логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Золотая лихорадка Подготовил Андрей БЕРЕЖАНСКИЙ - «Контракты» №35 Сентябрь 2007г.

Первый украинский GSM-оператор «Голден Телеком» потерял рынок объемом $4 млрд из-за осторожности акционеров и ошибок в прогнозах


Андрей Милиневский
Декабрь 1996 года. Киев. Украинско-американское ООО «Голден Телеком» первым в Восточной Европе запустило в эксплуатацию сеть цифровой мобильной связи стандарта GSM-1800. «В то время мобильная связь была доступна лишь аудитории, которую сейчас принято называть «высокодоходные бизнес-абоненты». Других просто не было. Количество таких абонентов исчислялось всего десятками тысяч. Тем не менее Голден Телеком развернул сеть GSM, став таким образом первопроходцем», — вспоминает нынешний гендиректор компании Андрей Милиневский.

Единственный украинский конкурент Голдена в середине 90-х на украинском рынке мобильной связи — компания UMC — работала в стремительно устаревающем стандарте аналоговой сотовой связи NMT-450, который позволял предоставлять исключительно голосовые услуги. Только с появлением GSM-связи в Украине появились sms, автоответчик, голосовая почта. Кроме того, телефоны нового стандарта, которые предлагал Голден Телеком, были намного меньше и удобнее. «В первый раз, когда я взял в руки GSM-терминал, он показался мне слишком маленьким — телефоны стандарта NMT были в полтора-два раза больше. Хотя по сегодняшним меркам первый мой GSM-терминал — громадина», — рассказывает Милиневский.

Первоначально Голден предлагал три тарифных плана: Goldline, Silverline и Cityline. В месяц GSM-абоненты платили от $200 до $500. Минута разговора стоила около $0,5. Для сравнения: в первых тарифных планах ЗАО «УМС» минута разговора стоила больше $1. Целый год компания развивала GSM-связь без прямой конкуренции. UMC запустила цифровую сеть стандарта GSM-900 только в сентябре 1997 года, Киевстар — в декабре. Год спустя на рынок вышли «Украинские радиосистемы» (сегодняшний Beeline). Однако украинский Голден Телеком не смог воспользоваться уникальным шансом: стать лидером сегмента GSM-связи и, как показало его дальнейшее развитие, всего рынка мобильной связи.

Цена ошибки

Голден ушел с рынка объемом $4 млрд. Нынешний лидер рынка мобильной связи Киевстар контролирует более 40% рынка мобильной связи. Доля Голден Телекома составляет менее процента. В 1997-1998 годах в структуре доходов Голден Телекома мобильная связь занимала почти 100%, сейчас — лишь 12%. Взамен оператор получил хорошие, как для негосударственной компании, позиции на рынке фиксированной связи объемом $2 млрд. Но в деньгах «обмен» получился неравноценным. Совокупный доход украинской компании в 2006 году составил чуть более $80 млн — меньше, чем Киевстар и UMC (МТС) зарабатывают в месяц.

Котировки акций Golden Telecom, Inc на
биржевой площадке NASDAQ, $/акция

Чтобы добиться лидирующих позиций на рынке мобильной связи, и Киевстару, и UMC пришлось вложить миллиарды долларов в создание GSM-сетей. Инвестиции Голдена были намного скромнее — американцы не стали тратиться на построение украинской сети GSM. Среди всех операторов мобильной связи покрытие Голдена было самым минимальным.

Возможно, американцы со свойственной им осторожностью просто побоялись рисковать крупными вложениями в непредсказуемый украинский рынок. Риски действительно были. Для разворачивания сети национального масштаба нужны частоты GSM-900. Но, по словам Милиневского, в 1997 году конкурс на соответствующие лицензии прошел непрозрачно, был слишком политизированным. Первоначально предполагалось, что на продажу выставят частоты для двух операторов. Но в последний момент неожиданно появился еще один претендент, к которому были лояльны в высших эшелонах власти. В результате лицензии получили Киевстар, UMC и Украинские радиосистемы. Голден Телеком даже не подавал заявку на эти частоты.

