логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Астролог-застройщик Константин СИМОНЕНКО, Вадим КУЛЬПИНОВ, фото Натальи БОРЗОВОЙ - «Контракты» №31 Август 2007г.

Советы старших, знание психологии и юридическая подготовка помогли Оксане Елмановой построить компанию с миллионными оборотами


10 секунд на чтение

В интервью Контрактам Оксана Елманова, основатель и генеральный директор группы компаний FIM, рассказала о том, что:

1) накричав на сотрудника, который старался спасти ситуацию, можно лишиться эффективного менеджера и нажить конкурента

2) лучше делать маленькое дело, чем подавать большие надежды

3) корпоративная культура должна быть «написана кровью»

Говорят, вы верите в гороскопы?

— Да. Задуматься о влиянии высших сил на нашу жизнь меня заставили беседы с профессорами московских университетов, с которыми была знакома моя мама, заслуженный учитель РФ. Так вот они рассказывали, что чем больше углублялись в свою науку, тем больше верили в Бога и сверхъестественные силы.

Зачем занялись психологией?

— По настоянию мамы. Сначала я мечтала об Институте физкультуры, так как серьезно увлекалась фехтованием, но родители были категорически против моей спортивной карьеры. Мама, старый партийный работник (педагог по образованию), сумела переубедить меня, и я подала документы в университет на факультет психологии и социологии. Учиться было интересно, но я не знала, где и как буду применять свои знания, — шел 91-й год, и услуги психологов не пользовались спросом. Для меня же всегда было важно найти практическое применение полученным знаниям. Должна быть связка: знания — ремесло — результат. Так я и двигалась. Ставила цель — получала результат и зарабатывала деньги. Например, еще на первом курсе института нанялась на работу в кооператив «Роксолана», который торговал цветами и предоставлял услуги по оформлению различных мероприятий.

Устроиться на работу в коммерческую организацию тогда было непросто. Как вам это удалось?

— Однажды, возвращаясь с мамой после спектакля в театре «Колесо», что на Андреевском спуске, я обратила внимание на красиво оформленную витрину и вход в кооператив «Роксолана». Мама между прочим заметила, что этот магазин открыл наш земляк Игорь Добруцкий. Тогда я решила как-нибудь заглянуть туда и узнать насчет работы.

Вошла, попросила пригласить директора и прямо спросила, готов ли он взять меня на работу. Игорь Игоревич опешил от такой наглости, но все же согласился. Не знаю, что сыграло решающую роль, впоследствии он признался, что я производила впечатление легкомысленной, излишне самоуверенной девчонки. Год, в течение которого я работала в этой организации, стал моим первым и последним опытом работы по найму.

— Быстрее продвигаются те, кому удается рассмешить Фортуну
Чему вы научились?

— Выполнять любую работу в офисе, чтобы в случае запарки без труда подменить коллегу. У нас даже директор, если требовалось, и букеты сам вязал, и заказы клиентам доставлял. Кстати, именно в Роксолане я поняла, что мне не хватает знаний. В первую очередь правовых.

Для торговли цветами необходимы юридические знания?

— Мы проводили праздники цветов, а для этого надо было и сцену заказать, и участников пригласить, и много чего другого организовать. Нужно было заключать договоры. Помню, собрались ехать в Москву, договориться с компанией «ЛисС» об оформлении сцены. Мне говорят: «Возьмешь «козу» и по ней составишь договор». Я сутки не могла понять, о какой козе идет речь, пока мне не объяснили. Переспрашивать приходилось часто. Очень важно сохранить работоспособность и инициативу, после того как тебе расскажут, какой ты тупой.

Так что пришлось учиться на юриста, совмещая учебу на двух стационарах (тогда еще это было возможно) и работу. Самостоятельно зарабатывать деньги я стала именно как юрист.

С чего начали?

— С выполнения заказов прежних клиентов и знакомых. Одному надо было помочь открыть фирму, другому — составить договор. Давала юридические консультации, таким образом находя применение полученным знаниям. Важно было окунуться в эту среду. Так появляются новые возможности, о которых раньше и не подозревала. Новые знакомства, новая информация, со временем переходящие в договоренности. Поэтому тем, кто хочет начать собственный бизнес, я всегда говорю: «Лучше делать маленькое дело, чем подавать большие надежды».

Не страшно было открывать собственное дело, имея лишь год опыта работы в бизнесе?

— Амбиции брали верх над страхом. Собственно, из-за них я и основала собственный бизнес. Кроме того, за короткий промежуток времени получила колоссальный опыт. Считаю, что чем больше негативного опыта будет получено в молодости, тем комфортнее будешь чувствовать себя в старости.

Почему вы оставили прежнее место работы?

