логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Удовлетворительное поведение Подготовила Александра Исайкина - «Контракты» №30 Июль 2007г.

Рейтинг президента


Экспертный совет Контрактов оценил работу главы государства в июне-июле по пятибалльной шкале и следующим критериям:

• конструктивность — обоснованность позиции, желание сотрудничать с парламентской коалицией и правительством;

• последовательность — логичность действий, их соответствие предыдущим действиям и декларациям;

• эффективность — уровень выполнения указов другими органами власти;

• актуальность — соответствие неоплаченных решений запросам бизнесменов.

ПРЕЗИДЕНТ

Основные инициативы:

Системная политика

• Указ о назначении внеочередных парламентских выборов на 30 сентября 2007 года

Кадровая политика

• назначение Юрия Кармазина и Василия Куйбиды советниками президента

• назначение Марины Ставнийчук представителем президента в КС

• назначение Ибраима Мамутова представителем президента в АР Крым

• назначение Александра Садыкова заместителем секретаря СНБО Украины

• ротации в руководстве ряда обладминистраций

Экономическая политика

• указ о подготовке законопроекта о внесении изменений в Закон о госзакупках

• подписание Закона о госконтроле в сфере хозяйственной деятельности

• подписание законодательных изменений в сфере налогообложения предприятий АПК

• подписание законодательных изменений в сферах госрегулирования производства и реализации сахара, драгметаллов и драгкамней

• утверждение новых ставок экспортных пошлин на металлы, семена подсолнечника, кукурузу

• подписание Закона об изменении порядка расчетов в иностранной валюте

Работу Секретариата президента эксперты оценили, исходя из таких критериев:

• системность — соответствие разрабатываемых решений украинскому законодательству, наличие причинно-следственных связей с ранее принятыми решениями;

• прозрачность — привлечение к разработке решений неправительственных организаций, представителей реального сектора, желание слушать и слышать чужое мнение;

• инициативность — готовность и способность разрабатывать и предлагать свои проекты и варианты политических и экономических решений;

• компетентность — обоснованность решений, осознание последствий их принятия.

СЕКРЕТАРИАТ ПРЕЗИДЕНТА

Экспертный совет*

1. Василий ВОЛГА, народный депутат, СПУ

2. Александр ГОЛУБЬ, народный депутат, КПУ

3. Сергей КИВАЛОВ, народный депутат, Партия регионов

4. Андрей ШКИЛЬ, народный депутат, БЮТ

5. Борис БЕСПАЛЫЙ, народный депутат, НУ

6. Станислав АРЖЕВИТИН, народный депутат, НУ

7. Александра КУЖЕЛЬ, зампред партии «Трудовая Украина»

8. Владимир ЛИТВИН, экс-председатель ВР

9. Евгений НИКОЛАЕВ, эксперт Центра структурного прогнозирования

10. Вадим КАРАСЕВ, директор Института глобальных стратегий

11. Кость БОНДАРЕНКО, директор Института национальной стратегии

12. Владимир ПАНИОТТО, генеральный директор КМИС

13. Анжела ЕВГЕНЬЕВА, эксперт Лаборатории законодательных инициатив

14. Виталий ВАВРИЩУК, эксперт Центра социально-экономических исследований «CASE Украина»

15. Вячеслав ДАРПИНЯНЦ, редактор отдела «Сфера влияния», Контракты

Общий балл 3,1


Дискуссия

Системная политика

Коаліція

Александр ГОЛУБЬ, народный депутат, КПУ

— В июне-июле президент продолжал работать на обострение политической ситуации. После Указа о назначении даты внеочередных парламентских выборов со стороны представителей Секретариата начали звучать заявления о необходимости создания второй палаты парламента, принятия новой Конституции на всенародном референдуме и прочие провокации.

Их цель понятна — дискредитировав Верховную Раду, Ющенко планирует вернуть себе властные рычаги, которые он упустил, согласившись на политреформу в декабре 2004 года. Распустив ВР и парализовав работу Конституционного Суда, президент явно преступил Основной Закон, и никто не уверен, что он не сделает этого еще раз, если результат новых выборов его не устроит.

Експерти

Владимир ЛИТВИН, экс-председатель ВР

— В июне-июле президент продолжал гнуть свою линию — добился согласия лидеров Партии регионов на внеочередные парламентские выборы, не подписал ни один из законов, принятых действующей ВР после издания нового Указа о ее роспуске, в общем, дал понять, что стратегическую инициативу не упустит.

По сути, президент доказал, что является ключевым политическим игроком, и это имеет громадное институциональное значение. Особенно если кто-то из его конкурентов будет оспаривать результаты внеочередных выборов. Идея внесения изменений в Конституцию на референдуме вряд ли будет реализована до 30 сентября. Формально президент может инициировать такое мероприятие, но только технологическая его подготовка займет не менее полугода.

