логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Cпецпроект «Неизвестная Украина». Связной на сервере Наталья ГУЗЕНКО, фото Романа ДЕВЯТОВА - «Контракты» №31 Август 2007г.

Президент корпорации «Инком» Александр Кардаков скупает компании, поскольку не терпит хамства


От редактора

В июне нынешнего года Контракты в рамках спецпроекта «Неизвестная Украина» начали знакомить читателей со второй лигой украинских олигархов. Первая публикация (Контракты, № 27) была посвящена бизнесмену и депутату Василию Горбалю, владельцу Укргазбанка и ряда строительных компаний, вторая (Контракты, № 29) — Наталии Королевской, экс-металлотрейдеру, а ныне соратнице Юлии Тимошенко и акционеру ОАО «Луганскхолод». Герои прежних и будущих публикаций Контрактов — в большинстве своем собственники компаний так называемой новой экономики, активов, появившихся на свет во времена независимости Украины.

Третий фигурант спецпроекта — Александр Кардаков, создатель и владелец корпорации «Инком» и оператора связи «Датагруп» — классический представитель этой группы бизнесменов. Среди украинских self-made men Кардаков, пускай и не самый богатый, зато, пожалуй, самый раскрученный. Бизнесмен как никто из предпринимателей первого и второго эшелонов доступен журналистам. Кардаков финансирует визиты в Украину гуру менеджмента и маркетинга, спонсирует благотворительные проекты, привычно выглядит на экране телевизора. Сегодня состояние бывшего советского инженера оценивается в $113 млн. О том, как Кардаков смог заработать такие деньги, читайте здесь.

Евгений ДУБОГРЫЗ, редактор отдела «Деньги»


Александр Кардаков — яркий представитель «новой экономики». Миллионы он заработал не на торговле металлом, производстве химической продукции или машиностроении, а на IT-технологиях и связи. В отличие от олигархов первого эшелона Кардакову бояться некого и нечего: политические кризисы на бизнес его компаний не влияют, скелетов в шкафу эпохи первичного накопления капитала у бизнесмена нет — корпорация «Инком» создана с нуля. Александр Кардаков не стремится в большую политику — по словам бизнесмена, лобби ему ни к чему. «Статус депутата мне не интересен. Да и это ничего не даст моему бизнесу: я против льготного кредитования IT-сектора. Считаю, что у всех компаний должны быть равные условия», — говорит он. С конкурентами у Кардакова отношения прохладно-дружеские: рейдеры на компании Кардакова никогда не покушались.

И все же он строит бизнес в духе украинских олигархов, старательно диверсифицируя источники дохода. Кроме корпорации «Инком», занимающейся IT, предпринимателю принадлежат телекоммуникационная компания «Датагруп», строительная фирма Kompas Development и компания по ландшафтному дизайну «Зелений маєток». «Инком — источник крупного дохода. Остальные компании — это диверсификация бизнеса», — объясняет он. И хотя Александр Кардаков — персона публичная (чего только стоит участие в телепроекте «Акулы бизнеса»), о том, сколько акций ему принадлежит в каждой из компаний, умалчивает.

IT-паутина

Александр Кардаков уверен, что добился всего благодаря счастливому стечению обстоятельств. Как рядовому советскому инженеру удалось построить компанию, чистая прибыль которой в прошлом году зашкалила за $3 млн, бизнесмен объяснить не может. «Так вышло. Я просто каждый день чем-то занимался, творил, появлялись новые мысли, идеи. Не верю, что можно с младенчества мечтать о собственном бизнесе, а потом взять и построить его. Предугадать, что будет, — нереально. Я и сейчас не знаю, как будет развиваться моя карьера в ближайшие 10 лет», — пожимает плечами Кардаков.

Фундамент бизнеса будущий ІТ-магнат заложил еще в студенческие годы. На факультете электронной техники КПИ Кардаков начал разрабатывать новинки для электронной техники и компьютеров в институтской лаборатории. После окончания вуза Александр Кардаков остался работать на кафедре: выпускнику пообещали квартиру, если тот согласится в течение трех лет заниматься организацией работы энергосети в институте. Руководство вуза обещание выполнило. По словам Кардакова, тогда он получил «бесценный опыт организатора». Однако быть простым инженером ему не хотелось. Поэтому, освоив основы бизнеса и получив квартиру, Кардаков пустился в свободное плавание.

