логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
На автопилоте Аля КУХАРЧУК - «Контракты» №35 Сентябрь 2007г.

Летающая тарелка в собственном гараже — уже не фантастика. Чудо техники стоит всего $90 тыс.


Американская Moller International начала производство двухместных летающих тарелок. В июне компания наладила сборку комплектующих для своего детища — M200G Volantor. Продажи нового транспортного средства, которое производители позиционируют как лучший в мире внедорожник, стартуют уже в 2008 году. Цена — $90-125 тыс. в зависимости от комплектации. Таким образом, технический мир, прогнозируя, что первый серийный летающий автомобиль появится в 2006-м, ошибся лишь на два года.

Ученый и бизнесмен Пол Моллер, начав серийный выпуск летающей тарелки, в этом деле как минимум на год-два опередил своих конкурентов: компанию Terrafugia (США), Flying Car (Голландия), Urban Aero (Израиль) и, конечно же, американскую NASA, давно занимающуюся подобными разработками, но для военных целей. Moller International заявляет о возможности выпускать по одному Volantor в день. Все заинтересованные в покупке M200G уже могут делать первый взнос.

Концепты летающих автомобилей человечество изобретает примерно с начала 50-х годов прошлого века. Разработки военных летающих тарелок начались еще раньше — такие проекты во время Второй мировой войны финансировала Германия. Старейшиной в области разработок гражданских летающих тарелок можно считать именно Пола Моллера, который занимается этим делом с 60-х. Первый прототип M200G Volantor был построен в 1962-1964 годах. XM-2 имел всего два двигателя (у M200G их восемь) и мог отрываться от земли лишь на несколько сантиметров.

Впрочем, начало продаж летающих тарелок от Moller International все равно стало большой неожиданностью: от Пола Моллера заинтригованные американцы уже много лет ждут самолетоподобный Skycar. Новое транспортное средство стоимостью $1 млн (планировалось постепенно удешевить машину до $40-60 тыс.) компания хотела запустить в продажу еще в середине 2006 года. Однако этого не произошло. Причины называются разные — технические, финансовые сложности, проблемы продвижения и т. д. В любом случае эксперты полагают, что у «летающего автомобиля» намного меньше шансов стать успешным проектом, чем у Volantor — Skycar больше самолет, чем автомобиль. Даже сам Моллер как-то заметил, что пускать Skycar на автострады бессмысленно — на высоте 9 км его скорость достигает 480 км/час.

Крейсерская скорость Volantor — 80-120 км/ч, максимальная — 160 км/ч. Запас хода тоже 160 км. Диаметр тарелки — 3 м, высота — около 1 м. Полет ограничен электроникой на уровне 3 м. На такой высоте проявляется экранный эффект, утверждает разработчик — влияние близкой поверхности, за счет чего увеличивается грузоподъемность аппарата.

Эксперты пророчат большое будущее подобным транспортным средствам, ведь автомобилям катастрофически не хватает дорог. Исследование Moller International показало, что уже сейчас не менее 10 млн экспериментаторов готовы заплатить $90-150 тыс. за летающую тарелку. Соответственно, еще в зародыше этот рынок имеет потенциальный объем в $1-1,5 трлн. Лет через десять за эти деньги развернется нешуточная борьба. Но не раньше. Летательные аппараты, подобные Volantor, еще нельзя назвать средством передвижения — сейчас это скорее дорогая игрушка. Под них не разработаны правила дорожного, точнее, воздушного движения, не выделены соответствующие маршруты.

Это всего лишь дело времени, — уверены инвесторы, работающие с долгосрочными, но перспективными проектами. К примеру, голландская Flying Car за полгода нашла инвестора для запуска в производство гибрида трехколесного мотоцикла и гироплана (летательный аппарат, удерживающийся в воздухе с помощью несущего винта, который вращается не мотором, а встречным потоком воздуха. Горизонтальная скорость гироплану сообщается дополнительным винтом с горизонтальной осью). Для движения по дорогам PAL-V (так голландцы назвали свою разработку) задействует двигатель, который может работать на газе, биодизеле или биоэтаноле. PAL-V-мотоцикл, как утверждают разработчики, будет способен разогнаться до сотни за 5 секунд и развить скорость до 200 км/ч. В случае необходимости PAL-V может расправить сложенные на крыше лопасти и превратиться в гироплан. Для взлета аппарату будет необходим разгон в 50 м, а для посадки достаточно пятиметровой площадки. Аппарат способен преодолеть без остановок и посадок около 550 км. По словам представителей Flying Car, PAL-V будет способен летать на высоте до 1200 м, которая в Европе является нижней границей для коммерческих авиалиний. Поэтому для полета в странах Западной Европы владельцу PAL-V не нужно согласовывать свой маршрут с властями и добиваться получения полетной карты.


