логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Реализованному верить Константин СМИРНОВ, фото Романа ДЕВЯТОВА - «Контракты» №35 Сентябрь 2007г.

Участник передачи «Акулы бизнеса», сумевший убедить инвестора профинансировать проект, не всегда становится собственником


По четвергам в вечернем эфире канала ICTV пятерка известных бизнесменов оценивает проекты тех, кто хочет открыть свое дело на деньги инвестора. В этом году сменился состав акул бизнеса и правила проведения шоу (см. Контракты, № 30), но неизменным осталось одно: неуемное желание заработать, которое так или иначе выражали соискатели, представляя свои проекты акулам.

В предыдущих номерах мы писали о том, как инвесторы покупают идеи и на какие уловки идут соискатели, чтобы сделка состоялась. Однако опыт реализации проектов, купленных в прежних сезонах, показывает, что убедить инвестора сказать «да» — только половина дела. Нужно быть готовым к тому, что впоследствии условия сделки пересмотрят, а сам автор проекта из совладельца нового предприятия превратится в обычного наемного менеджера. Мало того, с момента покупки проекта до его практического воплощения проходит не менее полугода, за это время от первоначальной идеи мало что остается. Если конечно, речь не идет об укреплении имиджа компании-инвестора, финансирующей социальные проекты.

Прежний состав акул купил 11 проектов, нынешние инвесторы расщедрились на 14. Спустя год мы расскажем о наиболее удачных приобретениях

Сказки для начинающих

«Все соискатели, с которыми в этой студии мы договорились о сотрудничестве, получили бесплатные консультации, были зарегистрированы предприятия. Поэтому в любом случае, получится проект или нет, они не проиграют», — так охарактеризовал выгоды успешных соискателей владелец ТМ «Хортиця» Евгений Черняк. В самом деле, если за душой у претендента на получение инвестиций только прекрасная идея и желание работать, а все риски несет обладатель денежных средств, то польза для автора бизнес-плана очевидна. Возможно, именно потому, что от социально-ориентированных проектов никто не ожидал немедленной отдачи, они были реализованы быстрее, чем остальные, сугубо коммерческие начинания.

Например, предложение Светланы Гарамовой издать книгу сказок собственного сочинения прозвучало в мае прошлого года, а уже через три месяца идея получила свое материальное воплощение. Книга «Казочки для малюків», куда вошло 11 произведений, проиллюстрированных автором, увидела свет в сентябре 2006 г.

Как объясняла в свое время сама Светлана, писать сказки она стала семь лет назад, после того, как ей не хватило денег купить на рынке детскую книжку для дочери. Теперь все желающие, в том числе друзья, родственники и знакомые сказочницы, в свое время требовавшие очередную сказку для своих малышей бесплатно, могут купить эти истории по 35 грн. «Книга выпущена, продается в магазинах. Так что этот проект заработал, его можно считать результативным. Это социальный бизнес-проект, поэтому на нем много зарабатывать и не собирались», — заявил Евгений Черняк, согласившийся профинансировать проект стоимостью около 100 тыс. грн. По его словам, мир изменится к лучшему, «если дети будут вырастать на добрых сказках, а не на фильмах-боевиках». Окрыленная успехом, Светлана Гарамова (украинская версия Джоан Роулинг) в свою очередь во время презентации издания в Запорожье сообщила, что на одной книге останавливаться не намерена.

Бывает, что бизнесменам удается найти применение в рамках своей структуры культурным или новаторским проектам, не сулящим пока большой прибыли. Например, Андрей Задорожный, владелец Козырной Карты, обеспечил финансовую поддержку и удачный старт музыкальной группе «Сахара» (до знакомства с инвестором группа «Птах»), выделив средства на студийную запись трех песен. В июне этого года группа открывала вечеринку «Козырную Love Party 2007». «Я думаю, что у ребят большое будущее, потому что они со мной уже через раз начинают здороваться. Ведут себя, почти как звезды», — шутит г-н Задорожный.