Судя по всему, компания и не планировала строить всеукраинскую сеть, посчитав этот рынок малоперспективным. И ошиблась. «В то время это был не массовый рынок. Тогда сложно было представить, что через 10 лет трубки будут у каждого украинца, — оправдывается Андрей Милиневский. — Топ-менеджмент холдинга вплоть до краха доткомов в 2000 году считал, что будущее за фиксированной связью и сетью интернет. Именно это направление мы развивали во всех странах СНГ и в Европе. Но именно тогда и нужно было принять решение о многомиллионных или даже миллиардных инвестициях в построение всеукраинской сети мобильной связи в стандарте GSM-1800. Такого решения не последовало, в том числе из-за того, что строить сеть было дорого. Спустя несколько лет догонять лидеров, активно строивших всеукраинские сети, было поздно».

Милиневский впрочем не считает, что его компания допустила стратегическую ошибку: «Голден Телеком последовательно реализовывала свою стратегию развития, называть которую ошибочной было бы неверно, так как она принесла положительные результаты».

Нынешний гендиректор Голден Телекома к просчетам компании отношения не имеет. За первыми шагами Голдена он наблюдал со стороны — во второй половине 90-х Андрей Милиневский работал в ЗАО «Утел» — совместном украинско-американско-голландско-немецком предприятии, имевшим статус национального оператора международной и междугородной связи. В телекоммуникационную отрасль, как тогда казалось Милиневскому, он попал случайно: «После получения диплома пару месяцев проработал в Институте геологических наук, занимался математическим моделированием физики твердых металлов. В 1994 году знакомый пригласил в Утел, где платили намного больше. Я ухватился за этот шанс, устроился на должность «главного мальчика по компьютерам» — администратора отдела продаж. Следил, учил продавцов пользоваться ПК. За несколько лет вырос до директора по продажам». Проработав четыре года в Утеле, в 1998 году Милиневский перешел в Голден Телеком.

Мимо трубки

В конце прошлого столетия всеукраинская 1800-сеть обошлась бы инвестору в несколько миллиардов долларов. Сегодня — более $0,5 млрд. Разворачивать сеть исключительно в стандарте GSM-1800 в 2005 году решился Астелит — life:). К этому времени стоимость оборудования снизилась настолько, что такие станции стало экономически выгодно устанавливать в малонаселенных районах. Но существенного увеличения зоны покрытия донецко-турецкое СП смогло добиться, только получив несколько частотных каналов в диапазоне GSM-900. Зона покрытия станций GSM-1800 в несколько раз меньше, чем у GSM-900. Поэтому девятисотые базовые станции используют для расширения зоны покрытия, а — GSM-1800 — для увеличения емкости сети. Однако диапазон 900 МГц дефицитнее — свободные частоты в нем были розданы еще в 1997-м. Астелиту частотные каналы в диапазоне GSM-900 выдали за счет разграничительных полос и в ущерб других операторов, которые были вынуждены перепланировать использование частот в своих сетях.

К концу 2001 года количество абонентов в Украине перевалило за 2 млн. Рынок поделили между собой Киевстар (1,02 млн) и UMC (1 млн). Связь охватила все областные центры и дороги национального и регионального значения. Киевстар и UMC добились выделения им части оставшихся частот диапазона 1800 МГц — для использования в местах перегрузки сетей.

У Голден Телекома к этому времени было 45 тыс. абонентов в Киеве и Одессе. Тогда же компания отказалась от планов прийти во все города-миллионники, официально заявив о приостановке развития сети на неопределенное время. «Стало понятно, что модель «оператор, работающий в одном городе» неуспешна. Киевстар и UMC к этому времени фактически построили всеукраинские сети», — объясняет это решение Андрей Милиневский.

В начале 2001 года в материнской компании Golden Telecom, Inc изменился состав акционеров (сейчас украинское ООО полностью принадлежит этой американской компании со штаб-квартирой в Москве). Акционерами стали российская Altimo (по состоянию на май 2007 владеет 26,9% акций Golden Telecom, Inc), чуть позже — Telenor (по состоянию на май 2007 — 18,4% акций). Возможно, на нынешнюю стратегию украинского Голдена (ставка на фиксированную связи и интернет) повлияли именно события шестилетней давности. Очевидно, уже тогда эти компании решили реализовать свои амбиции на мобильном рынке Украины с помощью других операторов. Telenor и Altimo — акционеры Киевстара и ЗАО «Украинские радиосистемы». Альтимо также владеет долей в Астелите.