В 1942 году молодой, талантливый немецкий авиаконструктор Ханс Фишер набросал принципиальную схему летательного аппарата, внешне напоминающего тарелку.

Суть хода его мыслей была таковой:

— Обычный самолет держится в воздухе благодаря подъемной силе, возникающей при обдуве крыла набегающим потоком воздуха. Его недостаток — не может зависнуть на месте...

— Вертолет держится в воздухе благодаря одному или нескольким воздушным винтам. Может взлетать и садиться вертикально. Но имеет невысокую горизонтальную скорость...

— ...Вывод: вместо вертолетного винта нужно применить кольцо с небольшими лопастями. Кольцо должно вращаться вокруг фюзеляжа (разумеется, круглой формы)...

— В своей конструкции он поместил два кольцевых винта, расположенных один над другим и вращающихся в противоположных направлениях. Это устраняло так называемый реактивный эффект...

Сначала был построен небольшой макет тарелки, диаметром чуть больше метра...

Короче говоря, опыты оказались неудачными, и Фишер навсегда забросил бы свое детище. Если бы немцы не изобрели турбореактивный двигатель. Конструктор вновь засел за расчеты...

Эркебек Абдулаев, «Летающая тарелка Геринга»


Топ-4 разработок летающих автомобилей

M200G Volantor. Серийная модель

  • Фирма-производитель — Moller International, США
  • Тип аппарата — 2-местная летающая тарелка. Для индивидуального пользования
  • Диаметр тарелки — 3 м, высота — около 1 м
  • Двигатель — восемь полукилограммовых моторов Rotapower, каждый из которых выдает больше двух лошадиных сил
  • Крейсерская скорость — 80-120 км/ч, максимум — 160 км/ч. Запас хода — 160 км
  • Высота полета — до 3 м
  • Управление — простой интерфейс
  • Экологическая безопасность — высокая. Двигатель питается смесью из 70% этанола и 30% воды
  • Безопасность пилота — высокая (заявлена производителем). Двигатели и несколько компьютеров работают автономно
  • Стоимость — $90-125 тыс.
  • Дата выпуска — 2008 год

Transition. Модель в стадии разработки

  • Фирма-разработчик — Terrafugia, США
  • Тип аппарата — 4-5-местный самолет-трансформер (автомобиль и самолет со складывающимися крыльями в одном корпусе). Для индивидуального пользования
  • Скорость — самолета до 400 км/ч, автомобиля — до 200 км/ч
  • Управление — требует специального обучения (как для вождения маломестными спортивными самолетами) и водительского удостоверения
  • Высота полета — как у маломестных самолетов, до 1 км
  • Экологическая безопасность — низкая. Авиационный четырехтактный мотор Rotax 912 ULS (100 л. с.) заправляется высокооктановым бензином
  • Безопасность пилота — испытания еще не проводились
  • Стоимость — $148 тыс.
  • Планируемая дата сборки испытательной модели — 2008 год
  • Планируемая дата выпуска серийной модели — 2009 год

PAL-V (Personal Air and Land Vehicle, в переводе — наземный и воздушный личный транспорт)

  • Фирма-разработчик — Flying Car, Нидерланды
  • Тип аппарата — 1-2-местный гибрид мотоцикла и гироплана. Для индивидуального пользования.
  • Скорость — максимальная 200 км/ч
  • Управление — требует специального обучения
  • Высота полета — до 1,2 км
  • Экологическая безопасность — высокая. Снабжен двигателем, который может работать на газе, биодизеле или биоэтаноле
  • Безопасность пилота — испытания не проводились
  • Стоимость — еще не определена
  • Планируемая дата выпуска серийной модели — не определена

Mule

  • Фирма-разработчик — Urban Aero, Израиль
  • Тип аппарата — 3-местный летательный аппарат. Не для индивидуального пользования — предназначен для муниципальных и спасательных нужд
  • Скорость — максимальная по воздуху 250 км/ч, по дорогам — не более 16-19 км/ч
  • Высота полета — до 3,6 км
  • Управление — требует специального обучения
  • Экологическая безопасность — сомнительна. Ввиду намного меньшего диаметра лопастей по сравнению с вертолетными расходуется в два раза больше топлива
  • Безопасность пилота — высокая (заявленная производителем)
  • Стоимость — примерно $1,5 млн
  • Планируемая дата выпуска прототипа — 2009-2010 годы
Вы здесь:
вверх