логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Без подписи Сергей ДЕМЕНТЬЕВ - «Контракты» №30 Июль 2007г.

Президент требует от Кабинета министров новый законопроект о государственных закупках в Украине, будучи не готовым его подписывать


В канун выборов президент Виктор Ющенко сконцентрировался на кадровых ротациях в областных и районных администрациях. Не имея конституционного права назначать губернаторов без соответствующих представлений премьера, Виктор Ющенко назначал «временно исполняющих обязанности председателей облгосадминистраций».

Таковыми стали Алексей Гаркуша в Николаевской области (вместо Александра Садикова, назначенного на должность зампреда Секретаря СНБОУ) и Владимир Хоменко в Черниговской области (вместо Николая Лаврика). Расчет Секретариата понятен: и Гаркуша, и Хоменко имеют опыт работы в непростой политической ситуации (первый в ходе выборов в ВР в 2002-м возглавлял налоговую администрацию Киевской области, второй был губернатором Николаевской области), а значит, могут эффективно отработать на предстоящих выборах.

«Обладминистрациям сейчас нужны жесткие руководители», — заявил зампред Секретариата Виктор Бондарь, попросив не объяснять кадровые ротации политическими мотивами. Не будем. Отметим лишь, что уволенные губернаторы Садиков и Лаврик в процессе работы успели наладить конструктивное сотрудничество с облсоветами, большинство в которых имеет Партия регионов.

Среди экономических наработок президентского Секретариата — отмена продажи Лугансктепловоза по явно заниженной цене (около 300 млн грн) и обсуждение на СНБОУ проблем в сфере госзакупок. В Кабмине указ президента, предписывающий навести порядок в госзакупках, восприняли раздраженно. Особенно ту его часть, в которой Ющенко, ссылаясь на решение СНБОУ, обязывает правительство разработать новый законопроект о госзакупках.

Строго говоря, эту инициативу президента можно считать ноу-хау законотворческой кухни хотя бы потому, что сам глава государства вправе не только подавать законопроекты в ВР, но и настаивать на том, чтобы они были рассмотрены как безотлагательные. Подпишет ли президент новый закон о госзакупках в случае его принятия? Вопрос риторический, если учесть, что гаранту выгодно, чтобы парламент считали несуществующим. Хотя, с формальной точки зрения, роспуск законодательного органа совсем не означает его ликвидацию. Так или иначе, ВР существует до тех пор, пока не будет избрана новая.

Следующая «своевременная» идея — создание двухпалатного парламента. Ее чиновники Секретариата задумали воплотить в новой Конституции. Заметим, что, если бы президент решил сделать наше государство федеративным, тогда верхняя палата ВР была бы действительно необходима. Однако, насколько известно, о федерализме в Секретариате говорить не хотят, а значит, раздвоение парламента функционально бессмысленно. Иначе действовал Леонид Кучма, затеявший создание второй парламентской палаты с одной только целью — извести первую.

Безусловное достижение Секретариата — создание мегаблока демократических сил НУ—НС во главе с экс-министром внутренних дел Юрием Луценко. Важно, что избирательный штаб НУ—НС возглавил сам Виктор Балога, неготовый увольняться с поста главы Секретариата, а это питает почву для подозрений в подготовке оранжевых к использованию админресурса. Причем эту тему в НУ—НС упорно не комментируют, видимо, считая такие действия приемлемыми.

Правда, есть и другое объяснение некоторой замкнутости НУ—НС: цензура, установленная руководством блока. В частности, по словам Балоги, публичные выступления и заявления позволительны только Юрию Луценко, Вячеславу Кириленко, Анатолию Гриценко, Николаю Катеринчуку, Юрию Павленко и Борису Тарасюку.

Разумеется, такая цензура может быть продуктивной, особенно, учитывая тот факт, что НУ—НС — идеологически разношерстное объединение, на базе которого после выборов в ВР хотят создать пропрезидентскую партию. Известно, что согласие на такую процедуру было обязательным условием принятия в мегаблок.

Из-за этого уже раскололись руховцы, сделав процесс блокирования более оживленным. Хотя, по большому счету, украинские политики берут на себя обязательства также легко, как и отказываются от них. Поэтому никто не может гарантировать, что после выборов финансово ориентированные депутаты НУ—НС (а не те, которые в первой десятке) не пойдут на сепаратные переговоры о создании коалиции с бизнесменами из Партии регионов.

Вы здесь:
вверх