Синергия/Киномания — мощный дистрибьютор, который способен получить хорошие условия по прокату фильмов ЦПШ в украинских кинотеатрах», — объясняет Олесь Маляревич. Кстати, основной причиной закрытия украинского офиса ЦПШ он называет отказ кинотеатров предоставлять компании сеансы в хорошее время из-за ухудшения его прокатного репертуара: «ЦПШ выходил на украинский рынок с громким российским блокбастером «Бой с тенью». Но после него последовала череда неудачных проектов, и кинотеатры отвернулись от компании».

Игнатьев о причинах закрытия украинского офиса, в котором он проработал почти год, не распространяется: «Я могу о них только догадываться, поскольку к тому времени уже работал в Люксоре». Но важность репертуара в борьбе за кинопрокатный рынок не отрицает. Именно из-за слабого пакета фильмов за первый год работы Люксор под его руководством занял только 1% рынка. Для сравнения: ЦПШ за год удалось собрать почти 10% общенациональных сборов Украины.

«Небольшим дистрибьюторам сложно размещать свои фильмы. Отсюда небольшие сборы и маленькая доля рынка», — добавляет Маляревич.

Сыграло на руку крупным игрокам и законодательное требование дубляжа или субтитрирования большинства копий украинским языком с 2006 года. «Дубляж одного фильма обходится минимум в $15 тыс. Если русскоязычные копии можно заказывать на паях с российскими дистрибьюторами, минимизируя затраты, то украинский дубляж полностью оплачивают наши кинокомпании», — делится опытом Игорь Игнатьев. Субтитры стоят намного дешевле — $400-800 за копию.

Но партия, например, из 50 копий фильма обойдется как минимум в $20 тыс. К тому же в Украине еще не сформировалась культура просмотра фильмов на языке оригинала с субтитрами, констатирует Игнатьев: «Субтитрированные копии иностранных фильмов в Украине собирают копейки». Субтитрами пользуются разве что представители некоммерческого кино, которые выпускают фильмы одной-двумя копиями.

Однако трудности перевода практически не ощущают кинокомпании, имеющие прямые контракты с мейджорами — масштаба B&H. Для них копии готовит голливудский партнер. «После введения обязательных дубляжа и субтитров B&H увеличила свою долю в кассовых сборах с 30% до 45%, — отмечает Татьяна Смирнова, исполнительный директор компании «Кинофорум Украины». — Рынок монополизируется, как мы и предполагали».

Летом кинодистрибьюторам удалось добиться послабления — число украинизированных копий снизили с 70% до 50% от общего количества, а в некоммерческом кино разрешили использовать русские субтитры. Успех французского фильма «Париж, любовь моя» связывают в том числе и с его субтитрованием на русском языке: «Париж» имел аншлаг. Через неделю после премьеры я забронировал билеты на дневной сеанс. Когда пришел их забирать, 40 человек ждали, когда кто-то снимет бронь».

В начале 2007-го Игорь Игнатьев покинул Люксор и вернулся в продвижение домашнего видео. И хотя свое возвращение на видеорынок он объясняет не столько сложностями работы в кинопрокате, сколько лучшими условиями, которые предложили на новом месте, причин для возвращения в широкий кинопрокат он пока не видит. «Всякое может произойти, но пока работать в кинопрокате не планирую, — говорит новый руководитель компании «Медиа Маркет». — В кинопрокате важно в первую очередь уметь продавать и уговаривать. В домашнем видео — организовывать работу всей компании. Так что здесь у меня больше возможностей для карьерного и профессионального роста». n

Контракты благодарят за помощь в подготовке темы по кинобизнесу компанию «Кинофорум Украины» — организатора IV Международного «Кинофорума Украина-2007», проходившего 25-27 апреля 2007 года в Киеве

КТО ЕСТЬ КТО в украинском кинопрокате
Дистрибьютор
Кинокомпании-партнеры
Самые кассовые фильмы 2006 года
Количество фильмов
Валовый сбор, млн грн
Доля валового сбора, %
B&H Buena Vista International и United International Pictures Пираты Карибского моря-2
Хроники Нарнии
Миссия невыполнима-3
25 60,7 26
Гемини XX Century Fox Дневной дозор
Ледниковый период-2
Дьявол носит Прада
32 58,8 26
Синергия/Киномания Cinema Miramax, Warner Brothers и New Line Гарри Потер и кубок огня
Парфюмер
Посейдон
46 44,3 19
Каскад-Украина Columbia Pictures Код да Винчи
Казино Рояль
Сезон охоты
16 29,3 13
Аврора Фильм (в прошлом IntWestDistrib) Независимый дистрибьютор Бумер
Сволочи
Основной инстинкт-2
22 24,4 11
JRC Независимый дистрибьютор Иллюзионист
Другой мир-2
Сделка с дьяволом
21 11,2 5
Люксор Независимый дистрибьютор Столкновение
Спуск
Свидетель на свадьбе
10 1,4 1
Данные компании «КиноСвит»