— Из-за ерунды. Была отличная, как теперь понимаю, идея по продвижению нашего товара. Чтобы сообщить о цветочных услугах широкому кругу потребителей, решили поехать в Москву и в течение месяца оформлять все рейтинговые программы, начиная от «Утренней звезды» и заканчивая передачей «Что? Где? Когда?». Вышло так, что на оформление последней передачи не хватило живых цветов, и я решила использовать для изготовления подарочных букетов искусственные голландские цветы. Это было очень дорого, но я возвращалась в Киев довольная тем, как здорово удалось все уладить. Было ощущение хорошо сделанного дела. Однако начальство не оценило моих усилий. Игорь Игоревич ругался и кричал, казалось, на весь Андреевский спуск. Вот в этот момент я и решила создать собственное предприятие, чтобы никто больше не мог на меня кричать.

Как родители восприняли это решение?

— Я хотела всем показать, на что способна. В тот момент меня мотивировал мамин риторический вопрос: «Красивой жизни захотела?» Я подумала и честно призналась себе: «Да, захотела».

Почему вы открыли рекламное агентство, а не юридическую контору?

— Все-таки нашла применение психологии. Мой дипломный проект назывался «Психологические аспекты воздействия рекламы на потребителя». Поэтому и в Роксолане я себя позиционировала как руководитель отдела рекламы.

Что значит позиционировала?

— В кооперативе ни у кого не было четко прописанных обязанностей. Каждый занимался тем, что было нужно в данную минуту: обслужить клиента, выбить чек, заказать рекламную кампанию. Таким образом, я получила возможность заниматься работой, которая мне нравилась.

То есть вы состоялись как менеджер благодаря отсутствию должностных обязанностей?

— Нет, я уверена, что из хаоса не может получиться что-то путное. Но любой руководитель должен радоваться, что его сотрудники, помимо основных обязанностей, интересуются еще чем-то. Например, я считаю, что руководитель обязан выявлять способности работника, не востребованного на той должности, которую он занимает. Именно с этой целью раз в два года у нас в компании проходят корпоративные тренинги, мы их называем «веревки».

Это классический тимбилдинг (team building, англ. — построение команды), выполнить заданное упражнение можно только всем коллективом. Например, преодолеть шестиметровый забор или, выстроившись в шеренгу, пройти несколько метров, когда ноги каждого игрока связаны с ногами стоящих рядом товарищей. В такие моменты проявляются и лидерские, и организаторские качества сотрудников. Так мы выявили нескольких менеджеров среднего звена, заслуживавших большего, нежели позиция, которую они занимали.

Искусство управления

Когда вы впервые проявили свои управленческие таланты?

— В первом классе. Я готовилась к школе, как к очень ответственному мероприятию. Первого сентября пришла, а там какая-то неразбериха. Учителя с букетами ушли в одну сторону, родители с тортами и бутылками — в другую, а нас оставили в классе одних. Сказали только: «Читайте книжку».

Некоторые действительно пытались читать, но вскоре начался обычный галдеж. Мне это быстро надоело, я встала за учительский стол, стукнула кулаком и скомандовала: «Так! По одному подходим к столу и читаем».

Любите железный порядок?

— Беспорядок очень раздражает. До сих пор не могу избавиться от привычки мыть чужие чашки. Недавно встретилась с Виталием Докаленко (ныне руководитель НТКУ), он поинтересовался, продолжаю ли я мыть посуду в офисе. В свое время он возглавлял первую украинскую коммерческую продакшн-студию Master Video, в которой была и моя доля. Так вот, заходя в комнату к творческим натурам, оставлявшим грязную посуду в самых неожиданных местах, я сначала ругалась, а потом, когда поняла, что упреки бесполезны, собственноручно наводила порядок. Только после этого переходила к обсуждению производственных задач.

Честное слово, иногда хочется уволить виновников беспорядка и набрать новых сотрудников, чтобы остальным неповадно было.

Вы были бы находкой для комсомола...

— Комсомол я еще застала. Скажу честно, это время вспоминаю с удовольствием. Была вера в светлое будущее, задор... Можно спорить о том, в какие идеалы мы верили, правильные они или нет, но бесспорно одно: эта система формировала единое восприятие, общие для всех ценности. Сейчас это называют модным словосочетанием «корпоративная культура». Создавая компанию, я на собственном опыте убедилась, как важно единомыслие в команде. Это не значит, что все должны думать одинаково, но при определении цели, которой мы хотим достичь, наличие системных ценностей существенно сокращает время на формулирование задачи и путей ее решения. Подтверждение правильности собственных выводов я нахожу в современной бизнес-литературе.

Кстати, как создаете корпоративную культуру?

— У нас существует корпоративный кодекс. Не скопированный с западных учебников, а выстраданный, написанный собственной кровью. По большому счету, компания в ее нынешнем виде была создана благодаря тому, что сначала мы отвечали на вопрос: «С кем работать?», а уже потом — на вопрос: «Что будем делать?» В результате появилась команда, желающая и умеющая добиваться нужного результата.

