логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Виктор и НУ—НУ Анна САЙЧЕНКО, Вячеслав ДАРПИНЯНЦ - «Контракты» №35 Сентябрь 2007г.

У проекта НУ—НС две программы.


Программа минимум — пройти в парламент, войти в парламентское большинство (с ПР или БЮТ — не суть важно) и получить как можно больше постов в правительстве. Программа максимум — не дать занять должность премьера Виктору Януковичу или Юлии Тимошенко, понизив таким образом их стартовые возможности на президентских выборах 2009-го.

Делается это все, согласно официальному названию программы блока — «Для людей — а не политиков!». Смета мероприятия во многом совпадает с той, которая заложена в программу Партии регионов. В случае прихода к власти НУ—НС, государство в 2008-2010 годах будет платить за новорожденных, повысит минимальную зарплату и «покончит с очередью военнослужащих за жильем» (стилистика сохранена. — Прим. ред.).

Миф №1

О программе как таковой
«На базе предвыборной платформы НУ—НС будет сформирована политическая партия»

Комментарий Контрактов. С точки зрения классической политологии предвыборная программа НУ—НС нелогична, как и само это предвыборное образование. Левые Юрия Луценко, правые Юрия Костенко, центристы Вячеслава Кириленко и правильно ориентированный секретарь СНБОУ Иван Плющ под руководством президентского секретариата — это гремучая смесь деловых и личных интересов, карьерных устремлений и обещаний, амбиций и идеологий. Отчасти поэтому программа НУ—НС амбивалентна.

Социальные обещания перемежаются в ней с либеральными экономическими идеями (упрощение администрирования НДС, сохранение упрощенки и т. д.), а реализовываться это все будет для того, чтобы «навести порядок в стране, объединив под началом президента усилия демократических сил». Об этом НУ—НС заявляет прямо, настаивая на том, что «программа блока родилась в процессе диалога с людьми» и, что в ее основе лежат результаты выполнения президентских обещаний Виктора Ющенко (в том числе и вывод украинского контингента из Ирака). Вряд ли на базе НУ—НС, продвигающего не столько свои идеи, сколько президента, создадут полноценную партию после выборов в ВР. Более вероятно, что блок (или его часть) войдет в коалицию с ПР.

Миф №2

Об очистке списка
«НУ—НС признал кадровые ошибки 2005-2006 годов, очистил и обновил список кандидатов в ВР VI созыва»

Комментарий Контрактов. Если сопоставить предвыборной список НСНУ, поданный в ЦИК в декабре 2005-го, со списком НУ—НС, то нетрудно заметить, что из первой сотни кандидатов в депутаты от пропрезидентского блока выпало около 50 человек. Это, действительно, свидетельствует о том, что над списком поработали (иначе и быть не могло, учитывая, что к блоку присоединились УНП и соратники Луценко), однако количество, оказывается, не всегда переходит в качество.

Бизнесмены Давид Жвания, Николай Мартыненко и Александр Третьяков не отделятся от власти — они фигурируют в списке НУ—НС под вполне проходными номерами 21, 48 и 59. Изгнание из списка группы Кинаха в полном составе компенсировано появлением группы Коломойского. Есть в списке председатель правления ОАО «Укрнефть» Игорь Палица (№ 68), член наблюдательного совета Укргазпромбанка Илья Рыбчич (№ 90) и глава наблюдательного совета ЗАО «Промсвязь» Игорь Пиковский (№ 97). Не вошли в список г-да Червоненко и Порошенко, но только потому, что первому гарантировано сохранение поста губернатора Запорожской области, а второму, вероятно, обещана должность председателя Нацбанка (к слову, Владимир Стельмах в списке НУ—НС под № 28).

Миф №3

О неприкосновенности
«Отмена неприкосновенности и ликвидация депутатских привилегий позволят очистить власть»

Комментарий Контрактов. В 2003-м Ющенко и его ближайшие соратники были иного мнения о депутатской неприкосновенности: оппозиция, мягко говоря, в штыки воспринимали намеки президента Кучмы на то, что неплохо бы уровнять всех перед законом. 5 октября 2005 года президент Ющенко подписал закон, распространяющий право иммунитета на депутатов местных советов в обмен на голоса ПР за кандидата в премьеры Юрия Еханурова (правда, Виктор Андреевич пообещал отменить свое же решение через Конституционный Суд).

Напомним, что отмена неприкосновенности сопряжена с необходимостью внесения изменения в Основной Закон, а для начала этой процедуры необходимо 300 депутатских голосов. Вряд ли НУ—НС станет центром кристаллизации большинства, но даже если предположить, что блок убедит партнеров по гипотетической коалиции в целесообразности отмены неприкосновенности, то реализацию инициативы блокирует оппозиция. В стране, где бизнес зависим от власти, а суды принимают разные решения по одному и тому же вопросу, депутатская неприкосновенность — не роскошь, а конкурентное преимущество и относительная гарантия безопасности.

Вы здесь:
вверх