логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Карьерные перила Евгений ДУБОГРЫЗ - «Контракты» №35 Сентябрь 2007г.

Зачем собственники компаний повышают своих работников по службе


Общеизвестный факт: из хорошего финансового директора далеко не всегда получается хороший генеральный директор; дотошный и пунктуальный бухгалтер нередко теряется, заняв пост главного бухгалтера, а превосходный менеджер по продажам вполне может превратиться в серого и заурядного начальника отдела продаж. Между тем помешанные на эффективности и оптимизации собственники компаний и корпораций назначают на руководящие должности менеджеров, ранее проявивших себя лишь в качестве хороших исполнителей. Причем речь не идет о компаниях, желающих сэкономить на оплате труда: случаи повышения по службе сотрудников, попросту некомпетентных для новой должности, нередки и в крупнейших американских корпорациях. Явление столь распространено в бизнес-практике, что даже имеет отдельное название — «Принцип Питера» (Peter Principle), по фамилии американского экономиста Лоуренса Питера, впервые детально рассмотревшего феномен.

Зачем собственники, столь щепетильные в отношении расходов, к примеру, на сбыт или на маркетинг, мирятся, казалось бы, с неизбежными финансовыми потерями от кадровых ротаций? Ведь, поднимая менеджера по продажам на ступеньку вверх, гендиректор/владелец фирмы рискует получить не только неэффективного начальника, но и теряет ценного сотрудника на прежнем рабочем месте.

«Владельцы компаний и топ-менеджеры, принимающие подобные решения, руководствуются меркантильными соображениями», — отвечают Александер Кох из Лондонского университета и Юлия Нафцигер из брюссельского Universitе Libre*. Исследователи построили модель зависимости прибыли фирмы от кадровых перестановок внутри компании. Ключевой вывод: по мнению экономистов, даже неэффективный (на новом месте) сотрудник компании после повышения по службе приносит фирме пользу в виде роста прибыли. «Выполняя более ответственную работу, сотрудник, заранее зная о своей некомпетентности, будет компенсировать недостаток способностей за счет роста усилий», — пишут Кох и Нафцигер.

Есть и другое наблюдение: протестировав модель, ученые обнаружили, что уровень удовлетворенности работой у новоназначенных начальников резко падает в первый же год после нового назначения. Почему же тогда менеджеры среднего звена не отказываются от повышения по службе? «Все очень просто: человек, отказавшийся от кресла начальника, — первый кандидат на увольнение», — резюмируют исследователи.

*Job Assignments under Moral Hazard: The Peter Principle Revisited. Alexander K. Koch, Julia Nafziger. IZA Discussion Paper No. 2973


Ценить машины и рапортовать о том, сколько у нас имеется техники на заводах и фабриках, научились. Но я не знаю ни одного случая, где бы с такой же охотой рапортовали о том, сколько людей мы вырастили за такой-то период и как мы помогали людям в том, чтобы они росли и закалялись в работе.

Иосиф Джугашвили (Сталин), выступление перед выпускниками военных академий в 1935 году

Вы здесь:
вверх