Бизнес на проводах

Еще в 1996 году параллельно с мобильным направлением Голден Телеком начал развивать проводную связь для корпоративных клиентов. Этот бизнес рос медленно, но в итоге именно он стал для компании основным.

«В конце 90-х — начале нового тысячелетия, корпоративным клиентам было трудно получить телефонный номер. У Укртелекома не хватало линий», — вспоминает Милиневский. Но номера были у Голден Телекома, который кроме лицензий на фиксированную местную, междугороднюю и международную телефонную связь, еще в 1996 году получил в Киеве 100 тыс. телефонных номеров (49х). С 1997 года компания начала предоставлять услуги телефонии корпоративным клиентам.

Происходило это не без проблем. С 2000 по 2002 год длился судебный процесс с Укртелекомом. Монополист, видимо, усмотрев в Голдене серьезного конкурента, отказывал компании в предоставлении соединительных линий. По словам Милиневского, «компанию не дал задушить» тогдашний генеральный директор Голден Телекома Юрий Безбородов. Правда, ему война с монополистом стоила должности. Весной 2002 года было возбуждено уголовное дело в отношении должностных лиц Голден Телекома. Компанию обвинили в рефайле — подмене международного трафика внутренним.

«Эту проблему Укртелеком поднял уже в разгар судебных разбирательств. В марте в офис компании ворвался Беркут, уложили всех лицом в пол, опечатали оборудование. Ситуация разрешилась только после вмешательства иностранных инвесторов. Летом 2002 года доля украинских акционеров была продана компании Golden Telecom, Inc, которая стала единственным собственником украинского ООО. Но условием прекращения нападок на Голден Телеком был уход Безбородова из компании», — вспоминает нынешний гендиректор Голден Телекома.

Тем не менее к 2002 году Голден Телеком обслуживал большую часть компаний Киева, Одессы и Днепропетровска.

По мере развития бизнес-сегмента, усиления конкуренции компания начала предоставлять корпоративным клиентам комплексные решения. «Смежные услуги неудобно покупать у разных поставщиков. Мы первыми стали предлагать корпоративному сектору и телефонию, и интернет, и передачу данных, и услуги call-центра с подключением бесплатного 800-го номера. Кроме того, мы были первыми, кто предложил корпоративному рынку не только услуги связи, но и высокий уровень сервиса, выделив для каждой компании сотрудника по обслуживанию, который в любое время дня и ночи мог организовать сервисную или техническую поддержку», — рассказывает Милиневский.

Для развития интернет-направления был приобретен один из первых украинских провайдеров — Совам телепорт, инженерная инфраструктура и клиентская база которого стали основой интернет-направления Голден Телекома в Украине. «Услуги доступа в интернет и передачи данных мы начали предоставлять еще в 1998 году. Но только после объединения с Совам телепорт в начале 2000 года, это направление начало развиваться быстрыми темпами, — объясняет Андрей Милиневский. — Эта компания вместе с Инфокомом стояла у истоков бизнеса по предоставлению доступа к сети интернет в Украине, ее рыночная доля достигала 50%. Фактически это был выход на рынок с помощью поглощения». Благодаря этому приобретению сегодня Голден входит в лидирующую тройку компаний, представляющих услуги передачи данных. «Совокупная доля Голден Телекома, Датагруп и Инфоком превышает 80%. При этом наши позиции на рынке сопоставимы», — говорит Милиневский.

В конце 90-х Укртелеком контролировал 95% рынка фиксированной связи. К 2007 году доля монополиста уменьшилась до 75%. Небольшие региональные игроки сумели занять 10%, еще 15% — Голден Телеком, Оптима и Фарлеп. Причем последние три игрока работают преимущественно с высокодоходными бизнес-абонентами. В ближайшие годы именно эта тройка будет теснить остальных игроков: к 2010 году, по прогнозам экспертов iKS-Consulting, Голден Телекома, Оптима и Фарлеп, займут 25% рынка.