Изобретение Андрея Павловского под названием «глайдер» (от англ. glide — скользить) использует в рекламных целях Александр Кардаков, президент корпорации «Инком». Работник киевской фирмы по установке жалюзи сумел убедить бизнесмена вложить EUR20 тыс. в налаживание производства своего спортивного изобретения. По сути, это усовершенствованный аналог деревянных тачек, которые на протяжении полувека мастерили из досок и подшипников мальчишки в каждом дворе бывшего СССР. «Сейчас глайдеры используются как элемент рекламной поддержки наших мероприятий. Мы помогли деньгами, так что это скорее спонсорский проект», — объясняет Александр Кардаков. Но, несмотря на это, у нового предприятия ООО «Скайглайдер» все по-взрослому: сайт, патенты, клуб, правила.

Тем не менее не всем отобранным бизнес-идеям суждено было осуществиться. Как утверждает все тот же Андрей Задорожный, примерно 20% отобранных проектов оказались неработоспособными. В первую очередь из-за неумеренных амбиций авторов. Например, Евгений Черняк отказался от дальнейшего сотрудничества с Юрием Подерием. Молодой человек представил действующий беспилотный самолет, который можно использовать для распыления удобрений над полями. Ему пришлось проявить чудеса дипломатии, чтобы уговорить Евгения Черняка инвестировать в проект свыше $100 тыс. «Проект, связанный со сверхмалой авиацией, не пошел. Прежде всего из-за неадекватного требования соискателей, которые как только вышли за пределы студии, вспомнили о существовании команды. Мы договаривались о менеджерском пакете в размере $1000, а потом оказалось, что вместе с Юрием менеджеров с таким окладом там должно быть пятеро. Причем сотрудничать на других условиях они отказывались. Но самое главное то, что они отказались вносить в уставный фонд новосозданного предприятия авторские права на изобретение. Поэтому мы попрощались», — таков неутешительный вывод акулы.

Похожие проблемы возникли и у Андрея Задорожного, купившего идею создания сети кондоматов (автоматов по продаже презервативов) в клубах и ресторанах. Расчет проекта прост: покупая средства гигиены в автомате, посетитель не смущается, ему не нужно бежать в аптеку и, наконец, по мнению авторов проекта, эти автоматы повышают статус заведения. Поначалу молодые маркетологи Евгений Ветров и Роман Гайдуков из Донецка рассчитывали получить 40% от бизнеса за управление проектом, но в итоге согласились на 10% и зарплату в $500 каждому. Они думали, что уже выиграли и жестоко просчитались. «Ребята приехали, стали прорабатывать проект с нашими специалистами. Но когда выяснилось, что кроме подачи идеи от них требуется еще и работа, обещали еще подумать, а потом и вовсе куда-то пропали. Мы не стали их разыскивать — сэкономили $60 тыс., — рассуждает Андрей Задорожный. — Зато остальные проекты пошли. Правда, пришлось их несколько доработать, в том числе и для того, чтобы сделать максимально прибыльными».

Александра Ильяшева и Виктор Мамешин одни из немногих, кто в полной мере выполнил обещанное
Поворотись-ка, избушка

Как правило, если инвестор берется за финансирование выбранного проекта, он либо не оставляет камня на камне от первоначальной идеи, либо сразу же предлагает поменять менеджмент в создаваемом предприятии. В первую очередь акул интересует, как можно повысить доходность проекта. Например, с Нариманом Аблемитовым приключилась история, похожая на пушкинский сюжет о мечтаниях трех девиц под окном. Одна их них, помнится, примерив на себя роль царицы, обещала закатить пир на весь мир. И стала поварихой. Нариман тоже мечтал накормить киевлян настоящими чебуреками, а не тем странным товаром, который продают в столице под этим названием. «Я приехал в Киев и пока здесь работал, пару лет наблюдал, как тут готовят чебуреки. Поэтому решил предложить свой проект... Может, акулы голодные были, а я приехал с готовыми чебуреками. А может, в отличие от многих, я предлагал проект в том деле, в котором хорошо разбирался», — вспоминает Нариман. Он получил инвестиции от Андрея Задорожного в размере $800 тыс., что было в 16 раз больше запрашиваемой суммы. Инвестор решил увеличить прибыльность проекта, открыв полноценный ресторан вместо передвижных чебуречных.