В начале 90-х Кардаков сотоварищи основали компанию «Информационные компьютерные системы». На стабильность бизнеса молодой предприниматель не рассчитывал. В 1990 году компания получала крупные заказы (предприятие специализировалось на разработке электронных устройств и программного обеспечения), однако спустя всего пару лет клиентов почти не стало. И, как это часто бывает, с первым провалом в команде произошел раскол: взгляды компаньонов на развитие компании разделились, предприниматели стали делить бизнес. «Каждый считал себя главным и мог взять, например, служебную машину, чтобы поехать за картошкой. В результате мы разошлись. Компания и ее долги досталась мне и одному из компаньонов. С тех пор я ненавижу слово «единомышленник», — рассказывает Кардаков. Единственным собственником компании бизнесмен стал в 1993 году, когда переключился с ПО на сборку компьютеров и создание серверов.

В середине 90-х множество мелких фирм занималось подобным бизнесом, большинство из них прогорело в первый же год работы. Однако одна из них — компания Александра Кардакова — стала крупным оператором рынка. «У нас были квалифицированные инженеры, они сумели грамотно организовать процесс продаж и разобраться с техникой. Это и спасло», — говорит бизнесмен.

Впрочем, причиной успеха Информационных компьютерных систем стал отказ компании от работы с розницей и создание филиальной сети в регионах Украины. «Я быстро перестал работать с мелкими клиентами, поставив цель найти крупных заказчиков. Компания начала изучать различные отрасли: банковское дело, промпроизводство (от нефтепереработки до производства бутылок), страхование и пр. Чтобы продавать наш продукт, с клиентами нужно говорить на их языке», — делится секретами бизнеса Кардаков.

Ставка на работу с корпоративными клиентами себя оправдала. Помогла также развитая филиальная сеть, которую компания с 1994 года раскинула по всей стране. ИКС заключала франчайзинговые договоры с компаниями — те работали под торговой маркой ИКС, а центральный офис обеспечивал их товаром. Там, где не удавалось найти франчайзи, открывали филиалы компании. «В первую очередь мы решили работать в небольших областных центрах, где уровень конкуренции невысок. Ровно, Чернигов, Луцк, Запорожье, Николаев. После того как наши позиции в этих городах укрепились, начали продвижение в Харьков, Донецк и Одессу», — говорит Александр Кардаков. Компания действовала агрессивно, вытесняя конкурентов: порой старались предоставлять клиентам более качественные услуги, а иногда и просто демпинговали.

Кстати, работа с крупными потребителями и широкая сеть филиалов помогают компании сохранить свои позиции на рынке и сейчас: программное обеспечение — услуга непростая, поэтому предприятиям, некогда имевшим неосторожность заключить договор с Инкомом, теперь не так легко сменить IT-оператора.

Бороться с конкурентами ИКС помогло также постоянное укрупнение компании. Кардаков стал расширять бизнес за счет приобретения новых предприятий, специализировавшихся на системной интеграции, системах бесперебойного электропитания, производстве и дистрибуции микропроцессорного оборудования и ПК, автоматизации торговли, на разработке систем защиты информации, передаче данных. Кроме того, ИКС начала сотрудничать с компанией «Автор», занимавшейся производством средств криптографической защиты.

В 2002 году на основе всех этих предприятий была создана корпорация «Инком». «В рамках корпорации было удобно консолидировать и унифицировать денежные потоки, оптимизировать систему управления и структуру компаний», — вспоминает Кардаков. Однако, по его словам, постепенно компании внутри корпорации разрослись, им стало тесно под одной крышей. «Эффект объединения сошел на нет: клиенты стали путаться, какая из компаний чем занимается, обращались не к тем людям. Пришло время четкого позиционирования. Каждый продукт должен иметь свое название, назначение и имидж», — констатирует бизнесмен. В результате возник вопрос вывода части производств из корпорации.