Доля Голден Телекома вырастет до 7-9%, а оборот компании превысит $200 млн. Верхняя планка для Голден Телекома как оператора фиксированной связи — 10-15% рынка объемом $3 млрд, то есть $300-450 млн выручки в год. Выйти на эти показатели вполне реально. Golden Telecom, Inc владеет фиксированными сетями в большинстве стран СНГ.

У компании есть дружественные структуры в Европе (европейские подразделения американской компании GTS, стоявшей у истоков создания Golden Telecom, Inc). «Масштабы бизнеса — уникальное преимущество нашей компании. Подобной инфраструктурой не может похвастаться ни один другой оператор фиксированной связи в Восточной Европе», — считает Милиневский. Одно из преимуществ разветвленной сети линий фиксированной связи — предоставление другим операторам доступа по международным направлениям. Именно с развития этого направления бизнеса Милиневский начинал карьеру в Голдене.

Ударная перестройка

Чтобы повысить эффективность работы компании, руководству Голден Телекома пришлось в 2006-2007 годах перестроить внутренние бизнес-процессы. «В прошлом году я инициировал большие структурные изменения. Меня поддержала вся команда топов. Мы поняли, как сделать бизнес более эффективным», — говорит Милиневский.

Идея преобразования проста. Раньше структура компании была выстроена, исходя из направлений бизнеса: интернет, фиксированная, мобильная связь и т. д. К примеру, департамент телефонии предлагал услуги и традиционным корпоративным клиентам, и малому бизнесу, с которым Голден начал работать в 2003 году. Минус такой системы в том, что одна и та же команда работает с разными типами клиентов, к которым нужен совершенно разный подход.

«Теперь каждый «клиентский» сегмент развивает своя команда. К примеру, есть подразделение для работы с корпоративными клиентами. Здесь главное — создать ощущение элитарности у клиента. Решения, сервис — все должно быть исключительным, по высшему уровню. Нужны интегрированные решения, которые покупают профессионалы. Поэтому мы собрали специалистов по каждой из услуг, предоставляемых корпоративным клиентам, создали условия для командной игры», — рассказывает Милиневский. Кроме корпоративного, в компании выделили направление «основные услуги» — для физлиц, малого и среднего бизнеса.

«Этим клиентам нужны простые и удобные типовые решения», — объясняет Милиневский. Есть у Голдена подразделение по работе с операторами связи и команда, которая предоставляет услуги, не требующие прокладки кабеля между Голден Телекомом и клиентом. «Это и dial-up-интернет, и мобильная связь, и IP-телефония. Это массовый рынок. Здесь главное — маркетинг. Успех этого направления в наибольшей степени зависит от методов и способов продвижения продукции на рынке», — считает гендиректор Голден Телекома.

Реструктуризация завершилась только весной этого года. Однако, по словам Милиневского, «уже сейчас можно утверждать, что такая модель построения бизнес-процессов наиболее эффективна».

Изменения в украинском офисе начались после смены руководства в Москве. С осени 2005-го московский офис Golden Telecom, Inc возглавил бельгиец Жан-Пьер Вандромм, занявший должность главного управляющего. Российские СМИ уже окрестили назначение Вандромма «лучшим приобретением компании». Еще два года назад российский Ренессанс Капитал характеризовал Golden Telecom как «нишевого игрока с невдохновляющими финансовыми показателями». Но за короткое время бельгиец смог увеличить капитализацию компании более чем вдвое — до $2,1 млрд. В том числе используя методы, о которых с увлечением рассказывает Милиневский.

Тем не менее у руководства украинского подразделения есть повод для гордости. В Украине Голден Телеком — единственный частный оператор сразу нескольких видов связи — мобильной, фиксированной телефонной, передачи данных и доступа в интернет. Теоретически такой набор услуг может вывести компанию на качественно новый уровень.

«Толстая» связь

Рассматривая мобильную связь как одну из услуг для корпоративных клиентов, Голден не спешит отказываться от этого направления. «В ближайшие годы операторы мобильной и фиксированной связи будут создавать альянсы с тем, чтобы предлагать клиентам конвергентные услуги. В мире действует закон конвергенции — клиенты желают минимизировать время на заказ смежных услуг и их получение», — уверен гендиректор Голден Телекома. Исходя из этой тенденции, Милиневский и строит стратегию развития компании.