Я считаю, что в любом бизнесе должен быть профи, разбирающийся в специфике предприятия, и менеджер, который хорошо умеет управлять независимо от вида компании. Решения менеджера должны быть логичными, т. е. он должен четко понимать, каких целей нужно достичь и с помощью каких средств это будет реализовано.

Когда вы почувствовали, что формируетесь как менеджер?

— Я считаю, что управленческие качества, равно как и все остальные, проявляются в период формирования личности. Еще в школе мне нравилось выполнять важные общественные поручения, разбивать задание на отдельные части и добиваться результата. Меня очень мотивирует искренняя похвала за хорошо выполненную работу. В первый раз я ее получила, когда в пять лет сама сварила борщ. Очень гордилась этим, а потом вошло в привычку добиваться признания окружающими моих способностей и талантов. Пожалуй, я стала осознавать себя менеджером в тот момент, когда поняла, что своевременным поощрением можно мотивировать других людей.

Чем еще, кроме умения мотивировать, отличается хороший менеджер?

— Нет понятия хороший менеджер. Есть результативный менеджер.

То есть тот, который добивается результата любой ценой?

— Нет. Мораль должна присутствовать в любых действиях. Я верю в причинно-следственные связи между делами, мыслями человека и на первый взгляд случайными событиями в его жизни. Поэтому кому-то «везет», а кому-то — нет.

Если говорить о современных менеджерах, то в их становлении колоссальную роль играет опыт, а не полученное бизнес-образование. Есть такой кармический закон: нельзя уходить из жизни, не передав накопленные знания. Поэтому настоящий менеджер тот, который готовит себе замену. Я полностью изменила свое мнение о Сергее Тигипко, который на съемках передачи «Акулы бизнеса» сказал, что готовит длинную скамейку запасных (см. Контракты, № 30).

Кто попадает на вашу скамью запасных?

— Важно, чтобы человек был инициативным и способным. Я должна знать, что он завтра не размякнет, не скажет: «Вот я же это делал, а у меня не получилось». Очень важно быть уверенным в успехе. Если запрограммировать себя на возможную неудачу, скорее всего, именно это и произойдет. Мне близок герой фильма «Чародеи», который проходил сквозь стены, веря в себя и не видя препятствий. Я обожаю энергичных людей, способных идти наперекор обстоятельствам.

Бизнес по-крупному

Как получилось, что от юридических консультаций и предоставления рекламных услуг вы перешли к операциям с недвижимостью?

— Торговля оказалась прибыльнее. К тому же у меня был негативный опыт работы в юридическом консалтинге. В подробности вдаваться не буду, скажу только, что сначала удалось заработать хорошие деньги, а потом часть из них потерять из-за определенных юридических нюансов. Зато потеряв в одном, я приобрела в другом. Общение с представителями крупных юридических фирм, банков, промышленных компаний позволило найти новую специализацию и добиться нынешних успехов.

Меня даже в свое время называли мамой Теленедели, потому что я инвестировала средства в создание этого популярного телегайда. Была еще молодежная студия «ГАРТ» и много других проектов. Мы занимались всем, чем только могли. Ни одной возможности заработать не упускали. Если, конечно, это не противоречило закону или моим убеждениям.

Но первые большие деньги появились, когда я занялась торговлей. В 90-е годы все занимались всем. Специализация появилась гораздо позже. Например, в нашей компании это случилось в 1998 году.

Как это было?

— Занимаясь дистрибуцией, я понимала, что рано или поздно рынок насытится и компания потерпит крах, если не выберет свою специализацию, а продолжит завозить все подряд. Нужно было либо заниматься производством товара, либо куда-то реинвестировать средства. Стало понятно, что, распыляя усилия и занимаясь всем понемногу, можно так и остаться со средним результатом, не достигнув вершины ни в чем. Тогда никто еще не употреблял модного слова «синергия», но я почувствовала, что за этим будущее. Начали анализировать, куда можно перенаправить средства, чтобы повысить конкурентоспособность компании.

Например, занимаясь торговлей, для снижения себестоимости товаров организовали собственную транспортную компанию. Потом начали строить склад. Постепенно пришли к необходимости создания центра принятия решений — управляющей компании. К сожалению, настоящую управляющую компанию мы создали гораздо позже, совершив немало ошибок, которых можно было избежать, будь у меня бизнес-образование. Как теперь понимаю, всем этим азам учат на курсах МВА, а тогда многим приходилось постигать это на собственном опыте. Представьте, с каким восторгом и одновременно с разочарованием я читала книги по менеджменту, из которых следовало, что все мои «гениальные» открытия, оказывается, уже давно практикуются во всем мире.

Например?