Правда, распоряжались деньгами представители той же структуры, что выделила средства. А самому г-ну Аблемитову досталась роль наемного повара, но он этому даже рад, полагая, что мог не справиться с такой ответственностью (см. Мечты сбриваются). Вернуть вложенные деньги Андрей Задорожный надеется через 4-5 лет.

А вот Даниилу Бойкову, автору идеи открытия сети фаст-фудов, специализирующейся на приготовлении картофельных зраз, повезло меньше. «Когда наши специалисты пересчитали этот бизнес-проект, то оказалось, что он просто нерентабелен. В студии не было возможности проверить информацию, предоставленную соискателем, а когда выехали на место и уточнили данные, пришлось отказаться от этой затеи. Но сам соискатель получил работу в сети «Козырная Карта». Сейчас он стажируется в Харькове, в ресторане «Мисливець-автогриль» и, если захочет, через год сможет стать директором ресторана», — кратко обрисовал перспективы карьерного роста молодого человека Андрей Задорожный. Собственно, он согласился финансировать этот проект исключительно потому, что Даниил выразил готовность быть учеником у инвестора (см. Контракты, № 45 от 06.11.2006). «За эти слова я дам вам 25% бизнеса», — произнес почти год назад г-н Задорожный, который поначалу вообще не планировал покупать подобный проект.

Бывает, что планы меняются уже на стадии реализации бизнес-плана. Так случилось, когда Евгений Черняк принялся вместе с двумя одесситами Валерием Сказкиным и Валерием Одинцовым реализовывать проект по строительству терминала для перевалки патоки и сухого гранулированного жома в порту Ильичевска на общую сумму $3,5 млн. Это самая большая инвестиция за всю историю программы.

«Люди оказались адекватными, сумма требуемых инвестиций подтвердилась. Проект находится в стадии реализации. Уже зарегистрировано предприятие, есть офис, подготовлена документация, заключен договор на аренду земли и очень высока вероятность, что проект будет запущен уже до конца 2007 года», — доложил обстановку Евгений Черняк. И добавил, что в ходе реализации задуманного, проект модернизировали. «Перевалка патоки, конечно, хороший бизнес, но контейнерные перевозки лучше», — объясняет свое решение инвестор. Поэтому не исключено, что этот проект превратится именно в организацию контейнерных перевозок.

На стадии разработки находится еще один проект, финансируемый г-н Черняком. Инвестор решил рискнуть $800 тыс., которые понадобились Ивану Кобзаренко для разбивки виноградников и создания своей винной ТМ. «Сейчас мы просчитываем целесообразность высадки тех или иных сортов винограда. Очень важно выбрать правильные сорта, потому что близящееся вступление Украины в ВТО может поставить под угрозу само существование проекта. Дело в том, что сорта, которые предлагал высадить соискатель, не могут быть сертифицированы по международным стандартам. Кроме того, надо изучить, подходит ли местная почва для новых сортов, насколько благоприятна экологическая обстановка. Если все будет отвечать тем требованиям, которые мы предъявляем, этот проект тоже заработает», — растолковывает сложности виноделия в условиях глобализации Евгений Черняк.

Тот факт, что эти проекты и через год еще не приносят доход, должен остудить горячие головы, считающие, что как только договор о взаимной деятельности заключен, можно почивать на лаврах. Прежде чем предприятие начнет зарабатывать первые деньги, пройдет немало времени. Тут даже опытный бизнесмен не всегда может предугадать конечный результат. Скажем, вкладывая $95 тыс. в проект по созданию сети магазинов флористики под торговой маркой «Квитель» (соискатели предлагали свою версию названия — «Флориссимо»), Александр Кардаков пока даже не загадывает, когда окупятся его вложения. «Продажи есть, специалисты из магазина оформляли нам несколько мероприятий и все остались довольны качеством предоставленных услуг. Проект стартовал четыре месяца назад, и пока о его прибыльности говорить рано», — осторожничает господин Кардаков.