Милиневский не умаляет значимости мобильной связи. Просто, по его словам, фиксированная связь будет развиваться параллельно. И чем быстрее будут увеличиваться требования к качеству и количеству информации (видео, аудио), тем быстрее станет развиваться именно фиксированная связь. «Только фиксированные сети могут обеспечить высокую скорость передачи данных. Поэтому все основные услуги будут предоставляться на базе широкополосных сетей. Природу не обманешь: сделать очень быстрые беспроводные сети невозможно. Есть фактор расстояния и энергетики. Если поставить дальнобойную антенну, с пролетающих мимо ворон будут сыпаться перья, — говорит физик по образованию. — С другой стороны, людям нужна мобильность. Но в первую очередь для голоса: немногие будут смотреть кино на мобилке во время ходьбы — можно в столб врезаться».

По словам гендиректора, у оператора, созданного «мобильной» и «фиксированной» компаниями, будет отдельный профиль для каждого клиента: «В зависимости от того где находится абонент, ему будет предоставляться набор сервисов и услуг. В ключевых местах (доме, офисе) мы будем предоставлять услуги связи с помощью оптического канала.

Соответственно, набор сервисов на основе высокоскоростной передачи данных будет максимальным. Кроме подключения ноутбука или смартфона напрямую к оптическому каналу, возможно беспроводное подключение к домашней сети Wi-Fi — на расстоянии десятков метров домашняя базовая станция обеспечит высокую скорость передачи данных. Естественно, БС будет связана с внешним миром тем же оптическим каналом. На улице клиент будет подключаться через GSM, Wi-Max или 3G», — раскрывает карты Милиневский.

Конкуренции со стороны мобильных операторов Милиневский не боится. Он не верит в то, что они успешно выйдут на рынок фиксированной связи и реализуют такие проекты самостоятельно: «В мире нет ни одного мобильного оператора, который успешно тянул бы провода к клиенту. Они слишком хорошо зарабатывают на мобильной связи. Поэтому их заявления о выходе на рынок фиксированной связи выглядят странно. Сколько можно заработать на фиксированной связи? Десятки миллионов? Это несерьезно, если сравнивать с $1,5-2 млрд в год от услуг мобильной связи, которые зарабатывают крупнейшие украинские игроки мобильного рынка».

Доля прибыли в выручке мобильных операторов в три-четыре раза выше, чем у операторов фиксированной связи и часто превышает 50%, по крайней мере, в Украине. На Западе разница не столь велика, но и там работать с мобильными абонентами намного выгоднее.

Руководство Голден Телекома не планирует стать пятым национальным мобильным оператором. «У нас другая компетенция — создание решений фиксированной связи. Впрочем, мы будем развивать свой мобильный бизнес. Он прибыльный. Проблема покрытия устранена благодаря партнерству с Beeline и внедрению национального роуминга на основе его сети. Немного подправим покрытие в Киеве и Одессе, запустим EDGE, после чего станем привлекательными для тех, кто большую часть времени находится в городе. Благодаря конвергенции сработает идея «мобильный оператор одного города», — рассуждает Милиневский.

Как правило, успешные проекты Golden Telecom, Inc повторяет в других странах. «Если сеть Wi-Fi будет успешна в России, то в Украине, скорее всего, тоже будем ее строить. Если в Украине будет успешный опыт конвергенции, вскоре о ее внедрении задумаются и российские коллеги», — говорит Милиневский.

По его словам, проект по конвергенции мобильной и фиксированной связи тестируется в Киеве и Одессе: «Готовых решений подобного рода в мире еще нет. Поэтому воспользоваться чужим опытом нельзя. Первые результаты конвергенции уже есть. Как только увидим, что все работает без сбоев, будем искать партнера среди мобильных операторов для сотрудничества в масштабах всей Украины». С какой компанией Голден заключит договор, Милиневский не признается. Еще рано. Предложение о совместном национальном роуминге в свое время было отправлено всем четырем операторам мобильной связи, но взаимовыгодные условия пока предложил только Beeline.


