логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Спортивный интерес Ксения ПОРТНАЯ - «Контракты» №31 Август 2007г.

Французский холдинг PPR SA купил контрольный пакет Puma AG


Как росли котировки Puma AG. (схему увеличить)
Слухи о возможной продаже немецкого производителя спортивной одежды Puma AG возникали неоднократно. Чаще всего намерение поглотить одного из крупнейших производителей спорттоваров приписывали американской компании Nike. Но уже нынешней весной скупать акции немецкого концерна начал французский ритейлер Pinault-Printemps-Redoute SA (PPR SA). Получивший контроль над производителем спорттоваров, в июле доведя свою долю в Puma AG до 62,1%.

Покупатель

PPR SA — французский ритейлер с ежегодным объемом продаж EUR18 млрд. Имея в своем распоряжении сеть мебельных салонов, книжных супермаркетов, магазинов по продаже CD и электроники, французы начали экспансию на рынок одежды еще в 2004 году.

Тогда за EUR7 млрд они купили Gucci Group (ТМ Gucci, Yves Saint Laurent, Balenciaga и др.). В 2006-м в развитие сети бутиков Gucci вложили более EUR1 млрд, вырученных в основном от продажи сети универмагов Printemps. «Мы стремимся избавиться от магазинов, которые продают все — от белья до кухонного оборудования, и сосредоточиться на самом быстрорастущем сегменте розничного рынка — бутиках, продающих конкретную марку», — объяснил действия компании собственник и генеральный директор PPR Франсуа-Анри Пино. Приобретение контрольного пакета акций Puma AG стало логичным продолжением такой политики.

Поглощение немецкого производителя происходило в несколько этапов. В начале нынешнего года Франсуа Пино сумел добиться одобрения будущей сделки у совета директоров Puma AG. Более того, с подачи Пино директорат немецкой компании публично одобрил предложенную французом цену — EUR330 за акцию, или примерно EUR5,3 млрд за всю компанию. Момент для покупки был выбран удачно. В последнем квартале 2006 года Puma потратила значительные средства на разработку новой линии кроссовок. Плюс на финансовых результатах сказалась массированная рекламная кампания во время чемпионата мира по футболу в Германии. Продажи немцев в ноябре-декабре выросли почти на 40% (до EUR486 млн), в то время как квартальная прибыль упала на 26% — до EUR33 млн.

В итоге в апреле этого года PPR за EUR1,4 млрд купил 27% немецкой компании у инвестиционной фирмы Mayfair — крупнейшего держателя акций Puma AG. Тогда же французы сделали публичное предложение о приобретении остальных акций, срок действия которого истек 20 июня. Но к этому моменту доля ритейлеров увеличилась только до 33,2% вместо заявленных весной 70%, поэтому срок предложения о покупке был продлен до 11 июля.

Сделка

В апреле каждая акция обошлась французам в EUR330 — по мнению некоторых аналитиков, акции скупались по заниженной цене. Так, эксперты банка UniCredit HVB считали, что акции Puma стоят не меньше EUR400 — на 17,5% дороже, чем заплатили за немецкого производителя спортивной одежды и обуви французы. Впрочем, сразу после того как стало известно о сделке, котировки ADR компании (1 ADR = 1 акции) выросли примерно на 20-25% — с $360-365 до $440-460 в мае—июле. Тем не менее в июле французы объявили об увеличении доли в Puma AG до 62,1% по ранее заявленной цене.

За счет нового приобретения за год французы намерены увеличить свой оборот на 10%. Правда, по прогнозам руководства немецкого концерна, за 2007 год оборот компании увеличится максимум на 5-9%. В то время как по сравнению с 2005-м в прошлом году выручка выросла примерно на треть — до EUR2,76 млрд.

Так или иначе, но покупка Puma AG — хорошая возможность для французского холдинга расширить свое присутствие на зарубежных рынках. Именно этим, кстати, занимаются сейчас почти все крупнейшие европейские ритейлеры одежды. В прошлом году шведская компания H&M открыла более 120 магазинов, испанская Inditex (ТМ Zara, Massimo Dutti и Bershka) — свыше 400. Британский ритейлер Topshop в ближайшие годы намерен открыть более 50 точек в США и столько же на других континентах.

PPR на одних только подразделениях по продаже предметов роскоши (дорогие кожаные вещи, часы, ювелирные изделия, косметика и пр.) за пределами Франции зарабатывает более EUR3 млрд ежегодно. Puma, которая все больше отходит от чисто спортивной направленности в сторону люкс-сегмента, усилит позиции французов в более чем 80 странах мира, где представлены фирменные магазины немецкого производителя.

Puma и конкуренты

Не менее выгодной сделка оказалась и для самой Puma, укрепив ее позиции в сегменте повседневной одежды спортивного стиля — sport lifestyle. Немцы одними из первых начали осваивать эту нишу в конце 90-х годов, когда на мировой рынок спорттоваров вышли тогда еще локальные марки — американская Nike и английская Reebok. Американцы и англичане легко потеснили немецких производителей, в том числе и компанию Adidas. К примеру, в России с появлением Nike и Reebok доля поклонников немецких марок сократилась до 47%.

