логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Вас увольняли? - «Контракты» №37 Сентябрь 2007г.

Чтобы узнать о наиболее типичных ошибках, которые допускают менеджеры, выгоняя сотрудников, мы спросили: Вас увольняли?


Андрей ПИСКУНОВ, директор компании «IT-Автоматизация»

— Меня никогда не увольняли. А вот мне случалось. За все время работы на руководящей должности я говорил фразу: «С сегодняшнего дня ты больше не работаешь на нашу компанию» раз десять, не меньше. Были случаи, когда люди уходили по моему «желанию», но это больше выглядело как увольнение по согласию сторон. Должен признаться, это достаточно болезненная ситуация. Если у вас все сложилось в жизни, вы обеспечены и к тому же являетесь большим начальником, то самое противное, что может с вами случиться, — это необходимость кого-нибудь уволить. После каждого такого случая приходится восстанавливать свое психологическое равновесие.

Как правило, я увольнял тех, кто не справлялся со своими служебными обязанностями. Мы просто сбрасывали балласт, который мешал нам двигаться на старте. Кандидаты на те или иные должности видели, что в нашей компании за невыполнение обязанностей могли отправить на рынок труда. Но каждый раз в такой ситуации у меня подступал комок к горлу, и я пытался оттягивать этот момент как можно дольше. Потом собирался с духом, говорил ту самую фразу, отвечал на вопросы и выходил из комнаты, оставляя человека наедине с собой.

Александр МАРУЩАК, заместитель начальника отдела сбыта компании «Дельта»

— Несколько раз я менял место работы, но всегда по собственной инициативе. Вообще же увольнение нерадивого сотрудника или удержание ценного специалиста — сложнейшие задачи любого руководителя. Ситуации бывают разные. Случается, что сотрудник отлично справляется со своими функциональными обязанностями, но негативно влияет на психологический климат в коллективе. В идеале решать такие проблемы в компании должны HR-специалисты, хотя иногда руководители не прислушиваются к мнению менеджера по управлению персоналом. И специалиста, которого можно было бы наказать выговором, увольняют, а человека, являющегося «источником заразы» в коллективе, держат на работе. В итоге постепенно хорошие работники уходят сами, не видя для себя перспектив или не желая работать в нездоровой атмосфере. Предупредить многие кадровые проблемы помогает взаимная лояльность руководителей и подчиненных.

Евгений ШАПОВАЛОВ, директор ООО «Фортуна»

— Меня лично не увольняли. Опыт показывает, что увольнять нужно очень осторожно и по возможности тактично. В конце концов неизвестно, как сложится судьба уволенного сотрудника и при каких обстоятельствах впоследствии придется с ним столкнуться. Кроме того, негативная информация о фирме, которую способен распространить обиженный работник, может не лучшим образом сказаться на имидже предприятия. Поэтому всегда лучше расставаться по-хорошему. Для этого, во-первых, стоит убедить сотрудника самому принять решение об уходе. Во-вторых, полностью рассчитаться с увольняемым. Если он нуждается в рекомендациях, имеет смысл их дать. И тогда вряд ли такой человек будет затевать судебную тяжбу, распускать слухи или иным образом мстить.

Елена ВЕРНАДСКАЯ, менеджер туристического агентства «Орбиталь»

— Однажды меня вынудили уволиться. Начальник предложил мне собирать информацию о сотрудниках в частных беседах, а потом доводить до сведения руководства содержание этих разговоров. Когда я отказалась, мне предложили уволиться. При этом считаю, что работу свою выполняла профессионально и у моих непосредственных кураторов ко мне претензий не было. Однако слово босса оказалось решающим. Я не хотела портить свою репутацию, опасалась ненужной записи в трудовой книжке, поэтому не стала конфликтовать, а написала заявление «по собственному желанию».

Екатерина ФИЛОНЕНКО, HR-директор компании «Сантек Украина»

— К счастью, меня никогда не увольняли. Мне же по долгу службы приходилось это делать. По реакции на увольнение людей можно условно разделить на три категории. Первая — неплохой специалист, волею обстоятельств не прижившийся на фирме. Такие люди предпочитают не конфликтовать — им невыгодно портить свою репутацию скандалами. С ними можно договориться по-хорошему. А вот остальные две категории относятся к проблемным: люди, чья карьера по ряду причин уже не состоится, и просто прирожденные скандалисты. С увольнением данных личностей обычно много нервотрепки. Они могут подавать в суд, отстаивая свое право на труд именно на вашем предприятии, требовать оплату вынужденного прогула, а заодно и компенсацию своих моральных страданий. А если такому сотруднику известны компрометирующие фирму сведения, то можно ждать больших неприятностей. Он запросто может позвонить в налоговую инспекцию и поделиться некоторой информацией. И даже если она окажется неправдивой, налоговики все равно изрядно отравят жизнь компании. Так что увольнение людей — очень непростое дело.

Маргарита БЕРДАЛИЕВА, риэлтор

— Меня увольняли всего один раз. Я работала в страховой компании и иногда звонила из офиса за границу, думала, можно. Когда же пришел счет за телефонные переговоры и начальство выяснило, кто совершал эти звонки, то в тот же день мне сказали: «Ты у нас больше не работаешь». Натерпелась позора... Предлагала руководству вычесть эту сумму из моей зарплаты. Мне сказали, что так и сделают, но все равно уволят. Обидно, ведь мне никто не сказал о запрете на международные звонки. Думаю, в моем случае ситуация со звонками была просто поводом.

Людмила ЯКИМЕНКО, бухгалтер ООО «Гроно»

— Не увольняли, я в свое время столкнулась с иной проблемой: меня не хотели отпускать. Когда моя неудовлетворенность работой достигла предела, решила уволиться по собственному желанию. Оказалось, что это не так просто сделать. Директор не хотел меня отпускать, поэтому заявление об уходе порвал и дал массу обещаний. Спустя некоторое время поняла, что выполнять их начальник не намерен, и снова пошла к нему с заявлением об уходе. Это заявление постигла та же участь. Я стала думать о том, как же все-таки уволиться и получить на руки трудовую книжку. Поскольку фирма была небольшой, то канцелярия, в которой можно было бы зарегистрировать заявление, отсутствовала как таковая. Пришлось отправлять заявление по почте. Причем не простым письмом, а ценным, с уведомлением о вручении. Кроме заявления, в конверт нужно было вложить опись вложений со штемпелем почты, чтобы потом не доказывать, что отправлено было именно заявление об увольнении, а не что-либо еще. Очевидно, после получения этого письма директор понял, что я могу и в суд обратиться по поводу своего увольнения, и в конце концов подписал мое заявление об уходе.

См. еще по теме: "Уволенному верить"

Вы здесь:
вверх