Мечты сбриваются

Блиц-интервью с Нариманом Аблемитовым, шеф-поваром восточной кухни ресторана «Тюбетейка»

Как начиналось ваше сотрудничество с инвестором?

— После записи программы мои бумаги передали Андрею Задорожному и через некоторое время мне позвонили, назначили встречу в одном из ресторанов сети «Козырная Карта». Там мы и провели первую беседу вне студии. Андрей Задорожный познакомил меня с менеджером проектов сети, который в дальнейшем курировал реализацию моей бизнес-идеи. Потом подписали соответствующие бумаги. За три месяца до открытия меня пригласили в Киев и я стал работать, получая ставку.

Почему вашу идею доверили реализовывать другому менеджеру?

— Это уже была не совсем моя идея. По моему замыслу предполагалось нечто иное — передвижные тележки с чебуреками, наподобие тех, что предназначены для приготовления хот-догов. Запрашиваемых $50 тыс. как раз хватило бы на оборудование 5-6 таких точек. Но инвестор решил, что выгоднее открыть ресторан-чебуречную. А это оказалось не так просто. Во-первых, надо больше денег, а во-вторых — времени. С момента покупки моего проекта на передаче «Акулы бизнеса» до появления готового ресторана прошло полтора года.

Что помешало открыться раньше?

— Долго не могли определить место для будущего ресторана. Много времени ушло на разные согласования, расчеты-просчеты. Хотели на окраине города строить, что-то не получилось... Но я в эти вопросы не вникал.

За что вы отвечаете в проекте?

— Занимаюсь только тем, что хорошо знаю — слежу за качеством блюд восточной кухни. Рестораном управляет директор, а на кухне заведует еще один шеф-повар, отвечающий за блюда европейской и украинской кухни.

Какая доля в бизнесе принадлежит вам?

— Сначала предполагалось, что разделение долей будет 40% на 60% в пользу инвестора, но после съемок мы договорились, что мне и моему сыну (он работает моим помощником) платят жалованье. Сколько платят, не скажу — коммерческая тайна. И рецепт чебуреков, кстати, тоже секрет.

Знание рецептуры — единственная гарантия от увольнения?

— Меня могут уволить как любого наемного работника. Но, как сказал Андрей Задорожный, я буду здесь работать не менее четырех лет, пока проект окупится.

Не обидно, что ваша идея уже фактически вам не принадлежит?

— Нет. Честно говоря, даже от должности директора или общего шеф-повара я отказался бы. Потому что необходимого опыта у меня нет. Я работал в кафе в Судаке, а это совсем другой уровень. Кроме того, еще на съемках я предупредил, что деньги без помощи авторитетного инвестора мне не нужны. Потому что выбить место и заключить договор аренды для таких точек под силу только крупной организации. Иначе выделенных средств хватило бы только на неделю беготни по кабинетам. Поэтому я не просчитывал в бизнес-плане ни свою зарплату, ни другие издержки — только стоимость оборудования.


В ожидании чуда

Нынешний сезон покупок бизнес-идей примечателен не только новым составом инвесторов, но и необычайно большим количеством незавершенных договоренностей. Инвесторы, перестраховываясь, иногда отказывают соискателю, но обещают на досуге детально изучить предложенный проект, тем самым интригуя зрителей и давая соискателям надежду. Дескать, не все потеряно, есть шанс сделать бизнес.

О том, что происходит за кулисами шоу, бывший соискатель написал на форуме телеканала ICTV http://www.akuly.ictv.ua . «Предложенный акулам проект прорабатывался мной 1,5 года, — рассказал Контрактам Александр Янченко (менеджер проектов из Харькова), — была создана и опробована действующая модель продукта. Это межнациональная система автоматизации деятельности по складскому, торговому, производственному, ресторанному и гостиничному учету. Необходимый объем инвестиций — 1,3 млн грн, доля инвестора в новом бизнесе — 80%.

Вы здесь:
вверх