В Adidas попытались исправить ситуацию, купив в 1997 году за EUR1,1 млрд французского производителя одежды для зимних видов спорта Salomon Group. И хотя впоследствии сам бренд Salomon оказался убыточным — Adidas продала эту марку финской компании Amer Sports Corp. в 2005-м всего за EUR500 млн — ежегодный оборот другой марки компании Salomon Group — TaylorMade — сегодня дорос до $1 млрд.

Puma пошла по иному пути, решив делать свою одежду не просто спортивной, но и модной. В 1998 году модельер Джил Сандерс представил первую коллекцию, совмещающую спорт и моду. И хотя многие поклонники марки сегодня критикуют Puma за то, что та все больше «фокусируется на моде, забывая о спортсменах», этот сегмент становится все более привлекательным. Причем не только для спортивных производителей, как, например, Adidas, сотрудничающей с дизайнерами Puma. Спортивные коллекции начали выпускать «обычные» дома мод — Diesel, Lacoste и даже Dior. А, например, британские исследования показывают, что более 60% населения страны сегодня не используют спортивную одежду по назначению, а покупают ее для повседневной носки.

Так что такие компании, как Esprit, выпускающие модную одежду в спортивном стиле, после немецко-французской сделки ощутят усиление конкуренции. В то время как на судьбе лидеров рынка — Adidas и Nike — это поглощение вряд ли отразится. Во-первых, основное производство этих компаний сконцентрировано на спортивных товарах, включая, например, тренажеры. Во-вторых, обороты конкурентов несопоставимы. Если продажи Puma — третьей на мировом рынке спорттоваров — не превышают EUR3 млрд, то обороты Adidas и Nike уже перевалили за EUR10 млрд у каждого.

Adidas и Nike больше озабочены друг другом. Напомним, что летом 2005-го Adidas-Salomon AG за $3,8 млрд купила английскую Reebok International Ltd., в первую очередь ради доли на американском рынке (второе место после Nike). В США выручка от продаж Adidas несколько лет подряд сокращалась на десятки процентов, а после сделки — увеличилась на 14%. По итогам 2006 года мировые продажи объединенной компании выросли до $13,6 млрд (объем сопоставим с оборотом Nike Inc., ежегодный оборот которой составляет $15 млрд). К тому же, Reebok больше ориентирована на lifestyle.

Неудивительно, что компании Nike часто приписывали желание купить Puma — прямого конкурента Reebok. Не исключали даже, что американский гигант вступит в борьбу после покупки 27% акций немецкого производителя холдингом PPR, ведь модные коллекции Puma могли стать неплохим дополнением Nike и хорошим ответом Adidas. Однако немецкая компания досталась французскому ритейлеру PPR.

Руководство компании надеется, что в первые три года объединение усилий в производстве, дистрибуции и исследовательских работах позволит сэкономить не менее EUR120 млн.


Кого купили Puma AG

Немецкий производитель спортивной одежды, обуви и аксессуаров

Компания основана в 1948 году Рудольфом Дасслером, который вместе со своим братом Адольфом еще в 1924-м основал предприятие по производству спортивной одежды Dassler. Разногласия в стратегии развития компании привели к появлению двух ведущих немецких фирм — Рудольф открыл Puma, Адольф — Adidas.

Третий крупнейший в мире производитель спорттоваров после Nike (США) и Adidas (Германия) с оборотом EUR2,76 млрд.

Компании принадлежит 25% американского производителя спортивной одежды Logo Athletic.


Кто купил PPR SA

(Pinault-Printemps-Redoute) Французский ритейлер

Холдингу принадлежит: сеть мебельных салонов Conforama, магазинов по продаже книг и музыкальных дисков FNAC (Франция, Швейцария, Бельгия, Испания, Португалия и Бразилия), компания Gucci Group (ТМ Gucci, Balenciaga, Yves Saint Laurent, Boucheron, Stella McCartney, Sergio Rossi, Bottega Veneta, Bedat & Co, Alexander McQueen и др.).

Оборот — около EUR18 млрд


ТОП-3 мировых производителей спортивных товаров

Nike Inc.

Бренд Nike появился в 1972 году, первый фирменный магазин — в 1990-м.

Сегодня компания занимает 37-40% мирового рынка.

Владеет более 700 заводами по всему миру, большинство которых находится на территории Азии (Китай, Тайвань, Индия, Турция, Корея).

Офисы располагаются в 45 странах мира.

Оборот в 2006 году — $15 млрд

Adidas AG

Компания зарегистрирована в 1949 году Адольфом Дасслером.

Занимает более 30% мирового рынка.

В 2005 году купила Reebok International Ltd. (Великобритания), который сейчас приносит немцам более 20% общей годовой выручки. В первом квартале 2007-го продажи группы выросли до EUR2,538 млрд — EUR2,459 млрд за тот же период прошлого года. Из них EUR1,819 млрд пришлось на одноименную марку, EUR524 млн — на Reebok и EUR180 млн — на TaylorMade.

Оборот в 2006 году — EUR10,084 млрд

Puma AG

Компания основана в 1948 году.

Примерно 60% продаж в прошлом году пришлось на обувь, 34% — на одежду и только 6% — на спортивный инвентарь.

Производство размещено преимущественно в Азии.

Фирменные магазины компании работают более чем в 80 странах мира. В 2006-м почти 50% продаж пришлось на европейские страны, Ближний Восток и Африку. На двух американских континентах было реализовано более 30% общих продаж. Остальные 20% — страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Оборот в 2006 году — EUR2,76 млрд

Вы здесь:
вверх