Рынок двигает объем

В конце года в Киеве откроется первый 3D-кинотеатр канадской прокатной компании IMAX. От обычных кинотеатров кинозалы IMAX отличаются стереоизображением (эффект достигается при помощи специальных очков для зрителей и двух проекторов) и гигантским экраном, высота которого 17 метров. До конца 2008 года второй украинский кинотеатр IMAX должен появиться в Харькове или Одессе. В ближайшие семь лет канадцы намерены построить в стране еще 6-7 кинозалов.

По словам управляющего партнера компании IMAX Рича Гэлфонда, во всем мире 3D-залы располагаются либо в ТРК, либо в мультиплексах. Андрей Шпиг, директор украинского партнера канадцев — кинокомпании «Триумф», подтвердил, что все кинотеатры планируется открыть в торгово-развлекательных центрах — это повышает экономическую эффективность кинозала. Что, кстати, подтверждает статистика компании «КиноСвит», по данным которой к концу 2007 года число кинотеатров, расположенных в украинских ТРЦ, достигнет 22 — более 14% всех кинотеатров (в 2005 году их доля не превышала 6%).

Первый украинский кинозал IMAX на 340 зрителей с экраном 18 х 24 м будет расположен по соседству с 12-зальным «Мультиплексом» в развлекательном центре «Блокбастер», который откроют в конце 2007 года на Петровке. Конкуренции канадцы не боятся — по словам Шпига, стоимость билетов по сравнению с обычными кинотеатрами будет выше на 30% — в среднем 35-40 грн. По расчетам кинопрокатчиков, это позволит новому кинотеатру уже в первый год работы собрать 300 тыс. человек.

Затраты на создание кинотеатра IMAX в среднем обычно выше $3 млн, не считая стоимости земли, и в зависимости от рынка операторы рассчитывают окупить свои инвестиции в течение трех лет.

Ежегодно компания планирует показывать только 10-12 фильмов — срок проката в 3D-кинотеатрах, как правило, превышает «обычные» и может достигать трех месяцев — против двух-трех недель проката в традиционном кинотеатре. В результате 3D-залы собирают внушительные суммы. Например, в России в 2005 году на их долю пришлось 40% всех сборов «Полярного экспресса». Оборот 3D-индустрии в 2006 году составил $94 млн. Эту сумму собрали более 300 кинотеатров в 32 странах мира.


ТОП-5 украинского кинопроката в 2005 году
  • 9 рота Дистрибьютор Гемини Кассовые сборы $1,99 млн
  • Война миров Дистрибьютор B&H Кассовые сборы $1,6 млн
  • Мистер и миссис Смит Дистрибьютор Централ Партнершип Кассовые сборы $1,38 млн
  • Звездные войны: Месть Ситхов Дистрибьютор Гемини Кассовые сборы $1,04 млн
  • Бой с тенью Дистрибьютор Централ Партнершип Кассовые сборы $1,01 млн

По данным журнала «Кинобизнес»

ТОП-5 украинского кинопроката в 2006 году

  • Пираты Карибского моря-2 Дистрибьютор B&H Кассовые сборы $3,14 млн
  • Дневной дозор Дистрибьютор Гемини Кассовые сборы $2,18 млн
  • Код да Винчи Дистрибьютор Каскад-Украина Кассовые сборы $2,16 млн
  • Ледниковый период-2 Дистрибьютор Гемини Кассовые сборы $1,97 млн
  • Гарри Поттер и кубок огня Дистрибьютор Киномания Кассовые сборы $1,32 млн

Данные компании «КиноСвит»

ТОП-5 российского кинопроката в 2006 году

  • Дневной дозор Кассовые сборы $32 млн
  • Пираты Карибского моря-2 Кассовые сборы $27,5 млн
  • Волкодав Кассовые сборы $20 млн
  • Ледниковый период-2 Кассовые сборы $19,2 млн
  • Жара Кассовые сборы $15,6 млн

Данные портала Kinopoisk.ru

ТОП-5 мирового кинопроката в 2006 году

  • Пираты Карибского моря-2 Кассовые сборы $642,3 млн
  • Код да Винчи Кассовые сборы $540,7 млн
  • Ледниковый период-2 Кассовые сборы $456,2 млн
  • Казино Рояль Кассовые сборы $426,8 млн
  • Ночь в музее Кассовые сборы $321,2 млн

Данные портала Kinopoisk.ru

Вы здесь:
вверх