логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
«Предвыборная мифология». Кандидатская мифология Анна САЙЧЕНКО, Вячеслав ДАРПИНЯНЦ - «Контракты» №35 Сентябрь 2007г.

ПР, БЮТ, НУ—НС и КПУ превратили предвыборную кампанию в кастинг мифов о самих себе и своих конкурентах


Парламентская кампания-2007 официально стартовала. ПР, БЮТ, НУ—НС и КПУ, имеющие 100% шансы преодолеть 3% электоральный барьер, презентовали предвыборные программы, утвердили списки и зарегистрировались в ЦИК. Помпезность съездов, публичные заявления лидеров и мишура кулуарных договоренностей не скрыли главного: группы, состязающиеся за портфели в новом Кабмине и губернаторские посты, конкурируют не идеологиями и даже не конкретными предложениями. Субъекты предвыборной кампании превратили ее в кастинг мифов о себе и своих конкурентах.

Самые тиражируемые мифы предвыборной кампании-2007

Общий миф о налоговой реформе

Налоговая реформа — любимая тема мифотворчества основных политических игроков. В частности, БЮТ предлагает осуществить «предпринимательский прорыв» с помощью отмены НДС. В свое время эту идею критиковали за то, что замена НДС на налог с оборота (налог на реализацию) приведет к значительному увеличению налогового бремени. Европа столкнулась с этой проблемой еще в средние века: при 10% налоге на реализацию товар неоправданно дорожал на каждом этапе его перепродажи и бизнес становился невыгодным. Впрочем, велика вероятность того, что, придя к власти, Юлия Владимировна откажется от этого замысла.

Однажды так уже случилось — в 2005 году, будучи премьером, Тимошенко заявила буквально следующее: «Мы идем в Европу, а в Европе НДС, налог на прибыль и все остальные действуют в полном объеме. Если мы хотим в Европейский Союз, то наша налоговая система должна корреспондироваться с действующей там». Партия регионов и Наша Украина также собираются порадовать предпринимателей новым налоговым кодексом.

Соответствующий законопроект дорабатывался несколькими правительствами последние пять лет. Документ представляет собой ныне существующие налоговые нормы, но сведенные воедино. Конечно, при этом предполагается устранить какие-то небольшие законодательные противоречия, приблизить налоговый учет к бухгалтерскому и даже снизить на 1-3% некоторые налоговые ставки, за счет увеличения «базы налогообложения». Скорее всего такой кодекс рано или поздно будет принят, но можно ли назвать такую реформу реформой? Многие налогоплательщики рискуют вообще не заметить никаких перемен.

Партия регионов

1. Виктор Федорович Янукович лично обеспечил рост ВВП и снижение цен на мясо

2. Проведение чемпионата Европы по футболу в 2012 году на территории Украины и Польши — заслуга Виктора Федоровича Януковича

3. Виктор Федорович Янукович восстановил хорошие отношения с Российской Федерацией

Наша Украина — Народная самооборона

1. Лишение депутатов неприкосновенности поборет коррупцию

2. Партийные списки очищены, теперь в них лишь идейные патриоты с «чистыми руками»

3. У блока есть реальная программа действий после выборов

БЮТ

1. Не допустит вмешательства чиновников в работу коммерческих предприятий, а государства — в экономику

2. Уменьшит зависимость от монополии импортного топлива, снизит цену на газ и построит газопровод в обход России

3. Сформирует рынок земли

NB!

Ключевые субъекты политического процесса идут на выборы под левыми лозунгами и социально ориентированными программами. В такой суровой реальности само существование КПУ и СПУ становится мифом. Исторически левые политические силы, лишенные мощной финансовой поддержки, обречены делать на политике бизнес и выполнять функцию младших партнеров по коалиции.


На первый взгляд, нынешнему правительству есть чем гордиться. Согласно данным Госкомстата, прирост реального ВВП только в январе—июне 2007 года по сравнению с таким же периодом предыдущего года составил 7,9%.

Иными словами, украинское экономическое чудо свершилось. И дело даже не в росте благосостояния (уровень которого по-прежнему далек от чудесного), а в сверхъестественном характере происходящего. Налоговая реформа не состоялась, мораторий на землю не снят, система госзакупок близка к параличу, инновационная политика сводится к созданию СЭЗ и ТПР, которые используются для обкатки «инновационных» способов ухода от налогообложения.

Более-менее заметный рост ВВП начался не с приходом к власти нынешней правительственной команды, а еще при старом «преступном режиме» — в 2000 году. Да, менялись темпы роста (что естественно, развитие — это всегда колебательный процесс), случались товарные и отраслевые кризисы, но основная тенденция оставалась неизменной. Экономика росла даже когда страна жила вообще без правительства.

Причины текущих украинских успехов стоит искать за пределами Украины. В 2000 году экономический подъем начался во всех странах СНГ. Совокупный «постсоветский» рост ВВП, по данным экспертов ООН, в тот год составил 5,4% и ниже этой отметки уже не опускался. Потихоньку жизнь стала налаживаться даже в Армении, основными природными ресурсами которой являются красивые пейзажи. Причины: экономическая активность населения, оправившегося от культурного шока и рост мировых цен на нефть, газ, металл, хлопок и прочее сырье.

То, что в Украине есть конкретные люди, увеличившие ВВП и повысившие зарплаты, — предвыборный миф, культивируемый политическими силами. Собственно, большинство рекламно-политических месседжей — мифы. Например, Партия регионов имеет такое же отношение к проведению Евро-2012 в Украине, как и к восстановлению экономики все той же Армении. БЮТ обещает украинскому народу энергетический прорыв путем строительства нового газопровода в обход России. А денег на такое строительство (более $10 млрд) ни у БЮТ, ни у госбюджета нет. Основной миф Нашей Украины в том, что отмена депутатской неприкосновенности снизит коррупцию. По меньшей мере, это наивно, ведь, во-первых, подавляющее большинство коррупционеров злодействует в исполнительной власти без всякого иммунитета, а во-вторых, в системе продаваемого правосудия тяжело наказать даже самого виноватого, но состоятельного клиента.

Таким образом, политические ролики можно классифицировать как недобросовестную рекламу. Поскольку рекламируемые продукты в данном случае не являются тем, за что их выдают. Есть даже подозрение, что эти «продукты» не обладают вообще никакими полезными «потребительскими» свойствами, раз уж об этих последних умалчивают.

И это обидно, но не смертельно. По оценкам аналитиков Всемирного банка, тенденция роста ВВП в странах СНГ, а, следовательно, и в Украине в ближайшие годы сохранится . Понятно, что любые политики, которые в это время окажутся при власти, продолжат размещать некачественную рекламу — будут создавать себе имидж творцов экономического чуда. Важно, чтобы при этом они не вмешивались в экономику.

Дмитрий ФИОНИК

Вы здесь:
вверх