Традиционное для Украины объединение производств под руководством управляющей компании Кардаков рассматривал. «Управляющая компания полезна, если она объединяет предприятия одной отрасли. Тогда она связывает компании, является координационным центром. В нашем случае этот принцип не работал: бизнесы в структуре корпорации были слишком разные», — объясняет свое решение Кардаков. Поэтому в Инкоме решили просто разделить компании. В 2004 году из корпорации вывели семь фирм — Бест Пауэр, Прайм Компьютер, Укр-Инвест-Консалтинг, информационный центр «Элвисти», ИКС-Маркет, ИКС-Мегатрейд, ИКС-Техно, Автор. Впрочем, руководители направлений бизнеса регулярно отчитываются перед Александром Кардаковым, советуются с ним по стратегически важным вопросам.

Инком же занимается интеграцией всех производимых продуктов, как выражается Кардаков, «собирает из отдельных кубиков целостный продукт». Означает это следующее. Клиенты его компаний, как правило, сотрудничают с отдельно взятым оператором, однако если потребитель нуждается в нескольких услугах или продуктах одновременно, то с ним работает Инком. И такая «круговая порука» связывает компании сильнее, чем единая управляющая структура, уверен бизнесмен.

— Вас еще не купили? Тогда я иду к вам!
Голос обиды

Кардаков утверждает, что к развитию других предприятий его подтолкнуло любопытство, он хотел понять, как будет действовать в иных отраслях модель, опробованная им в Инкоме. Модель, по его словам, работает эффективно. В подтверждение предприниматель приводит пример другой крупной компании в своей бизнес-орбите — телекоммуникационной Датагруп. История Датагруп почти не отличается от истории развития Инкома. Первой компанией в сфере телекоммуникаций в империи Кардакова стала небольшая Датаком (фирма занималась средствами наземной связи).

Затем бизнесмен приобрел несколько компаний, занимавшихся оптоволоконной и спутниковой связью, а также телефонией. Позже эти активы объединили в единую Датагруп, ставшую не менее агрессивным игроком на рынке, чем Инком. Датагруп активно занимается экспансией в регионы. Компания скупает локальные фирмы и таким образом не только выходит на местный рынок, но и получает готовую клиентскую базу.

«Мы решили, что во всех регионах должны быть наши представители. И стали покупать всех, до кого могли дотянуться. В принципе, сделать это было несложно — небольшому оператору трудно противостоять крупным игрокам и адекватно с ними конкурировать», — рассказывает Александр Кардаков. Теперь отделения Датагруп есть в Киеве, Харькове, Николаеве, Виннице, Луцке, Кривом Роге, Днепропетровске и других крупных городах.

Однако не всегда бизнес Датагруп шел гладко. Главным конкурентом операторов связи является Укртелеком, которому принадлежат практически все каналы телефонной и наземной связи в Украине. Чтобы получить право пользования сетями, любому из операторов нужно договориться с монополистом о праве пользования его ресурсами. Кардакову пришлось решать эту проблему кардинально — бизнесмен построил альтернативные сети. Конкуренты и партнеры считали меня идиотом. Однако игра стоила свеч: сейчас мы на 95% независимы от других операторов и рисков для бизнеса у нас меньше», — гордо говорит магнат.

Датагруп владеет собственной магистральной оптоволоконной сетью протяженностью 8,5 тыс. км. Внутригородская оптоволоконная сеть везде, где присутствует компания, составляет минимум 100 км. Задача Датагруп — попасть в тройку крупнейших операторов фиксированной связи (в начале 2007 года компания занимала четвертую позицию). Впрочем, главная фишка компании вовсе не фиксированная, а спутниковая связь. Компания имеет 4,5 тыс. принимающих станций по всей стране (для сравнения: во всем СНГ есть 14,5 тыс. таких станций).

Почему Кардаков решил заняться связью? «Компьютер без подключения к сети никому не нужен. Мы начали создавать корпоративные сети и поняли, что большинство операторов в Украине работают плохо», — объясняет он. Не последнюю роль в формировании нового бизнеса сыграл и психологический фактор: Кардаков говорит, что однажды его оскорбили в одной из обслуживающих компаний. В сердцах он и решил начать новое дело.

Кстати, под влиянием такой особенности характера под крылом корпорации «Инком» были созданы еще два непрофильных предприятия: строительная компания Kompas Development (Кардакову не нравятся интерьеры в существующих офисных зданиях) и фирма по созданию ландшафтных дизайнов «Зелений маєток» (с бизнесменом плохо обошлись в аналогичной компании, где он заказывал оформление приусадебного участка).