Опозиція

Андрей ШКИЛЬ, народный депутат, БЮТ

— Топ-инициатива президента — определение даты внеочередных парламентских выборов. Я уверен, что уже к концу октября 2007 года будет сформирована новая коалиция и ВР успешно проработает следующую пятилетку. Допускаю, что будет масса исков о признании результатов выборов недействительными, но на еще один роспуск парламента Виктор Ющенко не пойдет. Основные политические игроки договорятся, а ЦИК просто легализует это решение. Не исключаю, что президент инициирует внесение изменений в Конституцию на референдуме, но это гипотеза, до реализации которой еще далеко.


Кадровая политика

Коаліція

Сергей КИВАЛОВ, народный депутат, Партия регионов

— Президент не перестает удивлять кадровыми решениями. Однако если, к примеру, назначение Кармазина советником — личное дело Виктора Ющенко, то последние ротации в руководстве обладминистраций — нарушение действующей Конституции. Ведь в действительности назначение губернаторов — прерогатива премьера, с которым президент даже не посоветовался, не захотел, так сказать, найти компромисс и в этом вопросе. Причем, по моей информации, ротации в местных администрациях только начинаются, и это может стать еще одной политической проблемой — более серьезной, чем наличие, к примеру, Балоги и Яценюка в предвыборном списке НУ—НС.

Експерти

Вадим КАРАСЕВ, директор Института глобальных стратегий

— В июне-июле Ющенко провел ротации как по вертикали (внутри подконтрольных ему министерств и Секретариата), так и по горизонтали (в областных администрациях). Цель — закрепить имидж решительного и активного президента, очищающего власть в канун выборов при отсутствии серьезных социально-экономических достижений в регионах.

Причем Виктор Ющенко сейчас обкатывает новые принципы назначения людей на посты в местной власти, привлекая в нее молодых топ-менеджеров компаний и представителей региональных политических элит. Кадровые рокировки еще не завершены, однако лезть в вотчину Партии регионов (Донецкую и Луганскую области) президент не рискнет.

Опозиція

Борис БЕСПАЛЫЙ, народный депутат, НУ

— В начале июля Секретариат президента изобрел новую должность — «и. о. председателя областной государственной администрации», или, иначе говоря, «смотритель Луны». Ни в Конституции, ни в профильных законах нет упоминаний о функциях «и. о. губернаторов». Кадровая политика президента не просто неуклюжа — она незаконна. Даже если не брать во внимание Конституцию, то в законе об ОГА четко сказано: если губернатор не может исполнять свои обязанности, ответственным за их выполнение в течение двух месяцев становится его первый зам. Очевидно, что президент нагнетает напряжение и, на мой взгляд, может перегнуть палку.


Экономическая политика

Коаліція

Василий ВОЛГА, народный депутат, СПУ

— Экономические решения, готовящиеся в Секретариате, свидетельствуют о том, что президент активно включился в предвыборную кампанию. Заявления Виктора Ющенко о возможности увеличения зарплат и пенсий — акт популизма и попытка присвоить себе достижения Кабмина. Встреча президента с представителями крупного бизнеса — из той же оперы: реальные люди потратили время на подписание какого-то меморандума.

При этом Ющенко игнорирует все разумные инициативы правительства, к примеру, не подписал изменения к Закону о госзакупках. Да и вообще, глава государства рискует подорвать бюджетный процесс; невыполнение плана приватизации из-за перевыборов (а это более 10 млрд грн) — на совести Ющенко.

Експерти

Вячеслав ДАРПИНЯНЦ, редактор отдела «Сфера влияния», Контракты

— Указ № 642/2007, призванный навести порядок в системе госзакупок, свидетельствует об ущербности экономической политики государства. В тендерной сфере давно непорядок — ежегодно на госзакупки тратят более 20 млрд грн, а регулируется это дело насквозь коррумпированным законом, который «совершенствуют», начиная с января 2005 года.

Вместо того чтобы подготовить и пролоббировать новый закон, президент зачем-то повелел это сделать Кабмину. Авгиевым конюшням приказано очиститься, а выполнение указа возложено на заинтересованные структуры — ТПУ и Межведомственную комиссию по вопросам госзакупок. При этом коррупционный Закон о госзакупках продолжает действовать.

Опозиція

Станислав АРЖЕВИТИН, народный депутат, НУ

— Экономическую политику президента в июне-июле можно охарактеризовать как стоп-кран коррупционного движения в Украине. В частности, подписав указ, предполагающий внесение изменений в Закон о госзакупках, Ющенко сделал то, что следовало сделать еще лет пять назад, — инициировал реформирование тендерной сферы и подключил к этому процессу Генпрокуратуру, СБУ и МВД, невзирая на баланс интересов, сложившийся в системе госзакупок.

Уверен, что и в решении социальных проблем президент будет столь же последовательным. Его программа повышения зарплат и пенсий будет действовать не только до парламентских выборов, но и после. Ющенко, в отличие от многих в стране, не занимается популизмом.

Вы здесь:
вверх