Пионер-аутсайдер

Голден Телеком никогда не лидировал по количеству мобильных абонентов. Например, в январе 1997 года UMC обслуживала 29 тыс. абонентов, Голден — всего 220. Через четыре месяца — соответственно 30 тыс. и 800. Сейчас у компании всего 49 тыс. мобильных абонентов.


Путь компании.

Основные этапы развития ООО «Голден Телеком»

1996 — Украинская компания «Банкомсвязь» и американская Global TeleSystems Group, Inc. создают СП, предоставляющее услуги под торговой маркой Golden Telecom. GTS получает 49% в уставном фонде нового ООО

1996-1997 — В 1996 году Голден Телеком получает номерной ресурс — 100 тыс. телефонных номеров (49х) в Киеве. С 1997 года компания предоставляет услуги проводной (телефонной) связи корпоративным клиентам

1996 — В декабре 1996 года Голден Телеком первым в Восточной Европе запускает в эксплуатацию сеть цифровой мобильной связи стандарта GSM-1800

1997 — Голден Телеком не принимает участия в конкурсе на получение частот в диапазоне 900 МГц, необходимых для построения всеукраинской сети сотовой связи. Лицензии на эти частоты получают Киевстар, UMC и Украинские радиосистемы

1999 — В США GTS регистрирует холдинг Golden Telecom, Inc, объединяющий телекоммуникационные активы в СНГ, с главным офисом в Москве и подразделением в Украине — ООО «Голден Телеком». 49% уставного фонда ООО принадлежит GTS. Руководство холдинга принимает решение развивать в Восточной Европе проводную связь. Компания строит международные оптоволоконные линии связи, предоставляет доступ к сети интернет по выделенным линиям и посредством dial-up, услуги телефонной связи и IP-телефонии

2000 — Голден Телеком объединяется с одним из первых украинских провайдеров — компанией «Совам телепорт», доля которой достигает 50%

2001 — В начале года акционерами Golden Telecom, Inc становятся российская Altimo (сейчас — 26,9% акций), затем — Telenor (18,4%). Новые акционеры не заинтересованы в развитии мобильной связи под ТМ Golden Telecom, поскольку владеют долями других украинских мобильных операторов

2001 — К концу 2001 года количество абонентов мобильной связи в Украине — более 2 млн. Рынок поделен между Киевстаром (1,02 млн) и UMC (1 млн). У Голден Телеком — 45 тыс. абонентов в Киеве и Одессе. Компания заявила, что некоторое время не будет развивать GSM-сеть

2001-2002 — После «краха доткомов» Golden Telecom, Inc проводит ревизию своих интернет-активов. Онлайн-проекты, в которые компания инвестировала около $70 млн, переоценены в $1 млн

2002 — Весной 2002 года в отношении должностных лиц ООО возбуждено уголовное дело. Компанию обвинили в подмене международного трафика на внутренний. С 2000 года Голден Телеком судился с Укртелекомом, который отказывал компании в предоставлении соединительных линий. Итог противостояния: с Голдена сняли обвинения; из компании уходит гендиректор Юрий Безбородов; Golden Telecom, Inc выкупает долю украинских акционеров в ООО

2003 — За первое полугодие выручка ООО выросла на 17,4% — до $19,9 млн. По темпам роста оборотов Голден Телеком существенно уступает головному холдингу Golden Telecom, который в первом полугодии увеличил продажи в 2,1 раза — до $159,138 млн

2004 — С ноября Голден Телеком предоставляет услуги стационарной телефонной связи частным лицам

2005-2007 — С осени 2005 года Golden Telecom, Inc возглавляет бельгиец Жан-Пьер Вандромм. За короткое время он увеличил капитализацию компании более чем вдвое — до $2,1 млрд. Украинское подразделение Golden Telecom, Inc перестраивает внутренние бизнес-процессы: с 2006 года крупные компании, мелкий и средний бизнес, частных абонентов обслуживают отдельные департаменты. Голден входит в первую тройку украинских компаний, представляющих услуги передачи данных. Совокупный доход в 2006 году составил более $80 млн. По оценкам экспертов, к 2010 году Голден Телеком может увеличить оборот до $200 млн

Вы здесь:
вверх