Kompas Development и «Зелений маєток» только пробуют свои силы. Поэтому подтвердить, что опробованная на Инкоме и Датагруп бизнес-модель экспансии в регионы и здесь сработает, Кардаков не может. Kompas Development лишь недавно купила пять земельных участков и начала проектировать здания, а «Зелений маєток» занимается тепличным хозяйством, дабы согласно планам владельца через три года стать крупнейшей в Украине компанией по ландшафтному дизайну.

Помимо этих компаний, в бизнес-империи Кардакова есть еще несколько предприятий, доставшихся ему после участия в телешоу «Акулы бизнеса». В соответствии с условиями проекта опытные предприниматели (акулы бизнеса) вкладывают деньги в наиболее интересные проекты новичков. Кардакову достались ивано-франковская компания, занимающаяся мойкой вывесок, предприятия по производству детских машинок, светящихся вывесок и сувенирных ножей, а также магазин флористики.

IPO для коровы

Состояние Кардакова оценивается в $113 млн. Сам бизнесмен предпочитает не называть конкретную цифру, отвечая, что число несколько завышено. В самом деле чистая прибыль Инкома в 2006 году составила $3,2 млн, Датагруп — $9 млн. Правда, компании активно развиваются: в 2005 году прибыль двух активов составляла $0,98 млн и $2 млн соответственно.

В ближайшие 3-4 года Кардаков рассчитывает вывести Датагруп на IPO — желательно на альтернативной площадке Лондонской биржи. Расстаться с 10-15% акций компании он пока намеревается с целью узнать реальную стоимость бизнеса и сравнить ее с западными компаниями. Кроме того, необходимы инвестиции в дальнейшую экспансию и укрепление позиций на рынке спутниковой связи.

Решение выводить именно Датагруп, а не Инком на IPO неслучайно: компания имеет большой потенциал на иностранном рынке капитала, ведь бизнес операторов связи прогнозируем, а потому привлекателен для инвесторов (в отличие от довольно рисковых IT-компаний). К тому же Кардаков считает, что менять структуру Инкома (при выводе компаний на IPO, как правило, требуется реструктуризация. — прим. Контрактов) не имеет смысла: «Корпорация — это дойная корова, дающая акционерам молоко. Зачем нам лишний стресс? Да и деньги на развитие Инкома привлекать нет нужды. Пока мы не захватили половину рынка, менять стратегию не стоит», — уверен в собственных силах Кардаков.

Новое направление Инкома — автоматизация технологических процессов на предприятиях, благо, в этом сегменте компаний-лидеров еще нет. Строить бизнес с нуля обременительно, считает Кардаков, а потому миллионер собирается приобрести пару существующих компаний. И неудивительно, если бизнесмен купит ту, с представителями которой ему когда-то не удалось договориться.


Принадлежат

  • Корпорация «Инком» (IT)
  • ООО «Бест Пауэр Украина» (создание систем электропитания)
  • ЗАО «Прайм Компьютер» (продажа компьютеров, систем хранения данных, создание серверов)
  • Информационный центр «Элвисти» (интернет-портал, дайджест новостей)
  • ЗАО «ИКС-Маркет» (оптимизация бизнес-процессов)
  • ДП «ИКС-Мегатрейд» (разработка ПО, производство сетевого оборудования)
  • ООО «ИКС-Техно» (производство электронных устройств)
  • ООО «Автор» (криптографическая защита информации)
  • ООО «Укр-Инвест-Консалтинг» (системы безопасности)
  • ЗАО «Датагруп» (телекоммуникации)

Контролирует

  • Kompas Development (строительство)
  • ООО «Зелений маєток» (ландшафтный дизайн)

Карьера программиста

5 октября 1964 г. — родился в Светловодске (Кировоградская область)

1987 г. — окончил Киевский политехнический институт

1990 г. — технический директор ЗАО «Информационные компьютерные системы» и один из соучредителей

1994 г. — директор компании «Информационные компьютерные системы», начало экспансии компании в регионы

2001 г. — основал компании «Датасат» и «Датаком»

2002 г. — возглавил корпорацию «Инком»

2004 г. — разделил компании, до того входившие в Инком

2006 г. — участие в телепроекте «Акулы бизнеса»

Вы здесь:
вверх