— Моим открытием было создание компании такого типа, которая на Западе давно именуется зонтичным брендом. Или взять, скажем, формализацию процессов. Я считаю, что слепо следовать чужим стандартам не нужно. В 1999-2000 гг. многие компании стали внедрять ISO 9000 только для улучшения собственного имиджа. По-моему, излишняя бюрократизация только мешает компании эффективно двигаться вперед. Это как с сороконожкой, которую спросили, как она ходит. Попытка ответить на вопрос привела к потере способности передвигаться.

Другое дело, что формализация процессов необходима для понимания их сути, чтобы передать знания тех, кто действует интуитивно или на базе собственного опыта, новым сотрудникам компании. В таком случае не тратится время и силы на бесполезную формализацию по чужим стандартам. Приходит понимание, зачем в компании что-то делается так, а не иначе. Так мы пришли к организации инвестиционно-девелоперской компании и внедрили систему ERP на базе Oracle. Многие воспринимают такого рода системы как волшебную палочку, воспользовавшись которой можно добиться успеха. Но так не бывает.

Не желая слепо перенимать западный опыт, вы все же искали иностранных партнеров?

— Мы сотрудничали со многими известными иностранными компаниями и убедились, что у них есть чему научиться. Например, компания Nestle выдвинула требования о предоставлении банковских гарантий платежа. Можно было, конечно, найти поручителя и забыть об этом. Но я всегда хотела разобраться во всем досконально. Пытаясь понять, зачем нужны банковские гарантии, мы задергали менеджеров банка Credit Lioness, зато потом это вылилось в сотрудничество по организации семинаров для других банковских работников. То есть мы всегда пытались найти вариант, наиболее устраивающий обе стороны.

Кроме того, изначально пытались сотрудничать с иностранными банками, работающими по западным стандартам. Это дало колоссальный опыт работы. Сейчас многие говорят о подготовке к IPO, а мы постоянно находимся в этой готовности, потому что уже привыкли так работать. Ведь выход на внешние рынки заимствований — это как переезд в другую страну. Нужно изучить культуру, язык и менталитет. Инвесторам надо рассказать, кто ты и что делаешь. У нас это получилось как-то естественно.

Поэтому когда нужно было реинвестировать средства в другие сферы бизнеса и появилась иностранная компания, готовая к сотрудничеству на условиях партнерства, я согласилась. Датчане сделали венчурное вложение, а через несколько лет я выкупила большую часть их акций.

То есть вы предложили иностранцам купить свой проект, как это делают участники шоу «Акулы бизнеса»?

— Да. Мы каждый день оказываемся на месте соискателей. Нужно лаконично изложить суть предложения, объяснить, в чем может быть интерес обоих сторон и терминологию, которой будем пользоваться. Если все как минимум логично и докладчик не плавает в теме, успех возможен.

Вы как человек сомневающийся уверены в правильности выбранного направления развития своего бизнеса?

— Я менеджер, и мне любопытно разобрать процесс на запчасти, найти отправную точку-цель и обозначить путь движения с учетом всех критериев, которые будут влиять на промежуточные этапы. Если есть результат — значит, этот путь правильный. Если результата нет — что-то не так.


ПЕРСОНА

Оксана Елманова, генеральный директор группы компаний FIM (FIM Group, FIM Consulting Plus, FIM Capital)

Родилась 10 декабря 1972 г. в г. Хмельник (Винницкая обл.)

Образование: в 1995 г. окончила КНУ им. Тараса Шевченко, факультет психологии и социологии, в 1997 г. там же получила второе высшее образование по специальности «Юриспруденция».

Чем гордится: дочерью, командой, построенными объектами.

За что стыдно: за несдержанность и гнев.

Жизненное кредо: кто не знает, куда идти, для того не бывает попутного ветра.

Хобби: экстремальный туризм.

Последняя прочитанная книга: книги Сергея Довлатова потрясают своим оптимизмом и философским взглядом на жизнь.

КАРЬЕРА

С 1991 по 1992 г. — руководитель рекламного отдела компании «Роксолана».

С 1992 по 1995 г. — президент рекламного агентства Dali.

С 1993 по 1995 г. — президент и соучредитель компании Master Video.

1995-1996 гг. — соучредитель Юридической консалтинговой компании.

1996-2003 гг. — вице-президент корпорации BM Group.

С 1999 г. — глава представительства датского инвестиционного холдинга Dannmar Scandinavia Aps в Украине.

С 2003 г. — генеральный директор группы компаний FIM.

КОМПАНИЯ

Образована в 1999 году в Киеве. Занимается инвестициями и девелопментом коммерческой недвижимости.

Количество сотрудников: управляющая компания — 80 чел. действующие бизнесы — 196 чел.

Обороты за последние три года: данные не предоставлены.

Рост заработной платы за последние три года: данные не предоставлены.

Вы здесь:
вверх